Авторский блог Андрей Аганин 20:58 9 сентября 2018

Что же ещё приносят революции кшатриев?

Итак, продолжим знакомиться с «прелестями» практически любой варновой революции. Варновая революция – практически реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») – широкое религиозное и общественно-политическое движение в том или ином обществе, направленное на реформирование устоявшихся традиционных порядков и изменение уклада жизни.

двойной клик - редактировать изображение

1. Итак, продолжим знакомиться с «прелестями» практически любой варновой революции. Варновая революция – практически реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») широкое религиозное и общественно-политическое движение в том или ином обществе, направленное на реформирование устоявшихся традиционных порядков и изменение уклада жизни.

1.1. Блат (по М.Р. Фасмеру – от слова из языка идиш ‏בלאַט‏‎ – «лист»; нем. das Blatt – «лист»), широко якобы распространённое на территории бывшего СССР, означающее знакомство или связи, используемые в личных целях и ущемляющие интересы третьих лиц. Однако, на самом деле везде, где осуществлена варновая революция (читай – реформация) это явление также обязательно процветает, а само оно возникло отнюдь не позднем СССР, а намного раньше, и имело проявление в самых разных эпохах и странах. Кстати, это явление в английском языке обозначается словом favors.

Нынешнее значение слова «блат» – полезные связи, знакомства, благодаря которым можно получить какие-то блага в обход общепринятых правил и законов, как правило, в ущерб интересам общества или государства. «По блату» – благодаря выгодному знакомству, через «нужных» людей.

1.2. Блат понятие, введённое Екатериной II при переселении немцев в Россию, которым давались земля и такие привилегии как освобождение от телесных наказаний, каторги, службы в армии и так далее, что прописывалось в грамоте и выдавалось каждому переселенцу, а также вновь нарождённым. Опять, как и при всякой реформации, здесь также присутствует внутренне-внешний фактор. Так как Екатерина II сама была немкой, эта грамота имела название блат (от нем. Blatt лист); соответственно, тех, кто имел подобные документы, стали называть блатными. Так как идиш и немецкий язык практически ни чем не отличаются друг от друга, поддельный блат стал использоваться в еврейском преступном мире и вводил в заблуждение сотрудников правоохранительных органов. Таким образом понятие слова блатной перекочевало в преступный мир и потеряло свое настоящее значение.

В начале XX века, по всей видимости, в Одессе, это понятие перешло в жаргон уголовного мира и стало означать, соответственно, членов воровских шаек, живущих в соответствии с воровским законом, и людей, к преступному сообществу так или иначе причастных. Отсюда «блатной (воровской) жаргон», «блатная (воровская) музыка».

В русской лингвистической литературе слово «блат» впервые зафиксировано в 1908 году в словаре В.Ф. Трахтенберга «Блатная музыка. Жаргон тюрьмы».

1.3. В СССР слово «блат» приобрело также другой смысл. В условиях дефицита приобретение товаров часто зависело от знакомств с продавцами или чиновниками, распределявшими тот или иной товар. Для обозначения таких полезных знакомств, а также самого процесса приобретения товаров таким способом и стало использоваться слово «блат». В народных массах широкое хождение получила поговорка: «Блат сильнее Совнаркома».

Происхождение понятия связано с появлением иностранных технических специалистов в советское время. В закреплённых для их обслуживания магазинах им продавали товары, отсутствующие в общей продаже, при предъявлении особого документа на листе бумаги продавали «по блату». Вадим Шефнер в своих мемуарах подтверждает, что явление возникло в 1930-е годы: «В те годы вползло в быт словечко «блат», появились «блатмейстеры», то есть ловкачи, которые по знакомству добывали себе всё, чего хотели».

Таким образом, слово «блат» стало использоваться для обозначения неформальных связей, контактов, знакомств, а также покупок на чёрном рынке.

1.4. Необходимо перечислить негативные последствия этого явления:

трудоустройство по блату создает в обществе сильное социальное неравенство;

уничтожается конкуренция между кадрами;

сильно снижается мотивация для профессионального и личностного роста;

повышается уровень коррупции, взяточничества, бюрократии и должностного произвола;

как следствие, заметное снижение экономической и социальной эффективности производства;

появляется эффект «наследственной аристократии».

Также блат резко сокращает возможности и шансы на успех и приличную работу для выходцев из неблагополучных, а также малообеспеченных семей. Это создает сильное расслоение общества, и, как следствие увеличивает уровень преступности и криминала.

1.5. Интересно, что хотя само слово «блат» почему-то кое-кем-то и приписывается советскому периоду, но именно в СССР получило отражение негативное отношение к этому явлению. Теме блата в советском обществе И. Ильф и Е. Петров посвятили фельетон «Человек с гусем» (1933 год) и рассказ «Бронированное место» (1932 год). Этой же теме была посвящена миниатюра «Склад», написанная Михаилом Жванецким для Романа Карцева и Виктора Ильченко. Этой же теме посвящена песня «Свинья на радуге» Ю. Шевчука, сняты художественные фильмы «Ты – мне, я – тебе» (1976 год) и «Нужные люди» (1986 год).

двойной клик - редактировать изображение

2. Порнократия (от др.-греч. πόρνη «проститутка; блуд» + κράτος «власть»), правление/эпоха блудниц/шлюх (итал. pornocrazia romana, governo delle prostitute; лат. saeculum obscurum «скрытый, тёмный век») период в истории папства (первая половина X века), который начался с правления папы Сергия III, интронизированного в 904 году, и длился 60 лет, до смерти Иоанна XII в 963 году (по другим данным в течение 30 лет, до смерти Иоанна XI).

В течение этого времени римские понтифики находились под сильным влиянием могущественной аристократической семьи Теофилактов римского консула и комита Тускулума Теофилакта, его жены Феодоры и их дочери Марозии, заслуживших репутацию блудниц, а затем сына Марозии Альбериха, герцога Сполетского. Как пишет историк, «эти богатые и влиятельные жаждущие власти женщины сажали на папский престол своих друзей, любовников, родственников. Не понравившихся им пап они без всяких проволочек свергали, убирали с дороги».

Большинство средневековых свидетельств об этом периоде достаточно пристрастны, так как созданы политическими противниками папства. Тем не менее, даже официальная история Римско-католической церкви признаёт, что за несколько десятков лет сменилось большое количество пап, отличавшихся распущенным образом жизни, и что они назначались и контролировались кланом Теофилактов.

2.1. В первой половине X века реальная власть в Риме принадлежала представителям семьи Теофилакта. Папская область стала управляться Теофилактом, римским сенатором, который был объявлен консулом, дуксом, главнокомандующим (magister militum) и папским казначеем при папе Бенедикте IV (900 – 903 годы). Вскоре, пользуясь поддержкой семейства, папой стал Сергий III.

Сергий III, который «наполнил папский хор любовницами и незаконнорождёнными детьми, и превратил папский дворец в воровской притон», отдал в руки Теофилакта (согласно мнению одного из источников – своему кузену) все светские полномочия. Феодора и Марозия, жена и дочь Теофилакта, сосредоточили в течение этих лет в своих руках необыкновенную власть (при этом, как утверждают, 15-летняя Марозия стала любовницей папы). Как политические владыки Рима, они осуществляли полный контроль над выборами нового понтифика.

«Влияние этих двух шлюх, Марозии и Теодоры, было основано на их красоте и богатстве, а также было результатом их политических и любовных интриг. Своих самых упорных любовников они награждали папскими тиарами. Эпоха их правления, возможно, и является основанием для легенды о женщине-папе. Святой престол занимали незаконнорождённый сын, внук и правнук Марозии. Редкая генеалогия для наместников святого Петра на Земле» (Эдуард Гиббон).

«Городом Римом тогда управляла как мужчина, стыдно и сказать, бесстыдная блудница Теодора, бабка того Альберика, что недавно умер. Она имела 2-х дочерей Мароцию и Теодору, не только подобных ей во всём, но и ещё более склонных к разврату. Из них Мароция родила преступным образом от папы Сергия, о котором мы упоминали выше, Иоанна» (Лиутпранд Кремонский, «Книга Воздаяния (Антаподосис)», кн. II, XLVIII).

Имя Теофилакта перестаёт фигурировать в рассказах достаточно рано (умер в 924 году), чуть позже сходит со сцены его жена Феодора (умер в 928 году), уступая всю власть целиком своей дочери Марозии.

Вероятней всего, Марозия была любовницей папы Сергия III и точно – матерью Иоанна XI и бабкой Иоанна XII. Кроме того, её подозревают в убийстве свергнутого ею папы Иоанна X(получившего тиару благодаря покровительству Феодоры), которое Марозия осуществила, чтобы доставить понтификат своему тогдашнему фавориту, будущему Льву VI.

Понтификам, которые назначались стараниями Феодоры и Марозии, недоброжелатели приписывают любовные отношения с этими женщинами:

«Теодора, бесстыднейшая, как я говорил, блудница, пылая любовной страстью, прельстилась красотой его лица и не просто желала вступить с ним в связь, а и принудила его позже к этому. Пока совершались эти бесстыдства, умер епископ Болонской церкви, и Иоанн был избран на его место. (...) Тогда-то извращённый ум Теодоры, подобный уму Глицерии, не имея сил терпеть, что её любовник из-за расстояния в 200 миль, отделяющего Равенну от Рима, очень редко теперь владеет ею, заставил (Иоанна) оставить архиепископство в Равенне и – о ужас! – овладеть верховным понтификатом в Риме» (Лиутпранд Кремонский, Об избрании Иоанна Х. «Книга Воздаяния (Антаподосис)», кн. II).

Большинство пап этого периода после ареста и смерти Иоанна Х избирались по фактическому приказу Марозии, которая приняла римский титул патриция, сенатора (сенатриссы, Domna Senatrix), и сосредоточила всю полноту власти в городе в своих руках. Правили понтифики всего по несколько лет. Никаких судьбоносных для Римской Церкви решений в это время принято не было.

К тому времени, как Марозия вышла замуж в третий раз за итальянского короля Гуго, брата её второго мужа Гвидо (что расценивалось как инцест, вдобавок, Гуго ради этой женитьбы расторг брак со своей первой супругой), вырос её сын от первого брака, Альберих II Сполетский. Как пишет Лиутпранд: «когда, следуя убеждению матери, Альберих лил воду мывшему руки королю Гуго, то есть своему отчиму, тот ударил его по лицу в наказание за то, что он лил воду неумеренно и без [должной] скромности. Желая отомстить за нанесённое ему оскорбление, [Альберих] собрал римлян и обратился к ним с такой речью: „Достоинство города Рима настолько уже оскудело, что повинуется даже распоряжениям блудниц. Что может быть более гнусным и отвратительным, чем допустить гибель города Рима из-за нечестивого брака одной женщины?“».

Подняв восстание (по одной из версий, прямо в ночь свадьбы), Альберих изгнал и заточил в тюрьму свою мать, отчима, а также единоутробного брата папу Римского, а сам захватил власть в Риме. На протяжении следующих 20 лет назначаемые им папы не могли ни в политическом, ни в общественном аспекте проявить свою волю. Но он не ограничивал их церковно-административную власть.

Концом данного периода считается либо низвержение германским императором Оттоном папы Иоанна XII сына Альбериха, избранного понтификом по его завещанию, либо (такой вариант встречается реже) на 30 лет раньше, с низвержением Альберихом своего брата папы Иоанна XI. Сын Феодоры Младшей, второй дочери Феодоры, через некоторое время станет папой Иоанном XIII, но будет зависим уже от императора. В последующие годы род Теофилакта графы Тускулумские, дадут Риму ещё ряд пап и антипап.

двойной клик - редактировать изображение

2.2. Порнократия вызывала недовольство итальянцев, тем самым в какой-то мере подготовив условия для создания Оттоном I Священной Римской империи. Последний папа этого периода, Иоанн XII, был свергнут и заменён ставленником императора, начавшим процесс восстановления авторитета папской власти. Новый папа, Лев VIII, заслужил добрую репутацию своим аскетизмом, подзабытым за полвека разврата.

Так как престол оказался под полным контролем немецких императоров, проводивших антивизантийскую политику, углубился раскол между Восточной и Западной церквями.

Ситуация со свободным назначением пап периода порнократии дала толчок к тому, что в 1059, примерно 100 лет спустя, указом папы Николая II был создан конклав институт выборщиков пап, функционирующий до сегодняшнего дня.

2.2.1. Некоторые католические теологи используют эру порнократии в Риме для доказательства богоизбранности Римских Пап. Если церковь смогла пережить подобное унижение и период такого греховного упадка, как эра блудниц, то её точно защищает Бог, поэтому никто не сможет её разрушить.

2.3. Все ли приписываемые этим женщинам обвинения являются справедливыми спорный вопрос, поскольку основным источником о периоде порнократии является «Возмездие», сочинение Лиутпранда, епископа Кремоны, который принимал участие в тайном собрании епископов, приведшем к низложению Иоанна XII, и был политическим врагом Рима. Некоторые из современных историков предлагают расценивать его сведения скорее как слухи, чем истину.

Но о сожительстве Сергия с Марозией говорит не только летописец Лиутпранд, но и официальное жизнеописание пап «Liber Pontificalis». С тем, что отцом Иоанна XI, вероятнее всего, был Сергий III, соглашаются и католические энциклопедии.

Главный источник, сочинения Лиутпранда, в некоторых случаях подкрепляются сообщениями официального папского календаря и двумя монастырскими хрониками.

Употребляемые Лиутпрандом слова «блудница» и «куртизанка» являются, по большей части, просто негативными эпитетами, характеризующими его отношение к данным женщинами. Они происходили из благородного сословия и наверняка не зарабатывали проституцией. Но при этом его сообщения о их власти над Римом и «назначениях» понтификов скорее всего соответствуют действительности, хотя нельзя достоверно установить, правдивы ли его рассказы об их распущенной жизни и многочисленных любовниках. Данный период в истории папства даёт большие возможности антиклерикалам и противникам католицизма для очернения папского престола.

В популярной литературе можно встретить описания этих женщин, явно основанные на отзыве Лиутпранда: например, «бесстыдная Марозия, куртизанка высокого ранга» что является в корне неверным, так как «куртизанка» это проститутка, работающая в высших социальных слоях (за деньги); или же «гетера Марозия», что также предполагает оплату. Марозия была дочерью консула, сама по себе являлась знатной дамой, и своим телом не торговала. Существует некоторая вероятность, что подобный эпитет, возможно, заслужила Феодора, так как сведений о её происхождении не сохранилось. Тем не менее, эта вероятность очень мала и, скорее всего, Феодора до и после брака с консулом Теофилактом также не могла быть куртизанкой. Но такая аккуратность в терминах всё же не исключает промискуитет обеих женщин.

2.3.1. У поздних антиклерикальных учёных встречается усугубление преступления Марозии обвинением в кровосмешении, вызванное очевидной путаницей между её двумя сыновьями Иоанном XI и Альбериком, отцом Иоанна XII: «Со своим сыном папой Иоанном XI Мароция имела кровосмесительную связь, от которого имела сына, которого также возвела на папский трон под именем Иоанна XII». Приписывают ей и обвинения в совращении родившегося таким образом сына-внука: «Иоанн XII, сын своего брата по матери, был изнасилован этой гнусной женщиной ещё задолго до того, как он достиг половой зрелости. Он втянулся в разврат, и Мароция вскоре обрела пылкого любовника».

Кроме того, встречается путаница двух Феодор старшей и младшей, матери и дочери: можно встретить упоминание, что Иоанн Х был избран папой «под влиянием Феодоры, сестры и соперницы Марозии», и был именно её любовником, хотя на самом деле он был креатурой её матери. Сведения о младшей из этих двух обладательниц имени крайне скудны и, в отличие от матери и сестры, видимо, особенным влиянием она не пользовалась. Кроме того, судя по всему, существовала третья Феодора, дочь и внучка предыдущих.

двойной клик - редактировать изображение

Иногда Феодору Младшую, мать (или бабушку через Феодору III) папы римского Иоанна XIII путают с сестрой Марозией, матерью Иоанна XI и Альберика: «другая дочь, Феодора, жена маркиза тосканского Адальберта, имела сына Альберика, который впоследствии обладал Римом». В таком случае Альберик «становится» не сыном Марозии, а племянником.

Встречаются и совсем грубые ошибки: «Этот человек [Сергий III] жил в преступной связи со знаменитой гетерой Феодорой, которая вместе со своими дочерьми Марозией и Феодорой имела необычайное влияние на слуг Церкви»: в данном случае на сочинителя, скорее всего, повлияла биография гетеры Феодоры, ставшей в VI веке прославленной византийской императрицей. Также упоминается, что Сергий был одновременно любовником обеих и матери Феодоры, и дочери Марозии. Это не подкрепляется источниками, сообщающими лишь о его связи с одной только Марозией.

Тема знакомства с «прелестями» практически любой варновой революции всё более и более подходит к своему завершению.

1.0x