Чубайс и СССР
Авторский блог Татьяна Воеводина 02:34 16 ноября 2019

Чубайс и СССР

главная беда Союза была в крайне низком уровне элиты
70

В интернете пошла новая-старая движуха:

Чубайс назвал идиотами веривших в искренность режима граждан СССР.

«Новой-старой» я назвала эту дискуссию потому, что фильм Алексея Пивоварова «Гибель империи», в котором Чубайс всё это говорит, был выпущен несколько лет назад и даже, как пишут, демонстрировался по телевизору.

Фильм вообще-то рекламно-агитационное изделие, сработанное по заказу Института Гайдара, о чём сообщается  в титрах. Поэтому Гайдар там без обиняков назван гением (sic!) и спасителем отечества от голода, а вся аргументация построена на принципе, который ещё древние римляне называли argumentum ad ignorantiam – «аргумент к невежеству», т.е. довод, рассчитанный на неосведомлённость собеседника.

Например, принятая авторами схема экономической истории СССР такова: все работали насильно и даром, а потому работу ненавидели. Лучших тружеников загубили в ГУЛАГе. В результате хлеба постоянно не хватало. Но в СССР оказалась нефть, её-то и гнали за рубеж, а на вырученные деньги покупали хлеб, тем и жили. Но иногда авторы пробалтываются: например, там же говорится, что накануне всех трагических событий горбачёвского периода внешняя торговля составляла лишь 6% всей экономики СССР. Это обрушивает всё предыдущее умопостроение, но вообще-то зрители редко следят за подобными «мелочами»: в телевизоре главное – впечатляющая картинка. И она явлена – пресловутые пустые прилавки, заполненные за неимением продуктов банками с аджикой.

Буквально несколько лет назад такая «история» находила слушателей и приверженцев, особенно среди массовой интеллигенции. А вот сегодня все эти побасенки не прокатывают! Народ проклинает Чубайса и в его лице всех реформаторов-перестроечников,  ностальгирует по СССР и выражает в комментариях нетерпеливое ожидание, когда герои фильма отправятся на лесоповал или иные общественно полезные работы в реальном секторе.

Сегодня многие, очень многие ощущают тоску по временам СССР, причём не только те, кто застал ту жизнь, но и молодые, которые знают об СССР и реальном социализме только из рассказов отцов и дедов, да из литературы. Молодые особенно увлечены той жизнью, т.к. дурных сторон её не знают. СССР моден, СССР популярен, брежневские времена в общем мнении не «застой», а «золотой век» стабильности и скромного, зато всеобщего достатка.

Только ли в нынешних материальных затруднениях дело? По-моему, не только. Мне кажется, народ улавливает поступь истории. Скорее всего, будущее – за системой, похожей на социализм и одновременно на корпоративное государство. Об этом говорит рост левых и правых настроений: у нас левых, в Европе – правых. Например, в Португалии, как мне рассказывали тамошние простые люди, очень полюбили диктатора Салазара, который в 1974 г. был низвергнут и проклят под восторженное улюлюканье толпы. Аргументы очень похожи на доводы любителей СССР: была работа, стабильность, какие-то социальные гарантии.

Дословное повторение прошлого невозможно, но цитаты из прошлого – очень даже вероятны.

Но в этой общей ностальгии по СССР и общей мечте о возращении того строя жизни – таится большая опасность. СССР, огромная мощная конструкция, - развалилась в прах, преданная собственным руководством. Его обманул Запад? Так это едва ли не хуже: что это за руководители такие, которые не способны распознать и должным образом ответить на то, что они сами многие десятилетия именовали «происками империализма»? (Пожилые люди помнят этот ходовой политический термин). Даже и не скажешь, что позорнее: быть предателем или дураком-неумехой.

Главная беда СССР, как мне сегодня представляется, была в крайне низком уровне элиты. Тогдашние начальники были, скорее всего, не злонамеренными людьми, но имели очень узкий кругозор и ограниченный круг понятий. Кое-как работать на поддержание системы они ещё могли, но реформировать систему – это было свыше их понятий. А любую систему, техническую и социальную, надо время от времени чинить, перестраивать, иначе она развалится. Развал системы, которую вовремя не реформировали – это и есть революция. Она и произошла в нашей стране в начале 1991 г.: пал прежний государственный и общественный строй, изменилась экономическая система, произошёл переход власти и собственности в другие (в том числе иностранные) руки.

Да, в СССР были разного рода учёные, к которым можно было обратиться, но, чтобы задать правильные вопросы и заказать нужные исследования – надо наполовину знать ответ. Руководитель сам должен иметь свой план и своё видение. Это верно и для бизнеса, и для любой управленческой работы. Иначе тебе такого насоветуют – сто лет не разгребёшь. Как и произошло в перестройку.

Наша элита была близка к народу – порой трагически близка: она мыслила на уровне простолюдина. А когда кесарь мыслит как слесарь – государство в большой опасности. Как этого избежать – разговор отдельный. Очень нужный разговор. Но ностальгируя по СССР, надо всякий раз вспоминать о его трагическом и позорном конце. И тут Чубайс, говоривший о «катастрофической, безысходной некомпетентности» оказывается прав. Очень неприятно, но – факт.

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
16 ноября 2019 в 04:31

мне бы так жить, это у кого кругозор был узок, у той элиты, которая ныне из своих самолётов испражняется на бедный народ. Элита сукой была и предала вместе с вами весь народ - наивный, трудовой, скромный, немножко пьющий от военного, трудового и неустроенного напряжения. Вы, суки в шляпах, бросили наши кепки под ноги иностранной швали, описывая заграницу райской птицей счастья завтрашнего дня. Нашу Зойку Космодемьянскую, Павлушу Морозова, Сашку Матроса за 30 серебрянников продали березовским, ясеневым и гусям. Земля крутится, суки непосаженных Сталиным боярышников, наши внуки скрутят ваши длинные руки верёвкой и привяжут к полозьям русских троек и пустят коней вскачь вокруг предательских частных дач временного правительства. Кино для кудрявого чубайса только начинается, а у запасных выходов стоят наши поезда с красной звездой. Будете выходить в исподнем и по одному. Увидимся.

16 ноября 2019 в 05:43

Я, как отец, 3 детей пытаюсь понять Папу-Чубайса. Как из такого политрука-танкиста, у которого в день СГОРАЛО по 5-10 русских экипажей, родились 2 таких фрукта.......?

16 ноября 2019 в 05:44

Сурков

Трупы в чёрных канавах. Разбитая гать.
Не об этом мечталось когда-то.
А пришлось мне, как видишь,
всю жизнь воспевать
Неуютные будни солдата.

Луг в ромашках серебряных сказочно бел,
И высокое облако бело.
Здесь мой голос на резком ветру огрубел,
Да и сердце моё огрубело.

Ничего не поделать! Такая судьба
Привалила для нашего брата.
Оттого и робка и немного груба
Неуклюжая нежность солдата.

Но и мы ведь заявимся в отческий дом
Из землянки, холодной и тесной.
Может, сердцем тогда в тишине отойдём
И напишем весёлые песни.
1942, Западный фронт

16 ноября 2019 в 05:55

СамWell - //скромный, немножко пьющий от военного, трудового и неустроенного напряжения>> FriЕНД.

16 ноября 2019 в 05:58

пиши и дыши по русски

16 ноября 2019 в 06:00

А, как вам гнида первая слева? Не было бы ее.

16 ноября 2019 в 11:05

Не было бы ее, была бы другая.

16 ноября 2019 в 13:47

Брежнев в своё сремя ставил на Машерова и Романова.
Андропов убрал обоих.

16 ноября 2019 в 06:11

Сцуко, он там его задушит, на ТОМ СВЕТЕ. Пгама пги входе.

16 ноября 2019 в 07:08

Сейчас руководители не умнее ,а хитрее Они не развивают сельской хозяйство, а тупо закупают низкосртные ,но в красивых упаковках продукты за границей и создают видимость благополучия Во всем идет игра на низменных инстинктах человека -стремлении к мещанству, лени, смакованию насилия, сплетням ,обжорству, самолюбованию и эгоизму

16 ноября 2019 в 09:33

Тысячи тысяч раз прав, уважаемый!
! Идёт Большая Игра. Она и раньше проявлялась, почти во всех областях нашей деятельности. Но существовали какие-то, мало-мальски соблюдаемые правила приличия. Сейчас все правила свелись к одному: "Распихай по карманам всё то, что не успел проглотить".

16 ноября 2019 в 08:19

Уважаемая автор! Ваш добропорядочный отец тоже относился к элите низкого уровня? Как формировалась советская "элита"? После двух классов народного училища, по комсомольской путевке за семилетним образованием. Самые смышленые дальше -в техникум или институт. Обучение было "бригадное": к профессору на экзамен приходило 5-7 студентов "бригады". Если один отвечал на билет, то и остальным ставился зачет.В период ВОВ лучшая часть советской элиты осталась лежать на полях сражений в сырой земле. Но что отличало советскую элиту: мы этого пока не знаем и не умеем, но мы это узнаем и этому научимся. Конкретной была советская элита и в словах и в делах. И ещё. Советская элита знала что такое цех, завод, ферма, железнодорожное депо, совхоз, институт. В детстве я ходил в поселке за водой на колонку. Там стояли за водой и семья директора рудника, главного инженера, секретаря парткома. В доме рядом жил главный энергетик рудника- его семья держала корову. Советская элита была из народа. Каков народ-такова и элита.Теперь наш народ вполне заслуживает современной "элиты". Ничего не знают и не хотят знать. Ничего не умеют и не хотят научиться.

16 ноября 2019 в 09:12

...И тут Чубайс, говоривший о
"катастрофической, безысходной"некомпетентности,оказывает-ся прав?! Вот так. Вот так; "компетентная" Татьяна Воеводина, не мало не смущаясь, припечатала ( вместе, с неменее компетентным Чубайсом) бывшее советское руководство. А чё стеснятся, коль совесть дремлет!
Здесь, на эту тему, (о некомпетентности "бывших и сверхкомпетенции "инынешних") можно написать такой объёмный труд, что "Война и Мир" Льва Николаевича, покажется детской скороговоркой.
Татьяна, я заметил, не опускается до уровня обсуждения своих ШЕДЕВРОВ, а жаль- можно было бы побеседовать.
В частности о том, например: :тот ли человек, Анатолий Борисович, к мнению которого, в области профессионализма и компетенции, можно аппелировать.

16 ноября 2019 в 09:33

Не освоили отмену золотопаритетности денег, величайшую формационно образующую цивилизационную подвижку, вот все и пошло и идет кувырком. В том числе и у Воеводиной.

16 ноября 2019 в 15:17

Все пошло кувырком

16 ноября 2019 в 09:49

Что-то при определении термина "Революция" автор отошёл от научных канонов, определяющих этот термин, а именно "Революция" характеризует прогрессивный процесс! Если 1991 год положил начало прогрессивного процесса, тогда не понятно о чём статья.

16 ноября 2019 в 13:07

//Что-то при определении термина "Революция" автор отошёл от научных канонов.
Что такое "научные каноны" - это к Болотину.
//Революция (от поздне лат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно), и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
То есть революция - этап природного процесса, этап быстрого коренного преобразования структуры объектов, включенных в процесс.
Что же было в 91 году? Всё было заранее распланировано в МИПСА, Римском клубе, Политбюро, КГБ СССР, ЦРУ. Горбачев был один из главных планировщиков. Члены ГКЧП были или посадными утками, или провокаторами. Типичный майдан, или цветная революция.
Что изменилось в обществе? Коллективная собственность на средства производства всего класса номенклатуры СССР сменилась частной собственностью явных и скрытых олигархов. И - всё. Майдан!

16 ноября 2019 в 14:14

Отмена золотопаритетности денег отменила категории частной собственности и капитала http://zavtra.ru/blogs/otmena_zolotoparitetnosti_deneg_otmenila_kategorii_chastnoj_sobstvennosti_i_kapitala

16 ноября 2019 в 20:37

"... глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества..." В этом и заключается прогрессивность процесса. И это является необходимым признаком революции. А Вы цветные называете революциями, которые таковыми не являются. Весь смысл моего комментария заключается в том, что не нужно ко всему подряд приписывать термин "революция". Слишком легко и просто почти по любому поводу применяют термин "революция", А в 1991 был не майдан во время майдана не происходит "радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества" а контр революция. т. е. радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок только не в развитии, а в деградации общества. Другими словами вместо прогресса общество пошло по пути регресса.

16 ноября 2019 в 11:04

Хорошая статья, спокойная.
Татьяна Владимировна молодец.

16 ноября 2019 в 11:53

Вот тут, в Завтре, со Сталиным носятся, как дурень со ступой. Но сталинского духа на дух не приемлют. Рисуют нам каждый своего Сталина, ничего общего не имеющего с настоящим.
Вот и эта статья. Оказывается, виновата элита. А почему эта элита оказалась такая, как она оказалась, а не такая, какая была 24 октября 1917 года - ни слова. И - могла ли она оказаться другой? Нет, мы такими делами не занимаемся. Анализ не для нас, наше дело - пропаганда.
А ведь Иосиф Виссарионович в свое время писал: «Марксизм понимает законы природы, - всё равно идёт ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии, - как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить или отменить их». (И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. М., ГИПЛ, 1952.)
Завтречники скажут, что к развитию общества законы природы не имеют отношения. А вот Сталин считал, что имеют. Да и как они могут не иметь отношения, когда общество людей - одно из явлений природы? Или его бородатый дед на коленке за один день соорудил?
Между прочим, так рассматривает законы природы не только марксизм, а любой нормальный ученый. Если он, конечно, занимается наукой, а не наукообразием вроде экономики, политологии, культурологии, и прочей бредологии.
Так вот, если копнуть поглубже, то формирование в СССР элиты эпохи развитого запоя было неизбежно. Если не из брежневых, горбачевых, сусловых, та нашлись бы другие, но делали бы в принципе то же. То есть развал СССР был исторически предопределен, как и исторически предопределено то, что сейчас происходит с Россией. Кто не верит, пусть покопает сам, потому как от глядения на копание других твой огород не вскопается.
А Татьяна Воеводина, как и остальные авторы Завтра, вместо анализа исторического процесса вешает читателям лапшу на уши в виде сказок про Иванушку-дурачка. То ли по безграмотности, то ли от злого умысла.

16 ноября 2019 в 12:32

"Если не из брежневых, горбачевых, сусловых, та нашлись бы другие, но делали бы в принципе то же. То есть развал СССР был исторически предопределен, как и исторически предопределено то, что сейчас происходит с Россией."

Интересно, и кто же предопределил развал СССР? Развал СССР рукотворное дело. А Вы приписали божьему промыслу.

16 ноября 2019 в 12:54

//Владимир, не надо нести пургу. Где это я приписал божьему промыслу развал СССР? Не божьему промыслу, а ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ!!!!! Оденьте очки, и прочтите еще раз.

16 ноября 2019 в 13:45

На4ал уни4тожать Андропов, а прдолжыл горба4ев.

16 ноября 2019 в 14:10

Григорий Чёрный.

"а ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ!!!!!"

Законы описываются, приведи описание этого закона, где сказано, что справедливого общества, подобному Советскому, не может быть по определению, что если оно возникает, то обязательно, согласно законам природы это будет исправлено на законы капиталистического мира?

16 ноября 2019 в 15:29

Дорогой Владимир Васильев!

Вы тут на Завтре не первый год. С осени 2012 года я опубликовал в своем блоге больше трех десятков статей, большинство на эту тему. Влезайте в блог и читайте. Что я буду переливать из пустого в порожнее. Только я туда не лазаю и, если Вы там чё напишите, оно останется не прочитанным. Пишите мне запросто на snezha38@mail.ru, ладно? Само собой, вопросов будет куча. Будем вместе искать правду, а то я всё один.
Понятно, могу и ошибаться, я не бог.
Конкретно по Вашему вопросу, но коротко. Иначе надо писать если не книгу, то большую статью. Русская революция 05-17 годов - одна из Великих революций: Швейцарская, Нидерландская, Английская, Французская, война за независимость США, европейские революции 1848 года, Китайская, ВЬетнамская. Майданы, само собой, не в счет. Все они были революциями буржуазными. В этих странах постепенно вырастал капиталистический сектор экономики. Но крестьячнство эксплуатировалось господствующими классами не рыночными, а силовыми методами. Это тормозило рост капитализма, и приводило к взрыву. В итоге крестьяне освобождались лично, и могли продавать свои рабочие руки, и одновременно оно полностью лишалось земли. Так, или иначе. И наша революция ничем в этом плане не отличается. Кроме вывески "социалистическая". Но ведь если капитализм вырастал из средневековья столетиями, то в России никаких ростков коммунизма, или переходного этапа к нему, социализма, не вырастало и не могло вырасти. В этом плане марксистская модель истории грубо ошибалась.
Уже к 30-м годам народ в СССР был лишен всякого контроля над землей и над промышленнолстью. Он был полностью отстранен номенклатурой и от власти. То есть в стране был капитализм при коллективной собственности капиталистов над средствами производства. В 91 году эти ребята только поделили общак промеж себя. Потому и народу было на это дело плевать, и никто не пошел защищать организованое самим же Горбатым ГКЧП.
Коммунизм и не может никак вырасти из капитализма, потому как чем сильнее рынок, тем больше разобщены и оглуплены массы. А из дерьма еще никто не мог сделать конфетку.
Теперь о законе природы. Есть такой общесистемный закон однонаправленности вектора развития системы. Любой системы. "Система зарождается, достигает зрелости, приходит в упадок, и разрушается. Самопроизвольный обратный процесс невозможен". Аккуратный анализ показывает, что отсюда и следует невозможность вырастания коммунизма из капитализма.
Закон этот работает только для неуправляемого развития. Но всякое управление должно его учитывать, и сопоставлять свои желания со своими возможностями. Чтобы не выходило по Черномордину: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
До свидань, ГЧ.

16 ноября 2019 в 17:59

Григорий Чёрный.

"я опубликовал в своем блоге больше трех десятков статей, большинство на эту тему."

Я спрашиваю об законе природы, по которому распался Советский Союз, а Вы ссылаетесь на свои статьи, Вот когда оформите свои наработки в виде закона природы, тогда и вернёмся к этой теме.

16 ноября 2019 в 18:02

Владимир, читать пост - ответ на Ваш надо до конца.

16 ноября 2019 в 18:05

Георгий,

Так в конце одна пустота, которая не заслуживает внимания.

16 ноября 2019 в 12:40

пытаюсь понять Папу-Чубайса. Как из такого политрука-танкиста, ////////

А что тут понимать ? Его отец латыш, латыши не любят русских, ещё в 17-м троцкисты пригласили на помощь "латышских стрелков", для расстрелов т.н "бывших", вот от туда и растут ноги. Это Кудинову он дачу в подмосковье подарил а нам радоватся не о чем.

16 ноября 2019 в 12:56

В кране не было воды. Воду выпили латыши. А командовал ими Громов.

16 ноября 2019 в 12:50

//Чубайс назвал идиотами веривших в искренность режима граждан СССР. Я не поклонник Чубайса. Но в данном разе он сказал правду. И добавлю: число идиотов в СССР в 60-70 годы было раза в 2-3 меньше сейчасного.
Само собой, Чубайс был неверующим. Иначе как бы он оказался в МИПСА?

16 ноября 2019 в 14:02

Разные по интеллекту руководители были в позднем СССР. Но не было такого уровня, какой был у Сталина. Он чувствовал эту трагедию - отсутствие людей, равных ему. Время той истории бежало стремительно, и во вражеском внешнем окружении надо было принимать отчаянные решения, отсекая глупость и омещанивание сознание руководителей самым жестким, кровавым способом. А что было делать? Сдаваться идиотам и врагам?
Нынче возопил и нынешний правитель: ворье кругом, гибель стране несущие. Увещевать? Не поймут. Стрелять? Обвинят в сталинизме. Но страна катится в пропасть. Как остановить это скатывание?
И Воеводина не знает. Складно написала. Но глупо.

16 ноября 2019 в 14:21

Ну, Мороз, Вам ли, не способному понять эмиссионную суть эксплуатации и указать на сегодняшнего эксплуататора, а способному только всполошенно голосить, судить об интеллекте.

16 ноября 2019 в 15:29

"Суть капитализма остается ровно такой же, какой и раньше. Рабочий производит продукт, стоимость которого выше той суммы, которую ему платят. Именно это делает возможным капитализм. Суть взаимоотношений в связке «рабочий – капиталист» не изменилась. Как и суть рынка с его спросом и предложением.
Альтернативу марксизм называет планом. Ты сначала разберись: что нужно потребителям, а потом производи, чтобы зря не тратить усилия, сырье, средства". Сергей Черняховский, философ, доктор политических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова

16 ноября 2019 в 15:50

Михаилу Морозу.
Лечение можно назначать, только зная причину болезни. Причина болезни всех современных стран - рынок. Если вылечиться можно (гарантию дает только бог), то только мгновенной ликвидацией денег, мгновенным переходом к плану, жестким контролем над численностью населения, допуском всех к принятию решений об общей судьбе, переделкой всего образа жизни.

Иллюстрация рынка:

Как тепловая машина, один человек примерно то же, что лампочка на 80 ватт. По расходу.
Чтобы ему обеспечить эти ватты, при подсечно-огневой экономике уходило примерно 600 ватт на рыло. КПД примерно 13 %.
Американец тратит в среднем 45 киловатт. Европеец - около того. У нас не лучше. Где-то 81-83 год я увидел в Москве в магазине коробку масла New Zeland. КПД и в хороший телескоп не увидеть. Прогресс идиота! Но для тех, кто сейчас рулит, рынок - священная корова. Дуракам закон не писан.

16 ноября 2019 в 18:00

Вик Тор, цитату Вы привели удачную для критики. Само собой, доктор политических наук - примерно то же, что доктор богословия. Но не в том дело. Суть капитализма не прибавочная стоимость, поскольку она создается и трудом крепостного, и трудом раба. Суть капитализма - рынок, деньги. И в этом отношении изменения есть, и больие. Какой рынок, какая конкуренция м.б. в мировой экономике, которая вся подчинена нескольким сотням ТНК, а сами эти ТНК - под колпаком у 2-3, а скорее, у одного ТНБ? Это уже посткапитализм. В Риме он сложился примерно ко II веку, и довел до ручки государство примерно за 250 лет. Сергей Феликсович, видимо, в этом не коппен-Гаген.

16 ноября 2019 в 20:37

Нет. Золотопаритетность делала возможным капитализм, получкние выпускаемых золотопаритетных денег, превращенной прибавочной стоимости.
«Добавочные товары, которые должны превратиться в деньги, находят необходимую для такого превращения сумму денег уже в наличии, потому что, с другой стороны, не посредством обмена, а самим производством выбрасывается золото (и серебро), которое должно превратиться в товары». К. Маркс «Капитал», том 2, книга 2, М. 1988 г., стр. 387)
Теперь такого нет, нет и капитализма.

16 ноября 2019 в 15:09

Никита Исаев убийство или слу4айность?

16 ноября 2019 в 17:54

Такое с сердцем бывает... Особенно когда на телепередачах на него орут и затыкают рот такие как Соловьёв, Куликов (этот особенно), Скабеевы, Шейнины...не любят правду слышать, любят лизать...

16 ноября 2019 в 15:20

В кране не было воды. Воду выпили латыши. А командовал ими Громов. //////////

Хотите сказать что продукты в конце 80-х сами исчезали с прилавков ?

16 ноября 2019 в 15:51

Когда снимали Хрущева, продукты тоже с начало исчезли, а потом сразу появились. Тактика оранжевых революций.

16 ноября 2019 в 16:12

Алексей, нет. Я это знаю лучше Вас. Дефицит стал нормой с конца 60-х, т.к. в 64 мы "повернули на Запад". То пропадут тарелки, то мкжские трусы, то детские шубки, то недорогие фотоаппараты. Всё шло сверху. Понятно, что к майдану-91 дефицит усилился.

А Ваш пост убил меня тем, что вырос я в Донбассе, у нас там полный интернационал. О человеке судили не по национальности (у нас там полная каша была), а по делам. Да еще и то, что я более-менее знаком с историей и РКП(б), и историей гражданской войны. Любой национализм мне противен.

16 ноября 2019 в 16:45

Если в кране есть вода.

16 ноября 2019 в 17:55

Владимир Васильев! Перед снятием Хрущева появилась загадка-поговорка: не сеет, не пашет, а шляпою машет!

16 ноября 2019 в 18:03

Владимир, не слушайте Чёрного, у моих близких друзей родители работали в торговле. На складах было всё, то что портилось вывозилось по ночам на свалку, кое что доставалось бульдозеристам в ночную смену.
Кстати, на Украине , в Грузии, Узбекистане голых прилавков не было, хотя выбор продуктов немного и уменьшился. Съёмки велись в маскве, саратове, и ещё нескольких городах Сибири ...

16 ноября 2019 в 18:17

виктор балацкий.

Виктор, спасибо за поддержку, эти факты, о которых Вы пишите, общеизвестны, но о них не говорят на ТВ. Все эти дефициты были искусственные и цель преследовали одну: - прибрать общегосударственную собственность в частные ручонки воровского сообщества.
Простой пример: - ткацкая продукция, выпущенная на государственных предприятиях, лежала на складах, а продукция цеховиков, выпущенная из украденных ниток у государства, всегда на прилавке.

17 ноября 2019 в 05:43

Владимир! Когда я приехал служить в Казахстан, то был приятно удивлен широким ассортиментом товаров, продуктов. В Темиртау, например, в доме, где я жил, был магазин "Кулинария", которому бы позавидовали и в Москве. В Семипалатинске работал мощный мясокомбинат. Он перерабатывал в том числе монгольский скот. Вся продукция шла на республики. Рядом был российский Рубцовск-шаром покати. А в Усть -Каменогорске, хоть и не изобилие, но вполне нормально. Ещё больше я был удивлен, попав служить в Алма Ату. Действительно столица! На Медео были шашлыки-сказка! За пивом никто не ломился в драку. Потому, что если съесть настоящий мант (а они были на каждом углу), то не запив пивом, можно было пострадать, такой острый был. Возле части была шашлычная, куда мы, молодые офицеры, бегали на обед, если уезжал командир: норма была два шашлыка, две бутылки пива. Был романтизм, закуска!

17 ноября 2019 в 10:06

Андрей, спасибо за приятные воспоминание об нашем прошлом.
Все революции и перевороты делаются в центре, поэтому в центре продукты и товары чудесным образом исчезали, а республики жали своей жизнью, им распад СССР не нужен был, а вот когда Россия объявила об выходе из союзного договора, до республикам нечего не оставалось делать, как создавать свои национальные государства. А дальше как на великой шахматной доске.

16 ноября 2019 в 17:52

Алексей, нет. Я это знаю лучше Вас. Дефицит стал нормой с конца 60-х, т.к. в 64 мы "повернули на Запад". ///////////

Гога Чёрный, из вас вылазиет еврей, это ваша шобла готовила волнения на почве дифицита и недовольства. Думаю что вы после смерти Сталина начали действовать, гебня вам частично помогала.

16 ноября 2019 в 19:02

Лёша, я привык, что из меня вылазит в сортире дерьмо. Но чтобы из меня вылезал еврей - никогда не замечал. И еще я не могу понять, откуда вылезают такие, как ты, дураки, полецы, суки и мерзацы. И всё это в одном флаконе. Явный перебор.

16 ноября 2019 в 19:32

до каких пор будем терпеть этого подонка?

16 ноября 2019 в 20:01

Так или иначе СССР в том облике временно ушёл с исторической сцены. По версии Чубайса в силу " некомпетентности" элит. Видимо и это сыграло свою роль. Но мы живём сейчас, " компетентность элит" сегодняшней страны отвечает вызовам времени, не променяли ли мы шило на мыло ? По моему простому мнению и жизненному опыту, нынешняя чубайсо-гайдаро-кудрино-грефовская "илитка",опекаемая кремлёвскими "поводырями", ведёт страну в яму.

17 ноября 2019 в 00:57

Не забывайте, Татьяна, почаще добавляете в Ваших опусах фразу «по моему мнению». По крайней мене это будет честнее, ибо отражает исключительно Ваше видение проблемы и не будет восприниматься читателем, как истина в последней инстанции.
Как по мне, Ваша статья это просто бред сивой кобылы и комментировать этот бред просто нет никакого желания.

17 ноября 2019 в 04:05

Чубайс мыслит как фарцовщик. И с ним конечно согласны пара миллионов человек, заработавших на спекуляции. И конечно его поддержат десятки тысяч миллионеров, пара десятков миллиардеров. Но вот только почему он забыл узнать мнение обо всём этом у ста миллионов русских, или у двухста миллионов советских людей? Да потому что он фарцовщик, значит дурак. Интересны его физические ощущения от этой пламенной любви к нему сотни миллионов разумных людей, понявших, что он обыкновенный проходимец, который оправдывает своё видение жизни, опираясь на ценности проходимца. Интересно и то - кто победит в этом противопоставлении воль : он, или сто миллионов нормальных людей.

17 ноября 2019 в 05:04

Здесь интересно вот что.
Почему ревностный сторонник рыночных отношений, можно сказать их основатель- А.Б. Чубайс, всё время пасётся в Госструктурах.
Не, ну понятно, что у г-ва легче тянуть чем у самого себя, в смыслн собственного, сосзданого самим производства. Но тогда и рот свой нужно открывать несколько в другую сторону, например в сторону планового хоз-ия.
Непонятно, почему никто из руководства страны, не задаст ему этот вопрос при назначении на новую, очередную Гос. должность?
Все конечно прекрасно понимают, почему Чубайсу не задают этот вопрос, но хотя бы для приличия-то можно было спросить, чтобы например народ не волновался.

18 ноября 2019 в 07:34

ешь ананасы рябчики жуй
скоро народный попробуешь ...

18 ноября 2019 в 13:18

Читаю комментарии.
Плач Ярославны по Савейской власти.
Чё завтрюки душу надрываете ?
Во всех ваших бедах виноват Чубайс
ну и я ,который выпил всю воду !
Ну не волнуйтесь ,пока есть мудрые президент и
правительство , всё наладится , всё будет хорошо !

19 ноября 2019 в 23:44

Развал системы, которую вовремя не реформировали – это не революция, а саморазрушение, причем без внешнего вмешательства. Революция - запланированное конкретными людьми изменение идеологии государства (основные цели и средства достижения), но осуществленное или поддержанное большинством граждан. События 1991г. не были ни развалом, ни революцией: небольшая группа активных людей в высших органах власти воспользовалась интеллектуальной и духовной слабостью Горбачева и Ко - естественно, при содействии "наших западных партнеров".

Элита разная: политическая, экономическая, писательская, театральная и др. Кто-то в ней близок к народу, кто-то далек. Политическая - главная и не только потому, что она контролирует другие элиты. Прежде всего она ОБЯЗАНА обновлять себя, меняя или дополняя свои программы и "чистить" кадры, избавляясь от элементарных карьеристов. Этого не сделали Хрущев и Брежнев со товарищи, но винить их в том нельзя: пережив войну, восстановив страну и подняв ее на новые высоты они просто не успели обновить КПСС. При этом устали и наверное "головокружение от успехов" тоже имелось. Чем воспользовался расплодившийся в партии политический сорняк - Ельцин, Чубайс и т.п. Увы, сорняки бывают не только в сельском хозяйстве. Такая "элита" не была близка к народу, но и не с Луны она свалилась на наши головы. Какая почва - такой и урожай. Какие мы - граждане (почва), такова и элита (урожай). Так будем сначала улучшать себя, а потом оценивать качество элиты.

20 ноября 2019 в 04:54

теоретически вы правы, Александр, но представляете сколько веков потребовалось бы Сталину ждать, чтобы вороватый народ сам исправился. Чтобы самим украсть у русских Крым, народу разрешили красть крем, в итоге пал кремль. Все в жизни пересекается, даже вертикали, хотя математика это отрицает.

20 ноября 2019 в 12:43

Сталин прав: насилие стимулирует мышление и нужное мировоззрение быстрее проникает в головы элиты и не-элиты.

20 ноября 2019 в 18:50

спасибо за Сталина, если Сталин всегда был прав, даже когда сидел слева от Черчилля или Рузвельта, то давайте рассмотрим всех последующих наших первых лицемеров. Артисты довели театр боевых действий в одну большую клоаку, где Гусейнов слышит эхо русского крика так, как ему диктуют вши в жидовских мозгах.
Если кого обидел, идите на член с вшами

21 ноября 2019 в 02:24

Развал СССР: - Постоянные подмена понятий и перенос "игры" на чужое поле с "необъективными правилами".
Начало развала СССР не 80-е, а середина 50-х. "Оппоненты", благодаря ошибке/предательству руководства КПСС и молчанию общества (отличные темы для дискуссий и диссертаций), отметают саму возможность многостороннего (управленческого, экономического, политического, образовательного, культурного, национального, и пр.) анализа именно 40-х-50-х годов, особенно 19 съезда и последующего пленума. Используя жвачку 20-го съезда и бесконечную ложь своих и внешних "историков-гуманистов", на историю СССР до 53-56 года сразу же вешается ярлык безусловного ада, и "спор" переносится в 60-е, 70-е, 80-е, периоды, убивавшие и экономику (как государственную, так и колхозно-кооперативную), и политику (межгосударственную, межпартийную, образовательную, культурную) настоящего Советского государства.
Основная причина развала СССР - отсутствие теории (правил, плана, последовательности - то о чем говорил еще И.В.Сталин "Без теории нам смерть, смерть!"), сочетающей:
- строительство (и развитие) соц.государства (блока государств) в окружении кап.стран и блоков,
- воспитание "нового" человека в условиях внешней пропаганды, направленной на индивидуалистское (еще Адамовское) разрешение вопроса "Тварь я дрожащая, или ..." , выявление в обществе тенденций (и причин их появления) национальной, культурной, социальной (номенклатурной), образовательной, - ИЗОЛЯЦИИ групп населения, интересы которых начинают растягивать (как Крыловская троица) общество в разные стороны, но не для "выравнивания гор" ("Бесы", "Слушайте, Ставрогин: горы сравнять — хорошая мысль, не смешная ..."), а для (по максимуму) неформального направления "свободной энергии" потенциальных "Лебедей" и "Щук" как раз на единение общества (обогащение других своими знаниями и умениями)
- отбор кадров и умение принимать коллективны решения, развитие активной позиции членов общества не только на работе, но и в любой общественной жизни.
Так что спорить с Чубайсом - заведомо провальное дело, т.к. это "стрельба" по разлетевшимся брызгам из лужи, в которую направил машину пьяный водитель.
И еще. Есть особи, общаться с которыми просто не стоит. А надо обращать свои сомнения к людям, которым "... удалось покрыть себя такой славой, что даже через десятилетия после их смерти современные буржуи срутся при одном упоминании, спешно драпируют мавзолеи, плодят одну за одной исторические фальшивки и нанимают толпы писак на исторические темы, чтобы те убеждали народ: всё было не так, как есть на самом деле?.." (не мое, нашел в Инете, очень понравилось.- ЮИ)

21 ноября 2019 в 11:27

Юрий, неплохая находка, понравилась, спасибо.

21 ноября 2019 в 21:15

"Основная причина развала СССР - отсутствие теории (правил, плана, последовательности - то о чем говорил еще И.В.Сталин "Без теории нам смерть, смерть!"). ------- Точно! Но теория (она же идеология - основные цели государства и способы достижения) только первое условие существование государства. Хрущев и Брежнев не уделили достаточного внимания теории - надо было восстанавливать страну после войны. Наверное, и знаний соответствующих обоим не хватало. Второе и более трудное условие - самообновление элиты, т.е. изгнание из нее тупиц, воров и заурядных карьеристов. Если у Горбачева не хватило мозгов и характера на обновление теории, то уж какая там практика ("чистка" партии).

Второе - наличие идеологии (оснреальная и Теорию (Программу КПСС) должны были изменить Хрущев и Брежневе был

21 ноября 2019 в 21:16

Виноват, не удалил последние две строки.

25 ноября 2019 в 16:04

"Вы, суки в шляпах, бросили наши кепки под ноги иностранной швали, описывая заграницу райской птицей счастья завтрашнего дня"
/ Samvel Khachatryan/

Ты прав, Самвел! Заметим только, что в шляпах на фото нет тех сук, есть cтарые, больные, уставшие, что-то предчувствующие, не способные уже ни справиться, ни трезво оценить, как, например, Нина Андреева, гибельные последствия для первой в мире Страны cсоциализма и подлинного братства народов, десятков миллионов русских людей, тех реформ, к которым подталкивали их (тех,что с шляпами в руках) многочисленные бойкие "умники и умницы" гнезда Андропова, возглавляемые старым Лисом из отдела Пропаганды ЦК КПСС.

Нет, Самвел, с шляпами в руках - совсем не первые лица в подлом убийстве СССР. Да, оно произошло при их попустительстве, связанном с утратой с возрастом необходимых в деле государственного управления умении увидеть за верноподданнической маской лицемерие врага делу, которому ты служил и служишь, утрате необходимой строгости и даже жестокости, по отношению к нарушителям на словах и на деле партийной этики.

Тот, у кого ручки за спиной, того сделали главным убийцей, но и это не так. Чтобы он (Горбачёв) там ни говорил после, - слабак для таких опасных дел, не он киллер.

Сейчас хорошо известны имена заказчиков и верных пособников преступления века, как из публицистики авторов "Завтра", так и из воспоминаний не утративших чувства ответственности за гибель Империи высокопоставленных идейных коммунистов, из ежегодно печатающихся списков Форбс, да и на экранах, утратив cпецслужбистскую скромность замелькали эти ушлые "ребята и девчата", старясь перещеголять в демонстрации своего западного образа жизни, к которому они тайно стремились, затевая перестройку, и уже перещеголяли в этом содомистском увлечении никогда не страдавших скромностью деятелей артистического цеха.

26 ноября 2019 в 02:07

тут дело не в шляпе, а в подлости всей этой козлиной стаи, я детство своё прикрыл солдатской панамой и готов был носить до дней последних донца. Гандонцы всё обкакали, партийными поносами. Я видел, как в эти комитеты вползают гниды, чтобы не работать, а стучать. Ну их нах, они сегодня называют себя батюшками.

29 ноября 2019 в 08:44

"Гандонцы" были, есть и будут. Всё дело в их количестве во властных структурах. Надо быть не слабым человеком, чтобы устоять от властных соблазнов. И пока история не даёт других примеров борьбы с властными недугами: идёшь во власть, где решаются вопросы жизни и смерти, судьбы людей и государства, будь готов, всегда готов, что ... ;) наградят или расстреляют.

История не знает других примеров борьбы с безыдейными там, где кадры решают всё.

При Сталине "гандонцев" было меньше - это исторический факт, ведь развитие было не на словах, а на деле. Напиши "хочу быть в первых рядах строителей коммунизма" - будь готов и на эшафот в первых рядах. Высшая мера ответственности была существенным фильтром от гнид на пути к власти.
При Брежневе интенсивно полезли в КГБ, в МГИМО, ... "умники и умницы". Спасала какое-то время страну Сталинская кадровая инфраструктура.
Сейчас в Лидеры России лезут. Это и тревожит, при том, что пока в нашем ущелье "тепло и сыро".