Сообщество «Салон» 21:36 3 октября 2017

Чего им не хватало?

"Заложники" Резо Гигинеишвили: мальчики-мажоры летят в преисподнюю
15

«Раскройте рты, сорвите уборы:
По улице чешут мальчики-мажоры».

Из репертуара группы «ДДТ».

Меня не покидало чувство, что на экране — перестроечный фильм, и я попала на ретроспективу. Всё тот же сон! Всё тот же фон. Типовой и узнаваемый почерк. Занудно и предсказуемо — несмотря на авантюру. Динамика — вялая. Психологизм ...должен быть. Но — тоже нет. Кажется, что персонажам невыразимо скучно, а ведь ни много ни мало — самолёт угоняют. В кадре — всеобщая усталость. Быть может, задумано? Художник так увидел? Мол, все так измотаны, что даже на последний рывок, то есть — на преступление сил нет. В общем, рядовое изделие второй половины 1980-х, повествующие «про застой». И название расшифровывается самым банальным образом: заложники — это все хомо-советикус, которых держат в клетке и не дают расправить крылья. Ан нет — дата выпуска 2017. Ретро-стиль? Если бы таких «Заложников» явили в 1988 году, показ был бы отмечен лёгким газетным шорохом. Если бы в 1990-м — никто вообще не заметил бы. Такие фильмы ваяли на каждой киностудии. Если режиссёр картины — Резо Гигинеишвили стремился к этому внешнему сходству, то у него получилось. Однако - есть «но», и об этом — позже. А пока - «суповой набор» эпохи Гласности — мрачнота, затверженный цинизм, агрессивное и прямолинейное западничество. Конфликт отцов - испуганных лгунишек и детей — правдолюбов-правдорубов. Болото, мешающее воле свободных «птиц», но не тут-то было! Их бунт — беспощадный, да не бессмысленный, - говорят нам авторы. Wind of change скоро дунет и мы все дружно заблестим-запляшем. Разве что отсутствовала непременная и — жалкая эротическая сцена, сопровождавшая любой перестроечный «шедевр», независимо от фабулы. История мажоров, пытавшихся угнать самолёт в 1983 году, чтобы воплотить гипер-мечту — смотаться из «этой страны», где всё — гнусно, серо, бедно и грязно.

Феномен «золотой» молодёжи, в принципе, характерен для любого общества, но в Советском Союзе её наличие было чем-то вроде идеологического просчёта. В стране, которая шла к построению Коммунизма, генерация младых нахлебников казалась досадным нонсенсом. В позднем СССР нарисовался социальный тип, воплощённый в «сыне Милосердова» из кинофильма «Гараж». Персонаж – вальяжен, сыт, хорошо одет и где-то даже симпатичен. Он привык к тому, что всё несут на тарелочке. На блюде из импортного сервиза. У парнишки - ни заслуг, ни имени – он просто сын крутого босса по фамилии Милосердов. Расхожий термин «мажор», вошедший в моду с лёгкой руки Юрия Шевчука, не был единственным и всеохватывающим. Так, в фельетонах и статьях бытовала неудобоваримая конструкция - «хайлайфисты» (от ‘high life’ – высший свет, бомонд). В основном же их называли крутыми, фирменными и - фирмовыми, навороченными, деловыми, солидными. Им завидовали. Они казались небожителями — со своими джинсами, «Шарпами», заграничным куревом, буржуйскими привычками. Эти молодые люди могли быть эрудированными, подтянутыми и активными, но при этом - все их интересы крутились вокруг понятия «престиж». Основа их стиля - статусное потребление. Обладание вещами или получение услуг, выделяющих человеко-единицу из толпы. В тех, перестроечных сюжетах мажору противопоставлялся неформал — генеральный двигатель перемен. Наивно полагали: именно мажор – злобный враг нового мышления, как, впрочем, и его папа-чинуша, который только и делает, что «заливает щеками стол». На деле всё складывалось иначе. Go West! Сидя на госдачах и вкушая поднадоевший импортный мармелад, «солидные» грезили о ночном клубе, небоскрёбе, лимузине. О житухе с разноцветными огнями и громкой поп-музыкой. Мечты-мечты, где ваша сладость? На Бродвее иль на Елисейских Полях. Устрицы, «Мадам Клико», блондинка из «Плейбоя». Мишура и мешанина. Ребятки представляли заграницу, как бесконечный калейдоскоп вкусовых, зрительных, тактильных, ...эротических впечатлений.

Казалось бы, у «фирменных» мажоров было всё – автомобили, престижные факультеты, респектабельное будущее и все первые места – по умолчанию. Но какой смысл в роскоши по-советски? Надрывно грезилось о красочной dolce vita - как на картинке из маминого каталога, что всегда лежал на журнальном столике. «И хочется бедным в Майями или в Париж...», - как пел всё тот же Юрий Шевчук. В «Заложниках» есть примечательный диалог, точнее — вопль и рык. Влиятельный отец пытается докричаться до сына: «Откуда ты знаешь, какая она — твоя заграница?!» Ты веришь картинкам?! Слухам? Чьим-то рассказам и домыслам? Вот вам и другой, противоположный смысл названия. Мажоры — всего лишь заложники того сказочно-карамельного представления о Западе, которое и отравило мозг позднесоветской молодёжи. «Чего им не хватало?» - звучит рефрен. Если бы авторы удосужились показать реальность мажорных 1980-х, этот вопрос вызывал бы гораздо больше доверия. Но что делают авторы — то бишь Гигинеишвили сотоварищи? Они ловко подменяют декорации. Это и есть то самое «но», о котором я упомянула в начале. Перед нами — не Грузия-1983, а прямо-таки послевоенная Италия, измученная войной и социальными экспериментами синьора Муссолини. Или — если уж мы говорим об СССР — то Средняя Полоса. Какой-нибудь позаброшенный ПГТ, где раньше был заводик, а затем — все почему-то спились. А небо — серое. А деваться — некуда. В кадре мы наблюдаем неуютные квартиры «супер-элиты», обставленные пыльным антиквариатом. В одном из домов — знак времени — довольно приличный гарнитур «мягкой мебели». Но и кресла-диваны-пуфы смотрятся как-то уныло и сиротливо. Бедновато для великолепных-то мажоров! Для их именитых родителей. Для Грузии, в конце концов. Тогда — на излёте большевистской эры — само понятие «грузин» считалось неким синонимом достатка. Особенно это касалось богатых грузин, которых нам вроде как демонстрирует Гигинеишвили. И где же оно всё? Из явных признаков мажорства — только сигареты Camel да сумка с логотипом Adidas – крупным планом. Ещё — пластинки «Битлов». Не современного и — популярного в 1980-х рока, а вот так, по старинке. Но и оно — под большим запретом. Остальное — тускло и невзыскательно. Я помню обеспеченных грузинских девочек своего поколения и чуть старше — в ярких, импортных шмотках, зачастую — с золотыми украшениями. В их квартирах была роскошная обстановка, видеомагнитофоны, аудиосистемы, французская парфюмерия — самых разных наименований, а не только общеизвестные Climat. Они жили широко и — красиво. По советским понятиям, разумеется. Почему бы не изображать хотя бы приближенное к исторической правде? Перестроечное кино всегда выделяло мажоров именно «шмотками». Но что мы видим в «Заложниках»? Скромную, хотя и многолюдную свадьбу, где гости толкутся под «Sunny» от Boney M. Прям-таки в 1983 году. Я понимаю, режиссёр, которому в описываемую пору исполнился один годик, не мог знать, что на вечеринках-83 наяривали всевозможные «итальянцы» - Аль Бано и Ромина Пауэр, Пупо, Тото Кутуньо, Адриано Челентано и прочие певуны из города Сан-Ремо, где ежегодно проводился конкурс итало-канцоны. С другой стороны, «Sunny» прозвучала в тему и - символично — эту композицию слушала в больших наушниках Иришка — маленькая героиня михалковской «Родни». Там одинокая, никому не нужная девочка затыкала уши диско-музыкой, отгораживаясь от истерички-матери и неласковой среды. Вместо колыбельной — Boney M. Здесь Sunny – музон «свободного мира», где всё красиво, с блёстками и в лейблах. Солнышко-светило! Кстати, в кадре — постоянная темень. Небо — заволоклось и нет ни малейших просветов. В домах — полумгла. Тени, сумрак и гробовые коридоры. Из этого мира действительно хочется бежать! Авторы нам транслируют нехитрую мысль: если в СССР даже «упакованные в фирму» детки-конфетки тусовались бледно и постно, то как же мучилась вся остальная Совдепия? Хрен с солью доедала, не иначе! Уже издевательски звучит вопросец: «Чего им не хватало?» Да всего им не хватало, выходит! Включая свет и воздух. У последней черты — не рассуждают, правда? Нищенькие мажоры готовы на убийство — только бы свалить. Большинство критиков и журналистов сходятся во мнении, что авторы хотели вызвать жалость по отношению к преступникам. А жалости нет. Есть недоумение: что за общество в кадре? Какой-то параллельный СССР, как в сериале «Скользящие», где много-много альтернативных вариантов развития.

Что касается актёрского мастерства, то его тоже ...не заметно. Единственная, кто хорошо играет — Надежда Михалкова в роли бортпроводницы. Остальные — пунктиры, абрисы. Хотя за ними стоят реальные и не выдуманные характеры. Фамилии террористов — изменены. При всём том, у каждого из героев киноленты — конкретное лицо в уголовном деле. Увы — лиц нет. Просто какие-то бородатые парни и миловидная женщина. Статисты безумного трагифарса, где от правды остались только рожки да ножки. Безусловно, художник имеет право на фантазию и условность, но слишком уж велика была цена мажорского свободолюбия. Есть масса документальных свидетельств того захвата — как себя вели и как зверствовали сыновья интеллигентных родителей. Нечеловеческая жестокость, аморальность, правовой нигилизм: откуда что взялось у этих воспитанников элиты? Но нет. Нам их показывают в категории light и с другими акцентами. Виноваты, мол, не они, а — «развитой социализм». Общественный уклад. Запреты и препоны. Товарный дефицит. Беспросветная второсортность. А там — за кордоном — и солнце светит, и Битлы поют про yesterday с жёлтой субмариной. Вдова главгероя, досрочно освобождённая во времена Звиада Гамсахурдиа, приходит к своей бывшей свекрови. Измождённые женщины ведут беседу о смысле бытия. Молодушка упрекает: это вы нам всё время говорили, в сколь ужасной стране мы живём. Вот мы и рванули. Плохие — все. И мама-папа в том числе. Ругали строй, а билет в Америку так не достали. Пришлось — зверствовать и убивать. Ах, бедняжки! Финальные титры: «20 мая 1991 года Верховным Советом СССР был принят закон, отменяющий запрет на выезд за границу». То, ради чего. Что же - у каждого свой путь. Некоторым — даже в ад. Раскройте рты, сорвите уборы... Мальчики-мажоры летят в преисподнюю. 

Cообщество
«Салон»
10 0 7 678
16 ноября 2017
Cообщество
«Салон»
2 1 8 074
Cообщество
«Салон»
5 1 7 871

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
4 октября 2017 в 09:16

Уважаемая Галина Иванкина! Своё понимание и благодарность Твоему творчеству я высказал только что в предыдущей статье. Она была короткой,но удивительно базовой. Я полагаю,что Ты - искусствовед,причём с глубоким пониманием как самого искусства,так и его истинного предназначения.

А искусство должно принадлежать народу. Вспоминаю свои школьные годы. Художественная самодеятельность буквально буйствовала. И какие серьёзные пьесы тогда ставились. Мы с детства становились артистами.

Помню,как будучи в гостях у друга Юры Сальшина в рыбачьем небольшом селе Суюткино,смотрел концерт артистической группы с Кизляра,кажется. Приехали со своими декорациями. Поселковый клуб был забит до отказа. Как работали кинопередвижки! А какие чистые были фильмы!

А в 1955 году уже на первом курсе Новочеркасского политена я слушал оперу "Князь Игорь". В главной роли выступал доктор химнаук Скалозуб,а в балетной группе выступала моя одногруппница Оля Федичкина.

Почему мы и были одухотворёнными без церкви. А сейчас Церковь есть,а одухотворённости нет. Потому что всё построено на власти чистогана. Если только я правильно применил это слово.

5 октября 2017 в 18:30

Саша, ну, я опять с Тобой жутко согласен:
и Галина у нас классная , и о художественной
самодеятельности один в один и об
одухотворённости без Церкви.

И к какому Богу я пришёл уже в перестройку
для лучшего самочувствия среди массы людей,
оперирующих именем Бога?
Мой Господь - это НЕПОСТИЖИМАЯ СУЩНОСТЬ БЫТИЯ.
На людях я говорю о Боге, но часто с этой оговоркой.
Никто пока не возразил.

Здоровьичка Тебе, дорогой! До встречи на БЛОГОдатном поле.

6 октября 2017 в 05:31

Дорогой мой Лев! Именно так - НЕПОСТИЖИМАЯ СУЩНОСТЬ БЫТИЯ! Которому Бытие,и каждый из нас,обязан до гробовой доски. А "Бог" (по русской лингвистике - ПРИЧИНА=ПЕРВОПРИЧИНА) и "Господь" я искренне произношу по велению религии предков.

Более того. Наука и Искусство позволили мне глубже взглянуть и на религию,и на Бога. В частности и через Пушкина с его "сЛУЧаем - Богом-изобретателем". А через К. Душенова,чере его (кажется,другого не знаю) я оБОГотился понятием БОГОПОЗНАНИЕ. В котором религия и наука слились в сладком для меня объятии.

До встречи! Каждая для меня - такая радость,кто бы знал! Только ЗДРАВСТВОВАТЬ! И это не пожелание,а ПРИКАЗ. Повеление. Думаю,ни в каком языке этого нет. Сын и отец одинаково приказывают друг другу - "Здравствуй!"

А здоровье - в нас самих. И опора только на собственные силы,которых в нас непочатый край. ЧУЧХЕ - называется. СССР в первозданном виде,в 1917-1953 гг., и жил по этому справедливому принципу.

4 октября 2017 в 09:21

"Какой-то параллельный СССР..."
-----------------------------------------------------------------
А он у них таким всегда был , есть и останется, пока эти гниды существуют. Фамилия характерная у зятя Мигалкова. Просто пророческая аллюзия с недобитым князьком из "Вороньей слободки".
СССР - от Спутника и Гагарина до Победы и Мавзолея - вечный упрек иудам, продувным мудрецам, "не связавшим начал и концов в управлении миром и Богом".
Поэтому это либо замалчивается, либо искажается, а когда исказить нет возможности драпируется, в том числе такими вот паршивыми фильмишками. Спасибо, Галина.

4 октября 2017 в 10:00

Кстати, о мажорах. Тесть Гиены, сам нехилый мажор вальяжно повествовал:
"Главное семейная атмосфера. Меня приучали к труду с детства. У нас так было заведено - я все завязки на тортах должен был развязывать ручками".
Перетрудились, падлы...

6 октября 2017 в 05:35

Перетрудились, падлы...
+++
Именно так,Георгий. А "падла" - от ПАДАЛИ.

4 октября 2017 в 15:35

"Заложники" - очередной подлый антисоветский (и, в сущности, русофобский) фильм, опять таки снятый с использованием государственных денег. Рассказывающий о том, как прекрасноликие грузинские мажоры захотели улететь из СССР, захватив самолет Аэрофлота, якобы потому, что у них не было джинсов... История на самом деле была и страшная, и поучительная. Мажоры легко пронесли оружие на борт - никаких мер обеспечения авиационной безопасности тогда, по сути, не предпринималось; граждане СССР считали, что все люди, в общем, братья. Мажоры устроили бойню в самолете, убивая направо и налево, и пассажиров, и членов экипажа. Убивая легко, по-фашистски. И если бы не отвага одного штурмана и одной бортпроводницы, крови и трупов было бы куда больше. Режиссер сего фильма Гигинеишвили - лживое существо. Мне - не пять лет и я прекрасно помню позднесоветскую Грузию, зажравшуюся, привилегированную; всё там было, и джинсы на задницах, и обширные частные доходы за счет использования государственного имущества, и потребление раза в три больше, чем производство. И, если бы так остро захотелось пожить за границей, можно было просто уехать в турпоездку и не вернуться. Но мажоры захотели устроить антисоветский воздушный перформанс...

4 октября 2017 в 23:26

...Огромное спасибо всем авторам. Отменяю просмотр.

5 октября 2017 в 12:45

За повод надо сказать спасибо. Не было б фильма, не было б статьи.

5 октября 2017 в 18:34

Отлично, Галина!

Мне бы твоё мастерство в борьбе за трезвость.
Глядишь, уберёг бы пару сотен.
А так довольствуюсь десятками и то не подсчитанными.

Здоровья и оптимизма.

6 октября 2017 в 06:25

Лев,не прибедняйся! У Тебя тоже хорошо поставлено Слово. Причём перед Галиной у тебя явное преимущество. Ты - МЕДИК. То есть АНАТОМ человеческого организма. А Гиппократ из триа

Которое и лечит,и калечит. Другое дело общественная атмосфера. Если она частнособственническая,то никакие усилия никаких гениальных иванкиных и козленко с проблемой пьянства ( ему подобных) не справятся. Такие болячки лечатся ГУРТОМ. Когда и батька отступает. Бытие определяет сознание.

Наверное,прав Горький. "Безумство храбрых - вот мудрость жизни!". А мне сегодня на моих,уже 24-х,кругах "брякнуло в тыкву вот что. Безумство мысли (умных) - вот мудрость жизни!" "И гений - парадоксов друг!". "Ай да,Пушкин,ай да,сукин сын!"

5 октября 2017 в 18:38

И помнится ещё мистерия со съедением торта

в образе ЛЕНИНА. Вот пакость то!

6 октября 2017 в 00:05

Не хочешь -не ешь !

6 октября 2017 в 00:14

В 1985 году , вернувшийся из турпоездки на юг товарищ , рассказал о ФРГ - Федеративной Республике Грузии.
Лейтмотив : " Все звери равны , но некоторые равнее !"

6 октября 2017 в 06:11

"Чего им не хватало?". Скажу со всей ответственностью прожитой жизни. ДОБРОГО ОТЦОВСКОГО РЕМНЯ В ДЕТСТВЕ. Как-то спросил ещё молодого в сравнении с собой человека. "Тебя отец бил в детстве?". Ответ был сожалеюще краток. "Мало бил!"

Причём битие в детстве не обязательно предполагает физику. Здесь качество бития строго индивидуально. Долго обижался на отца,как он однажды перепоясал меня кнутом прямо с лошади. Как казак демонстранта.

За что? Пахали вместе недалеко от села Крайновки тогда ещё Грозненской области. Он отпустил меня раньше. По пути я захотел напиться воды с канавы=арыка. Наклонился с мостка (а ключ от дома лежал в боковом кармане рубашки) - он и упал в воду.

Долго пытался его найти,ничего не вышло. Прихожу домой,а отец на нервах. Собрался уже ехать меня искать. Узнав,в чём дело,он и полоснул меня от плеча до задницы. Обида на всю жизнь. За что? Я же не нарочно!

И только после смерти отца (1986) я простил с БЛАГОДАРНОСТЬЮ. Поняв,что тот кнут много раз спас меня от непродуманных поступков. Ибо,прежде чем что-то делать,хорошенько подумай о последствиях.

Другая плеть была словесной. Не помню уже по какому поводу,но он мне сказал - "Не надо ЛЯСКАТЬ языком!". Лучше бы он снова ударил меня кнутом. А я был уже постарше. Короче,нарушена библейская Моисеева заповедь "Чти отца и матерь своих.."

Заметим,что там ничего не написано о том,чтобы мы любили своих детей. И понятно. Своё .овнецо. Себя в задницу поцеловать не можем,а у дитя,хоть сколько. Почему яйца и стали учить куриц. Учи младше себя. И ни в коем разе - старше. Ибо он Книгу Жизни читал больше тебя. А значит и мудрее. В существенном,а не в мелочах.

Отсюда и ПЕРВОРОДСТВО СТАРШЕГО. Может,оно было нарушено Иаковом,сыном Исаака. Укравшего первородство у своего брата Исава. Опередившего брата на какие-то секунды. А Иаков Двенадцатиколенный совершил подлость,между прочим,по наущению своей глупой матери. Сказка- ложь,да в ней намёк....