Сообщество «Салон» 00:51 10 мая 2018

Чужие акценты

"Собибор": ад уничтожения и — горькая радость освобождения
16

«Забвение об уничтожении является частью уничтожения»

Жан Бодрийяр.

У меня было такое чувство, что это — не наш фильм. Голливудский, французский, польско-немецкий или ещё какой израильско-нидерландский. Благо, в кадре — много зарубежных лиц, причём во главе с Кристофером Ламбертом, играющим тут коменданта Карла Френцля. Впрочем, это не первый стилизаторский опыт - «Рай» (2016) Андрея Кончаловского — точно такое же «общеевропейское» действо, как и «Собибор» Константина Хабенского. Публицист и общественный деятель Егор Холмогоров назвал фильм - «ещё одним военно-историческим провалом». Именно в этом качестве — да, увы, провал. Сценарий — не о любви к Родине и даже не о Великой Отечественной войне. О Второй Мировой. Совсем другие, ...чужие акценты, западный артхаус - муки, выживание, рефлексия. И - стремление к жизни. Не к справедливости, а просто — к дыханию. Одна из девушек-заключённых так и учит: «Нужно терпеть и верить». На этом фундаменте выстроены все фильмы, книги, очерки о Холокосте. Этому же посвящено самое глубокое исследование психологии узников концлагерей — работа Виктора Франкла «Сказать жизни «да». Врач-психиатр, попавший в лагерь смерти, он сохранил восприятие мира лишь потому, что принял решение выжить и всё это записать. Франкл отмечал: «У подавляющего большинство заключенных преобладание примитивных потребностей, необходимость сконцентрироваться на себе, на сохранении своей жизнеспособности приводило к обесцениванию всего того, что не служило этим исключительным интересам». Происходила деградация, потеря лица и — смысла. Этого, кстати, и добивались нацисты — превратить хомо-сапиенса в «тварь дрожащую». Беспримерное расчеловечивание, как жертв, так и палачей. На экране — забитое, униженное стадо и обезумевшие от безнаказанности шакалы. Не волки. Особо точно и — страшно это показано в сцене «гонки на колесницах», когда измождённых узников заставляют играть роль покорных лошадок. Разве что коней стегают пореже и безо всякого садизма. Не менее кошмарно выглядит фрагмент «крещения» евреев, когда один из фашистских ублюдков орёт: «Я Иоанн-Креститель!» и поливает узника французским коньяком, «остроумно» щёлкая в конце зажигалкой. Горстка маньяков и дегенератов, которые воспринимают себя — чем-то вроде богов Олимпа. Многие работы по истории концентрационных лагерей и особенно - лагерей смерти содержат одну и ту же мысль: гипотетически узники могли бы одолеть своих мучителей довольно быстро — элементарно сплотившись. Однако же кучка сволочей (притом ещё - разобщённых и строчивших друг на друга многостраничные доносы в Берлин) умудрялась держать в повиновении сотни и даже тысячи забитых, потерянных и униженных людей. В чём состоял подвиг Александра Печерского? Он разломал существовавший «порядок вещей». Совершил то, чего от него не ждали. И не могли ждать. Не предполагали. Он устроил восстание и — удачный массовый побег из лагеря смерти. Оттуда — повторюсь — не настолько трудно было убежать (ловкие люди и не такое могут), сколь невозможно преодолеть чудовищный прессинг, создаваемый лагерной машиной уничтожения.

Советскому офицеру Печерскому довелось фантастическое — он вернул своих товарищей по несчастью к ...изначальному смыслу человеческого бытия. Из этого состояния формируется тяга к свободе. Однако тот прорыв — плод нашего советского образа жизни. «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Печерский — не лишь еврей. Не только еврей. Он — советский гражданин с присущим ему пониманием добра и зла. К сожалению, тема СССР в кинокартине Хабенского почти не звучит. Пара смазанных, малозаметных фраз. И всё. Ибо — зачем? Фильм как бы изначально предназначен под европейский, западный формат. Никому там не интересно, что в Советском Союзе евреи вышли за рамки местечковой традиции, обретя совершенно другие качества. Печерский-реальный — это, прежде всего, офицер Красной Армии, а потом уже — еврей. Печерский в исполнении Константина Хабенского — это в первую очередь этническая данность, которую его персонаж и доказывает соплеменникам, демонстративно снимая штаны. Весомо-грубо-зримо. Кроме того, лента не даёт ответа на главный вопрос: почему Александру Печерскому удалось объединить людей? Если вспомнить советскую дидактику, всё складывается на раз-два и встаёт на положенные места. Наш человек не обучался «терпеть и верить». В своё время, читая допросные откровения какого-то лагерного босса, я натолкнулась на примечательную фразу: «Русские везде и всюду организовывали подполье». Русские — читай советские. Поэтому офицер Печерский не стал ждать милостей от природы и устроил бунт. Газета «Комсомольская правда» первой написала о Собиборе — в 1944 году. Участник событий говорил о Печерском так: «Фамилии его никто из нас не знает, звали мы его Сашко, родом он из Ростова. С первых дней своего пребывания в лагере он задумал и стал готовить восстание и массовый побег. Сашко очень осторожно подбирал участников заговора. План его состоял в том, чтобы в один момент порвать в лагере связь и сигнализацию, убить немцев-охранников и вырваться всем из заключения. В кузнице тайно по ночам делали мы ножи и небольшие топоры, которые удобно было прятать».

Любопытно, что англо-югославский боевик «Побег из Собибора» (1987) с блистательным Рутгером Хауэром - ...гораздо ближе к нашему мироощущению. При всём том, что в западной ленте всё рассматривалось через призму суперменской харизмы главгероя. В 1980-е был популярен образ этакого «злого русского» - непременно белокурого, с волевым подбородком, а потому блондин Хауэр сыграл отнюдь не семита, а, скорее, плакатного коммуниста. «Побег из Собибора» - это остросюжетная фабула о мощной личности. В нынешней картине и этого нет. Зрителю неясно, почему Печерского избрали на роль вождя страждущих. Душераздирающего «терпеть-верить» - навалом. Это и очкарик Хаим, которого регулярно и - зверски бьёт ремнём один из офицеров. И рыжеволосая красавица, на всё это печально смотрящая, хотя зрителю дают понять — она влюблена в Хаима. И бородатый ювелир, сошедший с ума от мысли, что его жену — убили. Но — ни малейшего действия. Терпеть. Верить. Ждать. Спятить. Надеяться!

Историки дружно изумились, что никак не затронут болезненный украинский дискурс. Вернее, тема, связанная с коллаборационистами — именно их нацисты готовили к самой грязной и кровавой работе. Вот, что выдаёт Энциклопедия Холокоста. «Его (Собибора Авт.) штат состоял из 20-30 солдат СС ...и 90-120 охранников-украинцев». В фильме даны безнациональные и - безымянные капо, среди которых отчётливо нарисован только один. Хочется отметить мастерски снятый момент: холуй тренируется в маршировке и вскидывании правой руки в партийном приветствии. Однако же кто он? Эпизодический подонок с оловянными глазами. Авторы привычным жестом завуалировали неудобную - для Европы — деталь.

Но! Фильм ...полностью отвечает заявленному жанру. Это — военная драма. Драма на войне. Повествование о концлагере и Холокосте. Ад уничтожения и — горькая радость освобождения. Почему — горькая? В финальных титрах всё сказано — в частности, о том, как поляки отловили и выдали многих беглецов. Даже само название - «Собибор» говорит о том, что здесь оказывается важным не сам прорыв, а — бытописание ужасов, не имеющих срока давности. Сама операция по уничтожению руководства лагеря длится не более пятнадцати минут, что для двухчасовой картины — лишь яркий и — яростный эпизод. Остальное пространство ленты — скрупулёзное перечисление измывательств и кошмаров, нагнетаемых от минуты к минуте. Вот нарядная брюнетка в шляпке эротично улыбается офицерам, а вот - её уже стригут, как овцу и вместе со всем «ненужным биоматериалом» гонят в «душевую кабину». Критики сочли сцену в газовой камере — чересчур натуралистичной. Разве? Потому что — голые тела? Как на самом деле выглядело воздействие Циклона-Б на организм человека — это лучше не показывать вовсе. То есть впечатления от фильма — двоякие. Это не провал, но и не триумф. Точки на i расставлены порой не там, где ожидалось. Трагедия отдельно взятого народа — вместо обще-патриотического пафоса.

На премьере фильма разразился скандал-не скандал, но — жёсткая полемика, спровоцированная бестактным — хотя, и обыденным вопросом. Одна из приглашённых интеллектуалок выдала знакомую риторику: «Здесь сидит публика подготовленная, а что будет, когда прилет другая, та, что с попкорном… с Кока-Колой...»       Константин Хабенский буквально взорвался: «Вы считаете, что тупые люди рядом с вами живут?» Далее воспоследовал агрессивный и - обиженный спич мастера и — человека. «Почему вы считаете, что вы более чутки, чем поколение, которое пришло...?!» Пойдут ли попкорн-мальчики и Кола-девочки на фильм «Собибор»? Скорее всего, их потянет в соседний зал на «Мстителей». Да кто знает? Но хрустеть и отхлёбывать они гарантированно перестали бы уже на пятой минуте. Жан Бодрийяр писал: «Забвение об уничтожении является частью уничтожения, потому что это - еще и уничтожение памяти, истории, социального и т.д. Это забвение так же существенно, как и событие, которое в любом случае неуловимо для нас, недосягаемо в своей истине». Хабенский сделал фильм конкретно об этом — о невозможности, преступности забвения. Быть может, кто-нибудь возьмётся рассказать историю советского офицера, красноармейца Печерского. Его звали «просто Сашко»...

27 апреля 2018
Cообщество
«Салон»
1 1 15 215
Cообщество
«Салон»
11 0 9 387
Cообщество
«Салон»
1 0 9 530

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
10 мая 2018 в 06:08

"тема СССР в кинокартине Хабенского почти не звучит...
в Советском Союзе евреи вышли за рамки местечковой традиции, обретя совершенно другие качества".

Ну да, а вне Советского Союза евреи-ашкенази так и остались "в рамках местечковой традиции": например Дизраэли, Ратенау, Маркс, Фрейд, Эйнштейн, фон Нейман, Винер...

Да и в дореволюционной России немало примеров евреев, "вышедших за рамки местечковой традиции": Гессен, Герценштейн, Тарле, Пастернак, Мандельштам, в конце концов, Троцкий...

А если говорить конкретно про героя фильма А.А.Печерского, то он родился в 1909 году в г.Кременчуге в семье адвоката. Так что и он (точнее, его предки) "вышел за рамки местечковой традиции" еще до революции.

10 мая 2018 в 07:32

Да, Советская Власть злодейски ущемляла права евреев, сделав их равными со всеми остальным национальностям огромной страны. Но в наше время они наверстали упущенное....

23 мая 2018 в 18:27

Зря иронизируете.В совке - евреи создали внешнюю разведку,еще до отеч.войны - новейшие медиц.учреждения, в т.ч., по генетике...В годы войны мужственно воевали,а на них списывали поражения,лживо обвиняя в трусости.После войны - атомное и водородной оружие (а они - "безродные космополиты" и "врачи-отравители"),далее - кибернетика (а евреи-"злобные сионисты") и т.д.

10 мая 2018 в 14:39

Странно, что автор несколько удивлена именно таким прочтением темы Собибора актёром Костей Хабенским. Был актёр, теперь режисёр и имеет право сказать :" я так вижу". И тема еврейства, тема холокоста, тема выживания стала превалирующей в последние десятилетия, по странной прихоти судьбы совпав с концом "перестройки" и рагромом ссср не без помощи богоизбранный нации. Хабенский умный человек и умеет просчитывать варианты. Ну намекнул бы он на национальность капо, ну внесли бы его в списки "Миротворец" на Украине, зачем это ему. А так фильм к прокату в Европе и США готов, сборы будут...
А что акценты расставлены с понятным уклоном, так "хозяин -- барин". Хозяин--у кого деньги. А у кого деньги ? То -то же...

11 мая 2018 в 16:35

Стоит ли вообще это обсуждать как кино?
Хабенский - посредственный всеядный сериальный актеришка, которого кагал, за неимением лучшей кандидатуры, подсовывает в качестве звезды кино и театра.

Холокост -главный еврейский миф 20 века. Кстати, само слово греческого происхождения и означает жертвоприношение всесожжением. У кого приняты такие жертвы? У евреев их"богу" Иегове, о котором Христос говорит иудеям :" Отец ваш Диавол... ( Ин. 8-40). Т.е. на самом деле это кровожадная демоническая сущность. Которого, кстати, способные его ученики обманули , поскольку никаких 6 млн и близко не принесли ему в жертву. В этой мифологии даже законы физики и химии нарушены, поскольку такое количество людей сжечь просто невозможно - всего добываемого угля бы не хватило и дым бы стоял над всей Европой. Но организованным еврейством руководят каббалисты, а для них цифра 6 сакральная. Вот на подходе уже 666.

Попытка вбросить идею о 6 млн погибших евреев была еще после 1-й Мировой Войны, статья даже такая появилась в главной еврейской газете США "New York Times". Но уж слишком это было нелепо. Однако идею сохранили до подходящих времен.
К тому же, сейчас уже хорошо известно, что гитлеровский режим был вскормлен еврейскими банкирами, а во главе Рейха находилось много евреев и полукровок, включая Гитлера. Так что это сионистское руководство и уничтожило некоторое количество своих соплеменников - "сухие ветви", по их выражению. А для себя заполучили массу выгод, включая многомиллиардные выплаты "жертвам холокоста".

11 мая 2018 в 20:34

«На растопку и сжигание одного трупа идёт каменного угля 10 пудов 5 фунтов, а когда сжигают 6 трупов подряд, на каждый приходится только 5 пудов 20 фунтов. А в Берлинском крематории № 1 (их всех там 3), где сжигается в сутки около 20 трупов, расход не превышает 3-х пудов угля на один труп». Трупосжигательная печь. Статья из Науки и техники №11 за 1926 год. https://necrodesign.livejournal.com/103843.html Это для ритуального крематория. В Освенциме, надо полагать, всё было немножко по другому.

10 мая 2018 в 20:14

Да, к кому - к кому, а к Бодрийяру стоит прислушаться.
Не кто ни будь, а теоретик постмодернизма. Или я ошибаюсь?

Считаю главным для всех - фиксацию ада фашистского лагеря.

Спасибо за профессиональный разбор акцентов.

11 мая 2018 в 09:40

несколько статей уже про это собибор прочитал и везде одна и та же фактическая ошибка. Карл Френцель везде называется комендантом лагеря. Но комендантом лагеря не может быть унтер офицер. почему никого это не смущает?

Мне понадобилось пять минут "на погуглить", чтобы разобраться в этом. Френцель был начальником не лагеря, а сублагеря, которых было 6 или 7 на территории Собибора.

А комендантом Собибора был как и полагается - офицер, капитан СС. Или как принято у нас в народе их называть - гауптштурмфюрер.

11 мая 2018 в 11:21

Как говориться, ученые доказали (на крысах), что пережитый сильнейший стресс, через несколько поколений ведет к деградации и гибели популяции.

Вторая мировая война стала для Европы именно таким стрессом. Комплекс проигравших, рефлексия по поводу пережитых унижений породили целое направление европейского кино, фильмы типа "Ночной портье", "Сало, или 120 дней Содома" еще долго будут бередить раны и всегда будут желанны на кинофестивалях больной Европы.

У русских нет этого комплекса, мы - победили ценой неимоверных усилий и жертв, но не прогнулись. И наши лучшие фильмы на тему Великой Отечественной войны, такие как "Судьба человека", "Помни имя своё","Баллада о солдате", "Они сражались за Родину" и многие другие лишены этой болезненной рефлексии. Эта не наша тема.

Но есть у нас творцы, считающие себя европейцами и все свое творчество ориентирующие на признание европейских кинофестивалей. Отсюда и выбор тем их кино-шедевров. Кончаловский, Звягинцев, Учитель - именно эти мастера европейского кино, оставляют равнодушным к своим работам отечественного кинозрителя.

Возможно, и К. Хабенский тоже не прочь получить какую-никакую пальмовую ветвь, но он вольно или невольно показал эти два мироощущения: жертвы и победителя.
Красноармеец Печерский именно из породы победителей.

Возможно лента и не дала Галине Иванкиной ответа почему этому "русскому еврею" удалось объединить заключенных, но знание нашей истории делает этот ответ очевидным. На Бога надейся, но сам не плошай!

11 мая 2018 в 12:23

Еврейский ишув Палеститны с непониманием относился к не сопротивлению еврейского населения насилию. Как это так. Вас гонят убивать и вы покорно идете.
Но гнали то в основном матерей с детьми старых и немощных.
5 млн советских военно пленных не оказывали особого сопротивления. А это были солдаты и офицеры действующих армий.
Восставали евреи в концлагерях и гетто. Но основа сопротивления была в другом.
1.5 млн солдат офицеров генералов и адмиралов в армиях антигитлеровской коалиции - хороший процент небольшого народа. Французское движение сопротивления было хорошо укомплектовано еврейскими бойцами. Конечный итог- Армия Обороны Израиля. Ни одна страна Ближнего Востока не рискует вступить в прямую конфронтацию с ЦАХАл

11 мая 2018 в 14:10

Брат моей Бабушки погиб у Собибора в Кошарах 25 июня 1941. Он был ротный лейтенант 10 сп 67 сд 15 ск, который стоял в Шацке. Список безвозвратных потерь с 21 по 25 июня 1941 нашёл на Мемореале. Часть роты погибла в Кошарах - 1 км от Собибора через границу. Он и мл. л Сушко из Макеевки и часть роты - на западной окраине с. Смоляры. Весь полк и дивизия и ск. В списках геройски павших совграждан креативной национальности практико-теоретически нет. Только Псковщина, Орловщина и Грузины...Украинцы(Сталинская обл. и Волынь) Про них в фильме есть? Словом, фильм - это Адорно, Боас, Фрейд в интерпретации. И это тяжело осозновать.

11 мая 2018 в 15:01

Ну так фильм про конкретное событие 1943 года, он никак не связан с темой боев около Собибора в начале войны и при освобождении Польши.

11 мая 2018 в 21:41

От 170 до 177 евреев получили звание Героя Советского Союза, что ставит их на 4 место после русских (7998 человек); украинцев (2021 человек) и белорусов (299 человек), примерно наравне с татарами (161 человек).
Так, когда сотрудница аппарата Еврейского антифашистского комитета Мирра Соломоновна Железнова, опубликовала список 135 евреев, награждённых Золотой Звездой Героя, то и её и её помощника С. Персова расстреляли «За шпионаж и враждебную националистическую деятельность». Е. Райзе, опубликовавший список, был осуждён на 10 лет лагерей. Сотрудник наградного отдела Главпура, предоставлявший им списки Героев-евреев, был осуждён на 25 лет лагерей строгого режима.
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8_%E2%80%94_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%B0

11 мая 2018 в 15:14

Дань уважения бойцам, встретившим немцев, утром 21 июня и дивизию Викинг на неделю позже, и не захотевшим попасть в Собибор,необходимо было включить. Иначе, это фильм о конкретных особенностях конкретной социальноц группы. Это фильм о другом.

12 мая 2018 в 04:43

Но ведь, к примеру, Шолохов и Бондарчук в "Судьбе человека" ни слова не сказали про освобождение концлагеря, в котором сидел Андрей Соколов и из которого он бежал. К ним у Вас тоже есть претензии?

23 мая 2018 в 11:55

Уважаемая г-жа Г.Иванкина,спасибо за внимание к фильму далеко не русофильскому.Тем более,в газете,настроенной к евреям также далеко не доброжелательно.Вы пытаетесь быть объективной,но чувствуется,что Вам это дается непросто. Сочувствую.Это ощутимо в Ваших словах о "гипотетической" возможности восстания в концлагерях,где заключенных было больше,чем в охранников.Так было во всех лагерях.Но Вам,очевидно,надо подчеркнуть "слабость" или "пассивность" евреев в духе антисемитских мифов.Возможно,Вам самой это незаметно.А что Вы скажете о 5 миллионах (некоторые авторы пишут о 3,5 млн) - вооруженных - молодых мужчин (неевреев),оказавшихся в немецком плену в 1941 г. Уже не говоря о добровольных помощниках фашистов...Вы,смею заметить,ничего не знаете о др.случаях сопротивления безоружных евреев,в т.ч.,женщин в концлагерях,о восстаниях в гетто и т.п.Вовсе не "советское" достоинство руководило Печерским (кстати,его евреи-соратники были отнюдь не сов.военнопленные),а именно - еврейское.Оно-то и создало в труднейших условиях цивилизованное,высокотехнологическое общество...А Раша...ну,Вы сами знаете...