Осмотрев Пизанскую башню, которая сотни лет падает, падает и до сих пор не упала, Чехов вернулся в отель и сел за письмо сестре: «Милая Маша, видишь, я в Италии». Это было 27 января (9 февраля) 1901 года. Чехов знал, сестра прочтёт, и ей сразу станет весело.
Когда я 9 мая в 10 утра поднялся на правую трибуну Красной площади, перекрестился на Мавзолей, на Василия Блаженного и на красную звезду Спасской башни, которая не падает, а стоит незыблемо, мне хотелось сказать тебе, старый друг: «Дорогой читатель, видишь, я на параде в честь Дня Победы…» Да я так и говорил тем, кто звонил мне по мобильнику, пока ни прогремели куранты.
А явились мы с женой сюда на такси до Никольской, а дальше — пешком через три контрольно-пропускных пункта (КПП, как на фронте). На каждом стояли милиционеры, проверяли пригласительные билеты и паспорта. На первом я приветствовал их во всю силу лёгких: «Слава великому Ленину!» Никакой реакции: и не оштрафовали и не сказали «Пройдёмте…» На втором КПП я возгласил, как некогда Павел Кадочников в фильме «Подвиг разведчика»: «Слава нашему Верховному Главнокомандующему!» И опять — молчание. Возможно, подумали: а как иначе! На последнем КПП я уж вконец оборзел: «Славе великому Сталину!» И это съели, как лимон, милиционеры, объявленные Медведевым полицейскими.
А что было дальше, прекрасно описал Александр Проханов: «Сияло солнце (сквозь тучи)… Парад начался, как великолепное богослужение… И в момент, когда головные парадные расчёты войск приближались к Мавзолею, когда впереди проносили алое Знамя Победы, овеянное дымными ветрами Берлина, и все взоры были устремлены на Мавзолей, вышел Сталин. Он был в парадной белой форме. На его груди блистала бриллиантом звезда Победы. Поравнявшись с трибуной Мавзолея, войска кричали «Ура!» своему Верховному Главнокомандующему, своему победному вождю…» Да, всё так и было, и не только мы, ветераны, знаем, каким великим человеческим фактором был Сталин в войне и Победе.
А либералы, как всегда, ко Дню Победы закатили психическую атаку на Сталина. Первая среди них — «Литературная газета». Она предоставила две полосы одному из главных «антропофагов» современности Николаю Карловичу Сванидзе, внуку старой большевички Цили Исаковны и сыну Карла Моисеевича, парторга Политиздата при ЦК КПСС. Он изменил им обоим. Бабушка любила Ленина, батюшка уважал и Ленина, и Сталина, а внук и сын ненавидит того и другого.
И вот что накануне всенародного праздника с наслаждением сказал в «Литгазете» Цилин внук: «Сталин — палач и, видимо, не совсем психически здоровый человек». Ну, мы слышали это много раз, поэтому надо было бы что-то добавить, например, назвать две самых знаменитых жертвы сталинского палачества — Троцкого и Гитлера. Первый пророчил нам поражение в войне с фашистской Германией, а второй пытался добиться этого поражения. Увы.
А что касается психического здоровья, то надо признать, в тот день, когда Сванидзе появился на экране телевизора и заявил, что, глядя, как замечательно играют немецкие футболисты, он не может понять, каким образом мы победили немцев в войне. Надо признать, что уподобить спортивное соревнование двух команд по одиннадцати человек в каждой грандиозному противоборству двух великих держав мог только туповатый, слабоватый умом человек, может быть, психически ещё нормальный. Но когда этот же человек назвал наш комсомол гитлерюгендом — молодёжной гитлеровской организацией, тут уже ясно: «крыша» у внука бабушки Цили «поехала»… Подробней об этом — в другой раз.
Однако не внук же Цили организовал парад. Так почему не видно портретов нашего Верховного? Где портреты его маршалов и генералов, солдат и офицеров? Ах, вот в программке парада, что мы получили вместе с пригласительными билетами, есть один маршал. Кто же это с усами? Похож на маршала бронетанковых войск Павла Алексеевича Ротмистрова. Ну, спасибо, ублажили…
А войска печатают шаг. И порой невидимый нами репортёр громко извещает нас по радио, что мимо Мавзолея проходит «парадный расчёт дивизии имени Дзержинского», и мы невольно оглядывались по сторонам: нет ли на трибунах Гаврилы Попова и Станкевича, учинивших свержение памятника Дзержинскому, давших пример украинским фашистам, разгромившим памятники Ленину, Ватутину, красноармейцам-освободителям?
Над площадью снова гремит: «Идёт парадный расчёт Академии имени Октябрьской революции… Парадный расчёт Военно-политической Академии имени Владимира Ильича Ленина…» Но ведь Октябрьскую революцию те, что стоят на трибунке спиной к Мавзолею, знать не желают. А Ленина они «арестовали», как в 1895 году при Александре Третьем, и посадили «в кутузку» из разрисованной фанеры, огородили от народа и от Победы, к которой мы шли под знамёнами с его портретом. Но при Александре 25-летнего никому не известного Ульянова через год с небольшим выпустили из камеры №193 и сослали на три года в Сибирь, в Минусинский округ, в село Шушенское. Там Владимир Ильич вскоре венчался в местной церкви с приехавшей к нему девицей Надеждой Крупской. А эти 140-летнего вождя мирового пролетариата, восхищавшего миллионы умных и честных людей от патриарха Тихона и великого ученого Эйнштейна до Максима Горького и бесподобного Уго Чавеса, — эти держат Ленина и его усыпальницу «в кутузке» уже десять лет.
В параде было много хорошего. Например, речь президента. Он произнёс слова «Советский Союз» и сказал о «славе русского оружия». Отрадно и то, что не дали слова Медведеву. Ведь уморил бы всех, от скуки заглохли бы моторы самых мощных танков, самых страшных ракетных установок.
Смотрел я на эти установки и вот о чём думал… Израиль и Иран, два соседа, пребывают в лютой вражде. У первого есть ядерное оружие, а второй начал было его готовить. И что же? Израиль нанёс сокрушительный бомбовый удар по этим планам. Почему? А потому, говорят израильтяне, что это нам угрожает, это для нас опасно, это нам не нравится. А международное право? «Что? Что?..»
А у нашей страны по всей западной границе от Эстонии до Румынии созданы базы НАТО. И что министр обороны? Ему не нравится. Что министр иностранных дел? Он озабочен. А вот президент сурово предупреждает: мы нанесём удар не только по базам, но и по штабам! Когда? Сколько минут дадут вам уже летящие на восток ракеты? Так вот, отцы отечества, учитесь у евреев, но не у здешних, вами в инкубаторах выращенных, а у израильских.
Но надежды на плодотворное обучение мало. Парад проходил на фоне чудовищных пожаров в Приамурье, Забайкалье, даже в Курганской области. И власть даёт нам два объяснения этой кошмарной всенародной государственной беды. То верещат по телевидению, что это «природные пожары», т.е. неизбежное природное явление. Конечно, такие пожары всегда были и будут. Но в таких масштабах, столько лет и с такой регулярностью этого не бывало ни в царские времена, ни в советские. Другое объяснение у них — человеческий фактор: люди, мол, не умеют обращаться со спичками. И опять загадка: при царе Горохе неграмотные крестьяне умели обращаться, при Ленине и Сталине умели, сейчас вдруг миллионы грамотных почему-то разучились, мало того, ходят в лес и сознательно поджигают сухие листья и сухую траву, нарочно палят свои собственные дома, изводят свою скотину. Ну что за народ! — ежедневно внушают нам.
Это у нынешней власти издавна ведётся — во всем винить русских. Начали с катынский трагедии. Четыре президента: Г., Е., П., М. — били лбом перед ясновельможными панами: прав Геббельс, прав! Наши отцы и деды расстреляли польских офицеров, а немецкие фашисты тут ни при чём. И от Катыни дошли до объявления русского народа виновником войны: она, мол, была заслуженной и закономерной карой за безбожие, вот Бог и избрал Гитлера своим бичом. Разве вы это не слышали?
А что касается небывалых пожаров, скажу ещё раз, что ведь самая вероятная версия их причины — сознательные диверсионные поджоги. Своей безграмотной антинародной политикой власть породила столько врагов внешних и внутренних, что удивляться самым чудовищным диверсиям не приходится. А при нынешних технических средствах, хотя бы таких, как дроны и беспилотники, осуществить диверсию не составляет труда. Зная факты, власть не раз говорила, что против нашей страны ведётся война, но когда такие факты становятся известны всем, их причиной по трусости неизменно объявляется этот самый, на дураков рассчитанный, «человеческий фактор».
А вообще-то, дело действительно в человеческом факторе. Природные явления бывают разные: одни непредсказуемы — засуха, землетрясения, бури, тайфуны; другие происходят периодически и потому предсказуемы — зимние холода, летняя жара, речные паводки… Пожары на востоке страны с ежегодной регулярностью бушуют уже лет 15 или больше. Ну, можно же за это время что-то придумать, приготовиться, подстраховаться. Да властям некогда! Для них гораздо важнее Олимпиады, Универсиады, чемпионаты, форумы, кворумы — всем этим они и заняты. Мы видим по телевидению: ходят мужики с водяными мешками за плечами, а в руках у них брызгалки вроде пульверизаторов в руках парикмахера … За 15-20 лет ничего другого не придумали потому, что неграмотны, ленивы, беспомощны… И пусть все горит синим огнём. У них же все за границей, в безопасности.
Казалось бы, Китай тоже огромная страна, и там тоже должны полыхать пожары, а их нет. Почему? Да потому, что в Китае хозяева страны китайцы, они любят её, думают о ней, заботятся. Там совсем другой человеческий фактор.
Авиационная часть парада не состоялась. И слава Богу! Ведь просто страшно после катастрофы 5 мая всего три дня тому назад на Шереметьевском аэродроме Москвы расхваленного «Суперджета», когда погиб 41 человек.
Вот что по этому поводу сказал заслуженный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев в статье «Всему виной человеческий фактор»: «Там была “детская” ошибка… Слава Богу, что лайнер не взорвался. Жертв было бы ещё больше… Десять лет я не устаю говорить: нынешние пилоты уже фактически не пилоты. Мышечную память им заменяют компьютеры. А чуть электроника отказала — такие пилоты “плывут”… Но человеческий фактор сработал ещё тогда, когда появилась идея этого самолёта, этого «Суперджета», — идея, сопряжённая с высочайшим уровнем коррупции. В угоду этому проекту угробили хороший отечественный самолет Ту-334. Но с 2014 года так и не смогли начать массовые полёты «Суперждета», как планировали. Освоили (точнее ли, присвоили? — В.Б.) миллиарды бюджетных рублей, а самолёты стоят, авиакомпании их не берут. Правительство Медведева подписало сейчас дополнительное соглашение на приобретение «боингов» и «эйрбасов». Иностранную технику покупают, а наша авиационная промышленность едва держится на плаву. Причём то, что вкладывается, большей частью разворовывается. Тарифы на авиабилеты у нас завышены на 30%... А те, кто принимает решения, сами не летают на рейсовых самолетах. Вот если бы все эти чиновники представили, что на местах погибших сидели в самолете их жены, дети, тогда, быть может, они очнулись бы» («АиФ», №18-19, 2019).
Когда возвращались пешком, в Охотном Ряду встретили Зюганова, спешившего на демонстрацию. Поздравили друг друга с Днём Победы, и я сказал: «Геннадий Андреевич, вы всё требуете смены курса, а, по-моему, надо менять человеческий фактор. Ведь он у нас такой может быть! Русский-то фактор могучий, как трактор!»
Кажется, Геннадий Андреевич согласился. Во всяком случае, я именно так расценил то, что в праздничном порыве он расцеловал мою жену.
Фото: kremlin.ru