Авторский блог Александр Шумский 16:02 21 апреля 2018

Что таится за «безмолвием народа»?

В своё время кто-то из великих русских мыслителей (кажется, В.В. Розанов) сделал очень глубокое историческое наблюдение: в русском человеке мысль о протесте, мысль о бунте вызревает незаметно для внешнего наблюдателя; вроде, ничто не предвещает беды – и вдруг ещё вчера казавшийся мирным народ превращается в озверевшую толпу, сметающую всё на своём пути.

Прочитал на РНЛ материал «Спасибо киевскому майдану!», в котором уважаемый протоиерей Александр Кузин комментирует данные социологического исследования Левада-Центра по вопросу возможности в России массовых протестных акций. Из опроса Левада-Центра следует, что 90% россиян выступают против разного рода протестных акций и считают их маловероятными. Позволю себе возразить уважаемому батюшке Александру. Прежде всего – данные Левада-Центра вряд ли стоит считать вполне объективными: опрос проводился среди малочисленной группы людей. Кроме того (и это – самое главное): сам Левада-Центр имеет свои интересы, далёкие от национальных интересов нашего государства. Как известно, решением Минюста РФ от 5-го сентября 2016 года Левада-Центр включён в реестр НКО (некоммерческих организаций), выполняющих функции иностранного агента. Левада-Центр получает большую часть финансирования из США. О Левада-Центре протоиерей Александр высказывается несколько туманно и двойственно. С одной стороны, он говорит, что Левада-Центр – иностранный агент, с другой – «Дай Бог здоровья “Левада-центру”, который подменяет нашу систему».

Лично я предполагаю, что все цифры в данном опросе Левада-Центра явно завышены. Возникает естественный вопрос: зачем иностранному агенту, получающему финансирование из США, понадобилось прийти к выводу, что 90% россиян выступают против различных протестных акций и считают их маловероятными? На первый взгляд кажется, что такой вывод выгоден Российскому государству и здоровой части российской общественности. Но если вдуматься поглубже, то невольно вспоминается тактика идеологов позднего СССР, которые, не переставая, талдычили о непоколебимой стабильности советской системы и предельно завышали все общественно-экономические показатели. В конце концов эта идеологическая и статистическая ложь привела к мгновенному краху СССР. Я убеждён, что этой лгущей идеологической советской командой руководили агенты западного влияния, которые ставили своей главной целью – беспрецедентной ложью усыпить бдительность советских людей и парализовать их волю, а затем нанести предательский удар в спину. Что и было блестяще осуществлено в реальности. Поразительно, но лжецы, нанесшие тогда этот «удар в спину» СССР, нагло использовали собственную ложь, чтобы организовать российское общество для добивания СССР. Именно такими были Горбачёв и Ельцин. Сегодня же руководители Левада-Центра, продолжает дело этих главных виновников краха СССР. Вот через эту призму состояния позднего СССР накануне краха и следует рассматривать данный опрос Левада-Центра. Внушая россиянам иллюзию стабильности, они, под руководством своих заокеанских хозяев, вновь готовят предательский удар в спину.

В своём комментарии к результатам опроса Левада-Центра протоиерей Александр Кузин резюмирует: «Еще раз повторю: спасибо киевскому майдану. Ныне народ России прекрасно понимает, что деструктивно выходить на площади с протестами, ибо на поверхность выплывают люди типа Навального и прочая братия. Акции протеста не рождают лидеров и радетелей интересов народа и государства Российского… Есть люди, которые сочувственно относились к подобным гражданским акциям, но их становится всё меньше и меньше». Позволю себе и здесь не согласиться с дорогим батюшкой Александром. Он полагает, что отрицательный опыт киевского майдана отрезвил россиян и теперь они получили, как он говорит, «антидот против майданных выступлений». Если и получили, то, думаю, ненадолго. И, вероятно, в ближайшем будущем мы станем свидетелями прекращения действия этого антидота. История показывает, что отрицательный опыт соседей никогда не являлся надёжным средством защиты от повторения этого опыта у себя. Напротив, я наблюдаю заметное снижение интереса в российском обществе к украинской «майданной» теме. Нашим домохозяйкам, которые еженедельно сталкиваются с повышением цен в магазинах и аптеках, украинская тема совершенно безразлична, так же, как и молодым людям, особенно – вступающим в брак и желающим иметь детей, но не могущим при этом даже мечтать о приобретении своего собственного жилья. И, конечно, совершенно неверен, на мой взгляд, вывод отца Александра Кузина о том, что в российском обществе становится всё меньше и меньше людей, которые сочувственно относятся к протестным акциям. Данный вывод батюшки, очевидно, сделан под влиянием этого самого опроса Левада-Центра. Здесь следовало бы обратить внимание на психологию русского человека и на русскую историю. Я не сомневаюсь в том, что многие из опрошенных Левада-Центром россиян просто не захотели признаваться в своём сочувствии к протестному движению из соображений личной безопасности: а вдруг об их «протестности» узнают в соответствующих органах – зачем искать проблемы на свою голову? Слишком жива ещё в русском человеке память о необходимости соблюдать осторожность в своих высказываниях. Но самое главное – в другом. В своё время кто-то из великих русских мыслителей (кажется, В.В. Розанов) сделал очень глубокое историческое наблюдение: в русском человеке мысль о протесте, мысль о бунте вызревает незаметно для внешнего наблюдателя; вроде, ничто не предвещает беды – и вдруг ещё вчера казавшийся мирным народ превращается в озверевшую толпу, сметающую всё на своём пути. И Россия, по образному выражению Розанова, «линяет за три дня». Исторических примеров достаточно: это и Смутное время, и пугачёвщина, и, конечно, русские революции. Сюда же, безусловно, относятся и «лихие 90-е». Инкубационный период русского бунта, повторяю, почти незаметен для стороннего взгляда. Лишь немногие пророчески мыслившие люди, вроде Ф.М. Достоевского, могли этот период разглядеть. Но когда они пытались звонить во все колокола, чтобы предотвратить самое страшное, т.е. русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», им мало кто верил.

Кстати, совершенно другая картина была в Европе: у европейских народов (особенно – у французов), была совершенно иная политическая культура. Исстари там существовало множество политических партий, через которые различные социальные группы могли высказывать свои взгляды и обнаруживать свои настроения. Поэтому любой политический процесс в Европе был заметен, и его можно было отслеживать с самого начала. В этом смысле у русского народа не было вообще никакой политической культуры. Русский народ, по слову Пушкина, «безмолвствует», а не занимается (добавлю от себя) партийной говорильней. В этом страшном и таинственном «безмолвии» может незаметно вызревать демон бунта и революции. В России и СССР партии лишь в какой-то степени заменяли журналы, но понятно, что это несравнимо с партиями как таковыми. И до сих пор в политической культуре русского народа ничего не изменилось. Архетип «народ безмолвствует» в нас гораздо актуальнее и сильнее, чем искусственная российская партийная система. Недаром же остроумный В.С. Черномырдин говаривал: «Какую партию ни возьмемся строить – все у нас КПСС получается».

Я всецело поддерживаю нашего президента Владимира Путина, голосовал за него, и что бы ни случилось, я, как и большинство православных, ни в какие протестные движения вливаться не собираюсь. Православный должен терпеть до конца и поддерживать верховную власть, если она откровенно не выступает против Бога. Но как поведёт себя остальная, по-видимому большая, часть россиян, я предсказывать не берусь. Могу сказать лишь одно: никакой стабильности я не ощущаю, а чувство тревоги у меня нарастает. Сегодня многие, в том числе и православные, говорят примерно так: «Во внешней политике Путин – молодец, взял Крым – это хорошо. А во внутренней полититке он ничего не сделал. Мы даём Путину последнюю возможность что-то изменить во внутренней политике, в экономике, в образовании, в здравоохранении». Здесь получается – как в анекдоте: Мамаша бегает вдоль берега моря с криком: «ой, утонул мой мальчик, спасите!». К счастью, рядом оказывается молодой человек. Он ныряет и вытаскивает живого мальчика на берег. Мамаша целует спасённого сына, благодарит молодого человека, но при этом говорит: «молодой человек, вы когда ныряли и вытаскивали моего мальчика – вы там не видели маленькую шапочку?». Мне подобные рассуждения очень не нравятся. Как правило, люди, мыслящие таким образом, сами в своей жизни ничего путного не совершили. А Путин – напротив, сделал очень много путного – не только во внешней политике, но и во внутренней, другое дело – что внутренняя политика неизмеримо проблематичнее, чем внешняя. Не дай Бог, чтобы демон бунта вновь вырвался из таинственного и страшного народного безмолвия! Но для того, чтобы этого не произошло, надо не ультиматумы президенту предъявлять, а молиться за Владимира Владимировича, чтобы он, с Божьей (и нашей) помощью, нашёл в себе силы переломить внутреннюю ситуацию. Мы не должны допустить повторения истории с Императором Николаем II-м, когда в начале Первой мировой войны все кричали ему «осанна!», но стоило случиться некоторым неудачам на фронте, как эти же самые «восхвалители» стали подгребать угли к его ногам и превратились в хулителей и губителей своей страны.

Да не будет так ныне!

Священник Александр Шумский, публицист

Впервые опубликовано на сайте священника Александра Шумского

1.0x