21-24 января в Давосе (Швейцария) прошёл 50-й Всемирный экономический форум (ВЭФ).
"Давос" нынче явно не тот, что был ещё три-четыре года назад, не говоря уже о более ранних временах, особенно — сразу после развала Советского Союза, в 90-е годы прошлого века.
Конечно, тысяча крупнейших корпораций мира всё ещё стоят стеной за его спиной. Но добрая половина из них сегодня — это обременённые запредельными долгами "зомби", биржевые "пузыри", которые вот-вот лопнут. Либеральная глобализация, знаменосцем которой полвека был ВЭФ, уже исчерпала себя. А "четвёртая технологическая революция", замысленная неизменным главой и организатором Давосского форума Клаусом Швабом как наследница "глобального рынка", — под большим вопросом из-за финансовых, ресурсных и экологических ограничений. Да и страновых — тоже. Центр "новой экономики" явно будет находиться не в атлантическом, а в тихоокеанском регионе, страны которого на швейцарских посиделках традиционно представлены слабо. И попытка Си Цзиньпина в 2017 году предложить воротилам "западной" экономики Китай в качестве нового глобального лидера вместо "уходящей натуры" США — закончилась полным провалом. С тех пор "товарищ Си" туда ни ногой. Тогда, собственно, и начался "закат Давоса": "игнор" от страны, производящей почти четверть мирового валового продукта, не мог не сказаться на реальном статусе столь пафосного мероприятия.
Хотя "первый звоночек" по этому поводу прозвенел гораздо раньше: точно так же обитатели "Давоса" в январе 2009 года, 11 лет назад, проигнорировали антикризисное предложение Владимира Путина (тогда — "всего лишь" премьер-министра России с неясными политическими перспективами) вскрыть истинное положение дел в мировой экономике, произведя всеобщий переучёт активов и долгов, — поскольку предпочли болезненной реанимации приём сладкого наркотика "количественного смягчения". Больше на ВЭФ российского лидера не видели и, наверное, не скоро увидят, если увидят вообще.
И, судя по программе юбилейного ВЭФ, там по-прежнему не понимают, что они натворили, пытаясь компенсировать своё "выпадение из мейнстрима" и утрату приоритетного целеполагания расширением обсуждаемого круга проблем в режиме "ничего обо всём".
Судите сами: номером первым в программе Давоса-2020 значилась экологическая проблематика: "мобилизация" бизнеса для реагирования на риски изменения климата и обеспечение максимальных мер по защите биоразнообразия "до дна океанов". Полная утопия в условиях "глобального рынка", превращающего всю планету в свалку и пустыню. Но главным гостем Давоса-2020 стала 17-летняя шведская экоактивистка Грета Тунберг, "климатическая Жанна д`Арк", с помощью которой либерал-глобалисты хотят установить по всей Земле, которую, видимо, считают своим офисом, систему полного климат-контроля. Правда, ни саму планету, с её океанами, вулканами и разломами тектонических плит, ни Солнце, ни другие космические тела они об этом не спросили. Да в этом и нет никакой необходимости: речь идёт только о том, чтобы регулировать потребление, а значит — и производство, заставить всё человечество как аутистка Грета "сидеть задницей в снегу", лишь бы только сохранить свою власть и собственность.
Номером вторым названа проблема снятия долгосрочного долгового бремени и обеспечения экономического роста. Опять же — полная утопия в условиях, когда 95% денежной массы ничем не обеспечены, эмиссия "фальшивых денег" центробанками непрерывно растёт, а крах не наступает только потому, что эти сотни триллионов долларов пока вращаются в сфере виртуальной экономики с искусственно завышенной прибыльностью. Поэтому "гостем номер два" в Давосе оказался Дональд Трамп, президент США — страны, валюта которой является главной мировой валютой.
Трамп и его команда подтвердили, что менять свой курс и поднимать ставку ФРС из-за Греты Тунберг, которой неплохо для начала закончить хотя бы колледж, и даже под угрозой грядущего краха глобальной экономики не собираются.
Проблема номер три: как создать глобальный консенсус по внедрению технологий Четвёртой промышленной революции и избежать "технологической войны"? Ответ известен заранее: никак. Свободная конкуренция ведёт к монополии, а монополия — к застою и загниванию. Сегодня США проигрывают экономическую и, похоже, технологическую гонку Китаю, конфликтный потенциал в отношениях этих двух сверхдержав будет только нарастать, а финансово-информационное доминирование "коллективного Запада" — рушиться. Следовательно, "технологическая война" неизбежна, если не верите — спросите у Huawei.
Проблема номер четыре: как обеспечить и улучшить жизнь ещё одного миллиарда людей в следующем десятилетии? Тут интересна сама постановка вопроса. В 20-е годы XXI века появится на свет больше полутора миллиардов человек, а умрёт больше полумиллиарда из нынешних 7,8 миллиардов населения Земли. О каком особом "миллиарде" вообще может идти речь?
Проблема номер пять: разрешение конфликтов и быстрое примирение враждующих сторон в глобальных горячих точках с использованием "духа Давоса", под которым понимаются, прежде всего, неформальные встречи представителей финансово-экономических "элит", участвующих в данных конфликтах. Этот пункт, честно говоря, вообще "за гранью добра и зла". Конечно, войны — продолжение политики другими средствами, а политика — концентрированное выражение экономики, но, раз уж конфликт начался, то это уже проблема государств, а не экономических субъектов — даже таких, как ТНК с их "частными военными компаниями".
Наконец, пункт шестой, последний по месту и по значению: создание новых бизнес-моделей, "необходимых для развития предпринимательства в четвёртой промышленной революции", способных эффективно работать в условиях политической напряжённости, экспоненциальных технологических изменений и отмеченной выше инфляционной гонки, вежливо обозначенной организаторами форума как "растущие ожидания всех заинтересованных сторон". Вот на него ответ известен заранее: тотальный выход этих бизнес-моделей на всех уровнях за рамки существующего правового поля, — пока не будут установлены и закреплены новые "правила игры". А этого до краха нынешней матрицы "глобальной экономики", порождением которой стал и Давосский форум, по определению не случится.
В общем, на ситуацию в мировой и даже в европейской экономике посиделки в Давосе влияют всё меньше, и вскоре они или вообще отомрут, как атавизм "глобального рынка", или у них появятся другие организаторы, участники и цели.