Сообщество «Форум» 18:04 1 апреля 2017

Чужая душа - потемки

Из сокола совы не будет

«Юности честное зерцало».

Из вороны сокола не будет.

Руководство о правилах хорошего тона, прагматическое руководство поведения в обществе, жизни в быту и хороших нравах, «Юности честное зерцало» дополненное собственноручно Петром I, впервые было издано в Петербурге в 1717 году. Показаниями к житейскому обхождению и правилам взаимоотношений по жизни, собранным в 70 параграфам 300 лет тому назад руководствовались отроки, и взрослые.

По высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй в 1787 году, продолжая «Честное зерцало» была издана книга «О должностях человека и гражданина», философско-нравственный и правовой трактат поведения по жизни, в обществе и стране, где были собраны лучшие идеи мироустройства к тому времени. Забытые, но необычайно интересные идеи и правила для сегодняшних дней. (В наши дни, к этим идеям, приблизилась работа В. Медведчука «Гражданское общество: Украинский выбор».)

Одним из главных вопросов над которым во все времена задумывались люди, был вопрос о месте человека в обществе и смысле его жизни. Многие мыслители: Платон, Компанелла, Аристотель пытались создать идеальную модель государства с гармоническими связями между личностью и обществом. Аристотелевское понимание человека как общественного существа и общения как основного социального явления было позже усвоено громадным большинством мыслителей.

Живший в обстановке междуусобиц и гражданской войны английский философ Гоббс, как в последствии и Спиноза, пришли к пониманию отдельного человека как дикого зверя. Печальные слова Гоббса: «человек человеку волк» дошли до наших дней. Философ считал враждебность отдельного человека и общества естественным состоянием.

Монтеськье, Гельвеций, Сен-Симон рассматривали человека как общественное существо, видя в обществе главную силу, определяющую все стороны жизни личности. А вот Локка считал, что человек от рождения подобен чистому листу, на котором пишет свои тексты социальная среда. Отсюда следует, что волком человек не рождается, он им становится под влиянием среды и воспитания. Здесь вопрос переводится в социальную плоскость: чтобы изменить человека, нужно изменить социальные условия. Социалисты-утописты дали яркую критику противоречий между личностью и обществом, порождаемых социальным строем, где господствует частная собственность. Классический пример этой школы – Шарль Фурье. Тот же Гегель утверждал, что человек таков какова окружающая его среда, понимая социальный строй – как индивидуальные условия деятельности человека.

Социально-экономическое развитие любой страны должно опираться на прочные духовно-нравственные основы. Но строители Украины социокультурный (духовно-нравственный) фундамент людей разбивают националистической кувалдой и капиталистической киркой. Каструлеголовые политики лупят по механизмам, духовно-нравственным связям, удерживающим социальные системы от распада. Механизмы эти – нравственные отношения между людьми. Честность и правдивость, доброта и отзывчивость, справедливость и человеколюбие, бескорыстие и взаимное доверие, уважение и скромность – все это называется нравственностью и составляет каркас человеческого общества. Не секрет, что в любом обществе межличностные и межгрупповые отношения регулируются двумя путями: правовыми и нравственными. Вопрос в уровне нравственности: где она – возле плинтуса или возле сердца? А для более точного ее определения обратимся к словарям.

С. Ожегов: Нравственность – правила определяющие поведение. Духовные и душевные качества необходимые человеку в обществе. Выполнение неписаных правил поведения.

С. Соловьев: Нравственность – это выражение общественных отношений, основа формирования человека и общества. Нравственность продукт человеческих взаимоотношений, получивших статус неписаного закона, обязательного для выполнения каждым членом общества.

Дмитрий Мережковский в статье «Грядущий хам» написанной в 1907 году, ссылаясь на Герцена, утверждал: «Мещанство (жлобство) – окончательная форма западной цивилизации, являющей собой сплоченную посредственность.»
А теперь давайте задумаемся о слепом заимствовании западной либерально-рыночной доктрины с ее культом эгоизма и наживы, пошлости и нравственного растления, что «самостийники» выдают за приобщение к «цивилизованному миру». Сегодня на Украине и слепой убедится в том, что нравственное загрязнение социальной среды неизбежно разрушает не только экономические но и правовые институты общества. Невиданные масштабы коррупции и общей бюрократизации и численности управленческого аппарата – это только одно из проявлений духовно-нравственного кризиса на Украине. Ослабление механизмов нравственного самоконтроля рождает чрезмерное обилие нормативно-правовых актов, но сегодня мы убеждаемся в том, что навести порядок в морально деформированном обществе одними лишь правовыми методами становится невозможно, несмотря на высокую производительность законодательных органов. Та же нынешняя финансовая олигархия мастерски научилась обходить законы, маскировать свои безнравственные цели и столь же безнравственные способы их достижения…

В заключение, «как руководство к действию» назову лишь главы с книги «О должности человека и гражданина»: О благополучии вообще; О образовании души; О добродетелях человеческих; О должностях к Богу и ближнему; О должностях к самому себе; О том чего надо избегать (самолюбия, спеси, тщеславия, подлости, распутства, грубости, неучтивости, самохвальства, хвастовства, прекословия, презрения, осмеяния, клеветания, лжи, проклинания, крика и проч.); О здравии; О благопристойности; О союзе общественном; О супружеском союзе; О союзе родителей и детей; О союзе господ и слуг; О союзе гражданском; О любви к Отечеству; О домоводстве…

Ну что, почитаем? Или сколько не читай, сколько не смотри в «честное зерцало человека и гражданина» из жлобствующего мещанина – гражданина, как с вороны орла,- не выйдет, не будет…



1.0x