Сороковой год ХХ века. Выходец из семьи промышленников Невилл Чемберлен, недавно привезший на Остров «мир с честью», уже вынужден услышать сакраментальное «Ради Бога, уходите» (при переводе контекст может быть непонятен), и обсуждает узким кругом кандидатуру, которая могла бы успокоить Оппозицию Его Величества. Любимец консервативной партии виконт Галифакс согласен с тем, что править нужно ему, но не согласен с тем, когда и как. Поэтому выбор пал на представителя рода Мальборо, недавно возвратившегося блудного сына из другой партии (впрочем, это у них – семейное). Будущий нобелевский лауреат по литературе идёт на поклон к Королю Георгу, который принимает его прохладно, целует монаршескую руку, а потом произносит пламенную парламентскую речь, на которую однопартийцы реагируют вяло. Им не хочется «жертвовать сапогом английского гренадёра ради какой-то Польши», хочется интриг, сохранения Империи, и сдаться на милость плебею, ефрейтору Шикльгруберу.
Аристократ, любящий сигары, виски и яичницу с беконом, не согласен с таким подходом, и, будучи не в силах сопротивляться позорному бегству из Дюнкерка, решает его возглавить. Тем более что коварный Гитлер, верящий в арийское происхождение англичан, добивать прижатую к морю группировку – не спешит. Черчилль мечется между парламентскими процедурами и желанием войти в историю как герой, а всемилостивейший Монарх – между необходимостью управлять страной в военное время и эмиграцией в Канаду. И все ждут реакции Рузвельта, который говорит: «Оружия нет, но вы там держитесь». Георг выбирает бомбардировки Англии, сообщает об этом свежеизбранному премьер-министру, который мобилизует для эвакуации не только военный, но и гражданский флот. После этого наследник древних традиций впервые в жизни спускается в метро, общается с народом, запугивает его свастикой над Вестминстером и произносит ещё одну речь. Неизвестно, насколько она ярче фултонской, но слушателям понравилось, умирающий интриган Чемберлен даёт отмашку на долгие продолжительные аплодисменты, Галифакс покидает министерский пост, а вернувший уверенность Уинстон идёт править «Владычицей Морей» и раскручивать мем «Дух Дюнкерка», не обращая более внимания на издержки парламентаризма.
Фильм «Тёмные времена» создан для того, чтобы вручить наконец-то давно заслуженную премию «Оскар» Гэри Олдману, но по ходу повествования невольно вспоминается недавняя английская история в сослагательном наклонении. «А вот если бы Рудольф Гесс прилетел не годом позже, после бомбёжек Лондона, а в период парламентской сумятицы и Освальда Мосли на свободе – пошла бы история по-другому»? Но потом вспоминаешь, что искать ответы в фильмах – пустая трата времени, и уже начинаешь сочувствовать режиссёру, Джо Райту, который снял фильм про реакционера, расиста и империалиста во времена «прогрессивной» диктатуры. Афиша фильма, в которой Кристи Скотт Томас (Клементина Черчилль) изображена как голова премьер-министра – сразу намекает на сложности производства. Подкаблучником Лорд Мальборо – не был не в фильме, ни по жизни, но кость феминисткам кинуть надо. Почему главным злом избран глава Форин-Офис с трудом, но понять можно. За заслуги главы династии Чемберленов - Джозефа, который был реальным либералом, и тренд на обеление Невилла – не сегодня родился.
Но совсем ужасен эпизод в метро, когда зритель уже готов поверить в единство простых обывателей, воодушевлённых видом спустившейся с небес номенклатуры. Все понимают, что без негров в кадре сейчас – никуда, но не до такой же степени. Ну, посидел бы он где-нибудь в сторонке, попал в кадр – и ладно, до свидания, но ведь нет. Цитирует афроангличанин Шекспира, и, наверное, был бы готов удвоить нормы выработки, если бы придумать, чем он там занимается. Этим объяснимым, но неоправданным дефектом, которому можно сочувствовать, но нельзя избежать – был чуть не убит весь фильм, держащийся на харизме Олдмана. Хотя почему «чуть»? Загублен, конечно. Из-за этого вспоминаешь, что нет собственно «кино» как монтажа аттракционов, это бенефис, в котором есть Гэри, у которого нет «Оскара». И становится жалко, что не приглашён на роль Короля Георга Колин Фёрт, получивший свою статуэтку за «Король говорит». При таком кастинге «Тёмные времена» могли бы стать модной темой спин-офф к галактике Британского правящего класса. Комиксы можно рисовать, игрушки делать под девизом «Запугай Черчилля». Постмодерн, всё как мы любим. Конечно, при таких раскладах разумнее было заменить Джо Райта на Тома Хупера, но это тот случай, когда от перемены режиссёров – сумма не изменится, не на них люди идут любоваться.
Будет обидно, если отлично сыгравшему Олдману, по результатам фильма не дадут золотистую статуэтку. И неясно, кто сейчас правит балом в оскаровском комитете, но даже парад тупых куриц в чёрном на «Золотом Глобусе» - признал очевидное. Гэри может вытянуть фильм в одиночку, а если кто-то против, то это всё равно будет проявлением мужского шовинизма. Потому что фильмы, за которые были когда-то награждены Джулианна Мур или Сандра Баллок, вспомнить очень сложно. И приходится только надеяться, что в случае победы над тоталитарной гидрой политкорректности – эпизод с негром переснимут. Или компьютером его осветлят как-нибудь. Тогда смотреть его будет гораздо приятнее, хотя и так, по здравому размышлению - неплохо. Уж какой ни на есть, но документ эпохи, косвенно намекающий, что нынешние времена – тоже не самые светлые.