Сообщество «Посольский приказ» 08:27 3 декабря 2019

Чисто английское убийство

Усман Хан, сам того не желая, сделал работу сотен пиарщиков и пропагандистов Консервативной партии

На Лондонском мосту, в самом сердце британской столицы, произошёл теракт. Убийца зарезал ножом – самым опасным в Британии оружием – мужчину и женщину, попутно ранив ещё троих. К терактам на Альбионе все привыкли уже давно – в 2015-м, скажем, не проходило и месяца, как очередной безумец с ножом, пистолетом, мачете или самодельной бомбой надолго обеспечивал газеты поводами бросаться громкими заголовками. Недавний же теракт произошёл как раз тогда, когда жители Лондона, этой неформальной столицы Европы, отвыкли от постоянного страха, отучившись жить с угрозой быть зарезанным, застреленным или взорванным. Примирение с этой угрозой – часть жизни в мультикультурном мегаполисе, заявил как-то пакистанский лейборист Садик Хан, мэр Лондона, сменивший на этом посту нынешнего премьер-министра Бориса Джонсона и сам, по слухам, метящий на подобное же повышение. В предпоследний день осени 2019 года однофамилец мультикультурного мэра, Усман Хан, зарезал двоих на Лондонском мосту.

До медиа, обычно держащих остроты и едкие замечания наготове, на удивление долго доходил факт свершившегося. Дело не только в том, что на фоне, скажем, резни на том же Лондонском мосту в 2017, когда было убито 11 человек, последние события выглядят блекло. Просто вся ситуация не предполагает никаких выводов, которые с радостью подхватили бы британские газеты, обычно очень либерально ориентированные. Пока крупные СМИ встречали читателя сухой констатацией фактов, в игру вступили интернет-издания всех мастей. Сайты, сообщества в соцсетях, блогеры и контентмейкеры всех мастей принялись анализировать теракт. Результаты их изысканий, подтверждённые полицией, напоминают больше выдумку праворадикального параноика – настолько много факторов сошлись воедино. Речь не только о том, что 28-летний Усман Хан приехал в Соединённое Королевство из Пакистана. Как и многие соотечественники Усмана, коими полнится земля британская, он довольно быстро попал в сети влияния радикальных исламистских группировок, многие из которых используют как базу для своих операций именно Британию. В 2012 году Хан сел в тюрьму по обвинению в планировании организации лагеря исламских радикалов в Пакистане и намерении нападения на Лондонскую фондовую биржу, Парламент и посольство США – суд дал ему как минимум восемь лет. «Как минимум» - из-за британской судебной практики, действовавшей в то время, согласно которой суд назначает минимальный срок наказания, а остальное отдаётся на усмотрение тюремной комиссии. Тем не менее, несостоявшийся террорист отсидел лишь шесть из положенных восьми лет. Досрочно отпущенный на свободу Усман убедил правоохранителей в собственном исправлении и намерении жить в согласии с законом, после чего немедленно направился в Лондон, нарушив условия УДО, запрещавшие освобождённому покидать пределы графства и обязывавшие его носить специальный GPS-браслет. В Лондоне Усман посетил несколько мероприятий для недавно освобождённых и конференцию Кембриджского университета, посвящённую реабилитации заключённых.

Как правило, рассказы о терактах очень кратко говорят об их жертвах. Связано это как с этическими ограничениями, так и с тем, что попавшие под горячую руку террориста чаще всего оказываются совершенно случайными людьми, чьи личности никак не способствуют более подробному раскрытию картины происшествия. Резня в Лондоне стала исключением из этого правила не по причине связи преступника и его жертв или резким падением моральных стандартов британских СМИ, но из-за горькой иронии опасного заблуждения, стоившего жизни одному из организаторов конференции, парню по имени Джек Меррит. На соответствие убеждений убитого, его деятельности и причины его гибели обратили внимание многие журналисты, тут же принявшиеся злорадствовать. Судя по публикациям в соцсетях, Джек считал «будущее чёрным», восхвалял темнокожих радикалов и требовал немедленного увеличения норм ввоза в страну различных чужаков. Магистерская работа Меррита была посвящена проблеме чрезмерной представленности темнокожих в британских тюрьмах. Причину такой несправедливости Джек видел в системном расизме, а бороться с этим предлагал с помощью УДО и обеспечения интеграции цветных заключённых в общество.

Газетам потребовалось два дня на формулирование своей реакции на произошедшее. Вопросы в духе «Как так вышло?» и «Почему опасный террорист оказался на свободе?» британской аудитории не зашли – все и так прекрасно понимают, какая парламентская фракция всецело разделяет взгляды покойного Джека Меррита на необходимость смягчения условий содержания заключённых. Причина любви лейбористов к преступникам понятна – как правило, цветные, криминализированные и малообеспеченные граждане склонны голосовать именно за них – равно как и ясны мотивы консерваторов к ужесточению контроля над преступниками – действующие в интересах белого среднего класса опираются на меры по борьбу с криминалом. Соответственно, крупные британские СМИ, обычно единогласно одобряющие все инициативы левоцентристских сил в парламенте, прекрасно знали ответы на собственные вопросы. Знали они и виновного в произошедшем – спустя три дня после теракта им торжественно был объявлен лично Борис Джонсон. На премьера возложили ответственность не только за сам факт происшествия, но и за попытки использовать резню в целях заработать поддержки населения в преддверии выборов 12 декабря. В последнем есть доля правды, но нужно сказать, что консерваторы поступили куда тоньше, чем от них ожидалось, органично включив сиюминутную повестку дня в рамки своей избирательной кампании. Избежав лишних разговоров, они предоставили избирателю возможность самому делать выводы, лишь изредка делая заявления, подталкивающие электорат к нужным заключениям. Так, Джонсон несколько раз напомнил, что именно консерваторы выступали за ужесточение правил УДО, а лично он, Борис, всеми силами пытался протолкнуть увеличение финансирования полиции. Рейтинги консерваторов растут, пока лейбористы мечутся в попытках вписать произошедшее в свою кампанию, не потеряв при этом избирателей. Так или иначе, Усман Хан, сам того не желая, сделал работу сотен пиарщиков и пропагандистов Консервативной партии. Об эффективности этой страшной предвыборной акции можно будет судить уже скоро.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x