Авторский блог Сергей Сокуров 13:01 22 апреля 2017

Четвёртая Империя и Мавзолей. Сэкономим на фанере

К двум памятным датам

*

В нынешнем году, весной, две памятные даты в истории Отечества сблизились инициативой ряда депутатов ГД ФС РФ. Это 22 апреля (день рождения В.И. Ульянова-Ленина, отмечаемый ленинцами так и сяк, кулуарно) и 9 мая – всенародный и местами – международный Праздник Победы. Днями на рассмотрение палаты законодателей внесён проект о перезахоронении останков основателя несуществующего уже государства из мавзолея на Красной площади. Нет сомнения, что эта инициатива сейчас обречена на провал. Можно сказать, тело вождя и общество не созрели. Но дискуссия в стенах Думы и за её пределами обострит неминуемо разговоры о драпировке мавзолея ко Дню Победы. В этом видится мне сближение названных дат. Так отчего же не начать дискуссию сейчас, чтобы не переходить на скороговорку?

Кажется, уже лет 10 накануне очередной годовщины Великой Победы усиливаются мотивы «задрапированного Мавзолея». В теме ВОВ Мавзолей стоит в одном ряду с Домом Павлова, с Брестской крепостью, с Рейхстагом, с Мславного огилой Неизвестного солдата. Но причина тому отнюдь не гробница основателя СССР. А трибуна на ней. Отсюда 7 ноября 1941 года Верховный Главнокомандующий маршал Сталин напутствовал русскую рать, вызывая из прошлого образы наших великих предков, именуя поимённо князей, столбовых дворян и купца (к большевистской партии, разумеется, не причастных, «классовых врагов»). А спустя без малого 4 года здесь, под ноги победителей, были брошены знамёна побеждённых. Мумия же Ленина к победе над фашистской Германией имеет такое же отношение, как и прах Петра I в Петропавловском соборе СПб.

Спешу предупредить, Я решительно против драпировки Мавзолея во дни парада. Я вообще против сноса Мавзолея и перезахоронения Ленина. Понятно высказался? Так продолжу.

**

Эта тема миновала бы меня, если бы я случайно не наткнулся на сайте «За науку» на статью В. Туманова, написанную под впечатлением «драпировки Кремля» к 9 мая 2015 года. Насчёт драпировки мы оказались единомышленниками. Но разного, так сказать, накала. Дабы усилить свой благородный гнев и заразить им читателя, автор напомнил, кем является Ленин для нас, ныне живущих: «В Мавзолее покоится прах основателя нашего государства».

Позвольте, какого государства? Наше государство, принято считать, основано в 862 году ильменскими словенами (при правлении Гостомысла или Рюрика – это частный вопрос). В конце XV века, при Иване III, Государство Российское (Великое княжество Московское, а от Грозного деда Ивана III – царство) по всем признакам было уже империей. Назову его Первой Империей. В 1712 году это название закрепил за ним Пётр Великий. Можно сказать, наступил 205-летний период Второй Империи. В 1917 году она пала. Восьмимесячный республиканский перекур можно проигнорировать.

В октябре того же года энергичные, не отягощённые нравственными нормами молодцы Володя, Лёва, Яша и др. безродные «земношарцы», изнасиловав старушку Россию обещаниями рая на земле, зачали Третью империю, красную. Два блистательных пика были в её краткой истории – Победа над фашистской Европой и полёт Гагарина. Но её хватило лишь на ¾ века. Внуки зачинателей, не выдержав тягот «развитого социализма», сами же обменяли её на недоразвитый капитализм. Последний длится пока что четверть века, крепнет. У меня нет сомнения, что, потеряв 25% территории и половину населения, Россия по всем признакам остаётся империей (Крым в 2014 году подтвердил), хотя нуждается в закреплении этого статуса. Четвёртой империей, получается. К ней Ленин имеет весьма слабое косвенное отношение, потому что созданную им империю (3-ю, красную) разрушили сами же ленинцы, называвшие себя «верными». Но это другая тема. Тем не менее, удалённость фантомной тени Вождя от дел последнего государства - совсем не повод огораживать трибуну со склепом фанерными щитами.

***

В. Туманов неточен, напоминая, что «нынешняя Россия - правопреемница и правопродолжательница СССР». За нынешней Россией все три перечисленные державы. У неё не может быть «привилегированных святынь». «Табель о рангах» в их отношении каждый из нас устанавливает индивидуально. Для меня, например, главная святыня страны и мира - могила Пушкина в Святых горах. Туда я приезжаю именно поклониться. Могу поклониться ещё могиле Суворова. И всё, пожалуй.

В. Туманов назвал фанерную маскировку Мавзолея «кощунственной практикой, начатой в 2005 году». Я бы выразился не столь эмоционально: недальновидностью.

Но кто заводила «кощунственной практики» на Красной площади? С 1818 года её украшал памятник Минину и Пожарскому. Его поставили напротив Сенатской башни Кремля, ближе к Торговым рядам. Он идеально вписывался в окружающие строения. Нижегородский староста Минин указывал правой рукой князю Пожарскому на конечную цель их похода. Но громада Мавзолея нарушила идеальные пропорции архитектурного комплекса, разделила площадь на две части. Парадам и демонстрациям при власти «слуг народа» стало тесно в проходе между усыпальницей вождя и памятником. Притом, бронзовый Минин стал указывать рукой на Мавзолей, что дало повод острякам отпускать идеологически вредные шуточки.

Псевдопролетарская власть решила убрать старорежимных героев с глаз долой. Ведь кто они такие? Ну, избавили Отечество от внутренней Смуты и польской интервенции в 1612 году. Так ведь посадили на шею народа новую династию кровопийц. Ленин же эту династию извёл под корень. А то, что покойный вождь успешно агитировал за поражение Родины в 1914-17 годах, так то ж была царская Россия, антинародная. Такую Родину и продать незазорно. И национальных героев задвинули в дальний конец площади. На фоне пёстрого Покровского собора они теряются. Если смотреть от Исторического музея, кажется, памятник находится будто в яме. Словом, Туманов не пожелал заметить кощунство в полном смысле.

Только в народном сознании Минин и Пожарский такие же фигуры непрерывной национальной истории, как Кутузов и Сталин, – защитники и освободители Москвы. Но на Красной площади князь герои 1612 года «задвинуты», а для фельдмаршала и генералиссимуса места не осталось. Свободное пространство подчинено бурой, с траурной полосой, громаде ступенчатой пирамиды. Маскировка же её фанерой и ярко-красочным текстилем только сужает зрительно площадь. Возможно, В. Туманов хочет «как лучше». Однако не получилось бы «хуже», чему он способствует ещё одним пассажем своей статьи.

****

Здесь борцом против зла представляется депутат Госдумы того созыва И.И. Никитчук. «По мнению Ивана Игнатьевича, нужен федеральный закон об особом статусе Красной площади. Чтобы постыдные «фанерные безобразия» и всякие увеселительные действа здесь были невозможны».

Могу согласится только с выражением «фанерные безобразия». Остальное – плод дремучести, полное незнание русских народных и государственных традиций. Ибо изначально площади в городах Руси – это торжища, места народных гуляний и увеселений, в первую очередь. Но уж никак не кладбища, во что превратили главную площадь страны под кремлёвской стеной большевики. До них покойников хоронили в оградах церквей и под полом храмов, но никогда под стенами и в стенах оборонительных укреплений (кремлей и кромов). Федеральный закон об особом статусе Красной площади нужен, только не для того, чтобы закрепить за ней статус некрополя. Иначе не то что народные шествия, но и военные парады окажутся под запретом. Покажите мне хоть один пример отечественной истории, где бы стрельцы маршировали по погостам под барабанный бой, и там же гражданская публика выражала свою радость по тому или иному поводу. На Красной площади только в ограде храма Василия Блаженного да в восстановленном Казанском храме можно опустить покойника в землю или в подпол. И то лишь теоретически.

*****

Выход из такого положения подсказывает наша послевоенная история. Ещё не остыло тело Сталина, как ЦК КПСС и Совет Министров СССР поспешили с совместным постановлением от 6 марта 1953 года. Опубликованное на следующий день центральными газетами, оно гласило: «В целях увековечения памяти великих вождей Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, а также выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных на Красной площади у Кремлёвской стены, соорудить в Москве монументальное здание - Пантеон - памятник вечной славы великих людей Советской страны. По окончании сооружения Пантеона перенести в него саркофаг с телом В.И. Ленина и саркофаг с телом И.В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены, и открыть доступ в Пантеон для широких масс трудящихся» (текст из «Вечерней Москвы», 7.03.1953). Вскоре был объявлен конкурс проектов. Образцами служили пантеоны в Риме и Париже. Таким образом, в 1953 году всерьёз, на самом высшем уровне заговорили о ликвидации кладбища у Кремлёвской стены и о превращении Мавзолея Ленина-Сталина в архитектурный памятник с трибуной.

Отмечу, что идея такого Пантеона принадлежала не наследникам Сталина, а самому Сталину ещё в конце 30-х годов. «Был представлен доклад в Госплан о "Парке-памятнике" лучшим людям человечества и о создании "Красной книги народов СССР", куда бы заносились имена видных деятелей и их дела». Осуществлению замысла действующего вождя помешала война, потом все силы страны были брошены на преодоление её последствий. Смерть победителя фашизма, ставшего в народном сознании неизмеримо выше самого прославленного из русских царей, возбудила прежние идеи. Называли места строительства: на месте снесённого для этой цели ГУМа, на Воробьёвых (тогда Ленинских) горах, также в том месте, где сейчас вновь поднялся храм Христа Спасителя. Но уже 23.04.1955 года А. Твардовский записал в дневнике, что разговоры о Пантеоне сошли на нет. Тогда сворачивались масштабные архитектурные проекты сталинского времени, и новый вождь готовился к осуждению культа личности своего предшественника, строил планы, как вынести из Мавзолея саркофаг с телом Сталина (между нами: я сильно сомневаюсь, что «ученик» мечтал оказаться по ту сторону бытия рядом с «учителем»; Иосиф Виссарионович был самолюбив, а прижизненная неприязнь между вождями №1 и №2 лишь усиливало это черту сталинского характера).

*** ***

Мне сегодня видится несколько иное решение этой проблемы.

На живописной местности за околицей столицы не Пантеон возвести, а создать именно Некрополь. Туда перенести все захоронения с Красной площади. Мавзолей не разрушать, но и не превращать его в «памятную трибуну». Торжественно, бережно, под звуки «Интернационала» переместить гробницу (вместе с саркофагом и открытой на дальнейшее обозрение мумией) на одно из почётных мест Некрополя. Там ступенчатую пирамиду можно установить в архитектурном согласии с иными заупокойными объектами. И не станет оснований для «драпировок», возмущающих даже противников симбирского "освободителя".

В Некрополе же, над перенесённым прахом Сталина, возвести православную часовню. Там душа бывшего семинариста, вновь, после гонений на церковь, повернувшегося к ней лицом, будет коротать вечность, молясь за нас и отмаливая свои грехи, вольные и невольные. Скажете, в копеечку обойдётся? Да, придётся повременить с парочками стадионов. Зато на фанере сэкономим.

На упразднённом кладбище под Кремлёвской стеной разбить бульвар. Памятник Минину и Пожарскому вернуть на законное место. Напротив, перед Сенатской башней, возвести титановую монумент-иглу в виде русского штыка. На нём короткая надпись:

ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ

1941-1945 ГОДОВ

ГЕНЕРАЛИССИМУСУ СТАЛИНУ

ВЕЧНАЯ РОССИЯ

Места между памятниками будет вполне достаточно для вольного прохода войск, военной техники, для беспрепятственного течения по площади колонн демонстрантов. А для гуляний и сценических действ откроется простор, не стеснённый кладбищенскими объектами, как и положено в русских городах. И место для памятника Кутузову найдётся. Бронзовый фельдмаршал заслужил стоять именно здесь, на Красной площади. Он - один из четырёх освободителей Москвы в ранге главнокомандующего. Вы спросите, где именно? Архитекторы найдут. Народ наш талантлив, если его головы не свихнуты заморскими учениями, приводящими к кровавой практике.

СокуровЪ

На заставке: Красная площадь - было и быть!

1.0x