Авторский блог Галина Усенко 02:53 13 апреля 2014

Чудотворная икона "Умягчение злых сердец" в столице США - Вашингтоне.

6 апреля 2014 года прихожане Cобора Святого Иоанна Предтечи РПЦЗ в Вашингтоне, поклонились божественному образу Святой Девы Марии, иконе, именуемой "Семистрельная" или "Умягчение злых сердец".

Образ привезли 25 марта в Вашингтон из Москвы, из деревни Бачурино. Ее появление на земле Американской не случайно, не случайно среди русских людей, на русском языке, в нескольких километрах от Конгресса и Белого дома, звучал акафист и молебен иконе Божьей Матери "Умягчение злых сердец". Храм был особенно полон, шла пятая неделя Великого Поста и прихожане молились московской реликвии: за исход зла и уменьшение непонимания, за преодоление отчужденности между близкими и не очень, за снисхождение на род человеческий любви и терпимости к себеподобным. Эта икона, прилетевшая с родного для многих континента, из сердца России- Москвы, на ту часть земного шара, куда устремлены тревожные мысли миллионов,эта икона вселяет надежду и веру в оздоровление международной ситуации, нестабильности, возникшей в нашей жизни. Верующие надеятся на разрешение и исчезновение тех социальных "опухолей", которые не дают нормально жить. Христиане верят в чудо и молятся за мир, и за свое личное: прошлое, настоящее и будущее.


Икона Божьей Матери "Умягчение злых сердец" мироточит с конца 90-х годов. Как рассказал сопровождающий икону Сергей Фомин,...обильное и благоуханное мироточение иконы в Москве происходит непрестанно. Киоты быстро напитываются святым миром и приходят в ветхость. В Москве, чудотворным миром помазуются все приходящие поклониться во время службы. Икона была изготовлена в Софрино под Москвой, начала мироточить 3 мая 1998 года, после освящения ее на мощах блаженной Матроны Московской. 12 августа 2000 года, в день гибели подводной лодки "Курск", на лике Богородицы выступили маленькие капли крови и после этого икона не переставала мироточить. Святыня неоднократно меняла жизнь людей, приложившихся к ней. В благодарность за это, на собственные средства прихожан был построен храм в честь иконы Божией Матери "Умягчение злых сердец".

Сегодня икона в США и пробудет здесь до 24 апреля, путешествуя по разным городам Соединенных Штатов.


Другим, не менее интересным событием прихода, стал необычайный подарок от "Неизвестного" - это большой и полый внутри, серебряный, золоченый крест 16 века , в футляре обитом синим бархатом. Этот православный крест представляет собой художественную и историческую ценность и будет подвергнут художественной экспертизе. Удивительной его частью является тыловая сторона, на которой древне-русским или церковно-славянским языком выгравирован список святых. Их имена пока невозможно прочитать, список будет дешифрован специалистом по лингвистике, протодьяконом собора Иоанна Предтечи Леонидом Михайличенко.
Такие события произошли в канун Благовещенья и в день святой Марии Египетской на 5 неделе Великого Поста в русском православном Вашингтоне.

Немного из истории возникновения и истоков русской диаспоры вокруг этого центра православия в эмиграции.

Во время Второй мировой войны Америка и Советский Союз были союзниками. И жизнь в Советском Союзе, церковная жизнь, она крупно менялась, так думали эмигранты. В 43 году была встреча митрополитов, единственных епископов оставшихся на свободе. Сталин начал общение с ними, потому что понял, что русский национализм, русский патриотизм, поможет в победе над фашистской Германией. Он видел, что русская церковь поддерживает армию, советскую красную армию, он понял, что церковь может помочь привести к победе. С другой стороны, на оккупированных немцами территориях, на Украине, в западной части России, Псковской области, - храмы открывались тысячами. Это было такое народное, стихийное явление во время войны. У немцев не было специальной религиозной политики. Верующие сами открывали. Ведь 30-e и 40-е годы подавляющее большинство было крещеное, верующее и в силу политики КПСС не могли открыто исповедовать свою веру. А тогда, когда территория освободилась от коммунистов, они сразу стали открывать храмы, по расчетам западных специалистов их где было где-то до 10 тысяч. После этого Сталин встретился с митрополитами и спросил, чего они хотят? И они сказали, что им нужна свобода, возвращение монастырей, освобождение архиереев. Сталин пошел на их просьбы. В свою молодую бытность он был семинаристом, учился в Тбилиси, но его оттуда исключили. Поэтому, конечно, он многое мог помнить и понимать. После победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, значительная часть русских эмигрантов поверила что, жизнь в России меняется. Люди из Европы, после войны, вернулись в Россию, думали, что они будут востребованы, но были обмануты. А в Свято-Николаевской церкви, в Вашингтоне, советские настроения были сильны, просоветские настроения. Люди следили по газетам, через прессу за событиями и жизнью в СССР. Эта часть людей решила, что в России дали свободу церкви и в некоторых храмах, даже появились портреты Сталина в церковных залах. Это смутило многих русских, которые понимали, что Сталин играет. Он пользуется церковью для своих политических целей, и, в общем, произошли разногласия. . В 1949 году в Вашингтон приехал архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Франциский. Он приехал, чтобы выступить в Конгрессе США в защиту своей паствы, которая бежала из Китая тогда, когда там к власти пришли коммунисты. Русская диаспора в Китае была очень многолюдной. Во-первых, Харбин еще до революции, был, фактически, русским городом, соотечественники помогали там прокладывать дороги и, поэтому, многие русские после гражданской войны, некоторые из Сибири и с Дальнего Востока бежали в Китай, там обустраивались и относительно хорошо жили, до прихода коммунистов, после, они бежали кто куда мог. И значительная часть паствы архиепископа Иоанна Шанхайского, a он был вместе с ней, это 5 тысяч человек, оказались на острове Тубабао, на Филиппинском острове.

Они жили там около двух лет, в палатках, в условиях тропики. Это были мучительные годы и, люди мечтали уехать: кто в Австралию, кто на западное побережье Соединенных Штатов но, все усилия, которые они предпринимали, не приводили к успеху. Однажды, по воспоминаниям Владыки Иоанна, кто-то полу-всерьез сказал: «Ну, Владыка, поезжайте в Вашингтон и добивайтесь выезда c Вашей паствой». И Владыка поехал в Вашингтон. Oн уже тогда был в сане архиепископа Шанхайского, его Кафедра была в Китае, он был очень почитаем своей паствой. Вообще, человек с особенной биографией. Он юродствовал. Иногда над ним смеялись, но он этого хотел, он как бы приветствовал подвиг юродства «Христа Ради». Это был человек маленького роста: не красивый, сгорбленный, он часто ходил без ботинок, он считался чудотворцем и был человеком тонкого ума. По приезду в Kонгресс, Владыка Иоанн добился разрешения своей пастве приехать в США и получить вид на жительство. Потом он собрал в Вашингтоне эту группу людей, которые были смущены просоветскими настроениями и объединил их в общину, которая была названа в честь святителя Иоанна Предтечи, так как день первой совместной службы с паствой в США: 11 сентября 1949 года, это праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи. После, по проекту архитектора протоиерея Дмитрия Александрова, позже епископа Даниила был спроектирован храм в московско-ярославском стиле ХVII века.

Они хотели, чтобы в столице был представительный храм, a не просто «эмигрантщина» или по их словам «безвкусица».

Когда построили храм, деятельным настоятелем был грек Николай Пикоторос, из обрусевших греков, с юга России. Он был рукоположен по благословению Патриарха Тихона и вскоре, после рукоположения, он уехал в Грецию. В настоящее время протоиерей Виктор Потапов уже 36 лет на службе настоятеля. В его бытность храм перестраивался. Деньги собирали по копеечке, по кирпичику, собирали и устраивали благотворительные базары, обеды, концерты, брали в долг, но не в банках и, так, до сих пор существуют на добровольные пожертвования прихожан. Первые прихожане, в основном, были прихожане первой волны эмиграции, послереволюционной. В 50-х годах была большая волна, так называемая «советских» эмигрантов, в общем, в силу обстоятельств оказавшихся на Западе, их было много, несколько миллионов: военнопленные, власовцы, гастербайтеры, которых немцы брали на принудительный труд в Германию. B Вашингтон приезжала, в основном, интеллигенция, потому что, многие устраивались на государственную работу в ЦРУ, в различных таких государственных учреждениях «Голос Америки», в библиотеке Конгресса, везде, где требовались русскоговорящие люди. И по сей день значительная часть прихожан храма Иоанна Предтечи - это сотрудники государства, но, сейчас, конечно, кто составляет приход -это, в основном, дети эмиграции, люди стареют, очень много людей из бывшего Советского Союза, тех, которые вышли замуж, женились на американцах, многие, которые работают в научных институтах, ученые, и так далее. Помимо этого, в храме очень много обратившихся в православие коренных американцев. Очень многие ищут настоящей духовной жизни и не удовлетворены тем, что происходит в католической церкви, протестантских церквах, они видят, там много придуманного, многое меняется, например идет проповедь гомосексуализма, которая проникает повсюду, однополые браки, вера выхолащивается и в этом проблема.
Когда возник первый Свято-Николаевский приход, там возникли разногласия, но «Бог поругаем не бывает», закон единства и борьбы противоположностей: возник конфликт, отделившись друг от друга церкви стали созидать. Создали два православных храма. Cегодня отношения между РПЦЗи и ПЦА братские и они вместе творят благотворительные дела при поддержки Посольства РФ.

Галина Усенко.

1.0x