Авторский блог Павел  Саловский 17:14 4 февраля 2016

Час офисного планктона или гримасы русского капитализма.

Здравствуйте! Сегодня в нашу компанию Лох-инкорпорейтед поступил новый сотрудник Планктон Планктонов. Мы с ним уже подружились, перешли на «ты», его зовут Планктоша, прошу любить и жаловать!

А меня зовут Павел Александрович. Руководство назначило меня опекуном над новым сотрудником, это значит, я должен его ввести в курс дела, рассказать о нашей компании, рассказать о том, какие у нас тут порядки, как мы живём. Одним словом, провести полный курс адаптации сотрудника.

Так что, Планктоша, если у тебя будут вопросы…

Что, уже есть?

Почему ты проходил детектор лжи, чтобы устроиться в нашу компанию?

Видишь ли, Планктон, наша компания – это крупное учреждение, у него свои традиции. И хоть мы коммерческая организация, основной акционер у нас – Государство. А стало быть, и порядки у нас, теперь почти как в государственном учреждении, скажем в министерстве. Раньше было немного по-другому. Государство нас недавно выкупило, а до этого, ещё при прежнем руководстве мы опасались происков конкурентов, поэтому все сотрудники проходили детектор лжи…

Что? Нет, сейчас мы никого не опасаемся, но традиции, понимаешь ли… Тебе ведь задавали вопрос: «Выполняешь ли ты волю третьих лиц, поступая к нам на работу?»

Ну, так вот: этот вопрос как раз и призван выявить твои скрытые мотивы. Ты ведь ответил «Нет», не правда ли?

Ты ответил «да»?! Планктоша, а как же тебя пропустили?

А, ты выполняешь волю своей мамы… Ну да, мама нам не конкурент, это точно.

Ещё какие вопросы тебе задавали?

Про выпивку? О, да! Это, видимо, самое святое, этот вопрос наша Служба Безопасности сохранила ещё с Советских времён: борьба с пьянством!

Что? Нет, Планктоша, мы не пьём на рабочем месте. Вернее, мы можем иногда выпить коньяку в конце рабочего дня, но это редко и по чуть-чуть. Мы ведь солидная компания. Здесь люди деньги зарабатывают, алкоголиков здесь не бывает. Если и выпьют, то дорогого коньяку, это не водка, им не нажрёшься…

Что? Почему тогда Служба Безопасности спрашивает про пьянство? Ну, войди в их положение, им же нужно о чём-то спрашивать. Их так учили. Задача детектора лжи – отсеять вражеских разведчиков – внешних вредителей, и вредителей внутренних – пьяниц. Наплевать, что мы не на заводе работаем, охрана-то этого не знает. Кроме шуток. Иначе как объяснить борьбу с несуществующим алкоголизмом?

Это ещё что. Мы тут намедни с ребятами остались в офисе – отметить день рождения. Так охранники засекли, что мы несём еду в офис и проследили, в какой кабинет. И вот сидим, мы значит, никого не трогаем, отмечаем день рождения. Выпили по рюмке коньячку. Заметь – в 19.00, то есть уже после работы. И начальник наш официально человека поздравил. Ну, то есть, цивилизованное мероприятие. И вдруг заходит какой-то мужик с бирочкой на груди и показывает: мол, выпиваем? Мы без задней мысли: «Конечно, выпиваем, вот день рождения у сотрудника, и вы заходите, раз у нас праздник». А он нам: «Я пошёл за начальником!».

Честно признаю, Я поначалу, даже не сообразил, думал он начальника приведёт, ну чтоб одному не скучно. А мои коллеги, кто постарше, да поопытнее, живо смекнули: давайте, говорят, коньяк уберём от греха подальше. Только спрятали коньяк, врывается наш вертухай, а за ним следом: Начальник Службы Безопасности, наш начальник, комендант здания, и ещё куча народа. Окружили нас, смотрят так, будто сожрать хотят.

И Начальник Службы Безопасности, глядя на нашего начальника, строго так говорит: Мол, вижу, что вы алкоголь убрали, посему на первый раз ограничимся предупреждением. А так если бы не убрали, вмиг бы у всех присутствующих конфисковали бы пропуска и составили протокол о нарушении режима. Потому как приказ Генерального.

Честно тебе скажу, я себя чувствовал, как заклятый пьяница в цеху, пойманный за распитием политуры. Вот это профессионализм! Так вогнать человека в чувство вины! Вот это я понимаю, серьёзная работа!

Так что, видишь, Планктоша, борьба с несуществующим пьянством и развратом сотрудников является тем столпом, на котором держится дисциплина в нашей конторе. А ты говоришь, детектор лжи…

Что, куда мы коньяк дели? Выпили, конечно. Хе-хе. Мы теперь его прячем, и двери на замок закрываем. И если день рождения у кого, стараемся, чтобы не видели на вахте, что мы продукты заносим. Кем мы работаем тут?

Ну, я – менеджер проектов. Ребята вон – тоже менеджеры. Вот Антон сидит – он методолог, документы пишет разные, Алексей, Андрей – программисты. У нас же здесь, Планктоша, Отдел Управления Проектами. Мы управляем важными стратегическими проектами нашей компании. Тебя вот тоже взяли на младшего методолога.

Что? Почему охрана к нам относится, как к проходимцам и пьяницам? Я не знаю, задумано так. Отчасти от того, что предыдущий наш хозяин шибко любил народ попугать. Он, бывало, знаешь, как делал? Издаст, бывало, указ о запрете курения. И вот идёт по этажу – видит курят. Кто такие, спрашивает? Почему мой приказ нарушаем? Уволить без компенсации! А зарплата серая была. Премии большие, но зарплата маленькая. А премия, сам знаешь, такая вещь, её можно легко не заплатить за малейшее нарушение. И вот – уволить без всяких выплат. Народ в слёзы. Мол – не знали про Ваш такой важный Указ. А Генеральный – знать ничего не знаю, уволить и всё. Вступился за них начальник отдела.

И что?

Да ничего, Планктоша, и его тоже следом уволили. Крепок был наш генеральный, как скала. Решения свои не менял. Сейчас вот полиция его по всему миру ищет за долги.

А? Да нет, мы то в порядке, нас другой собственник выкупил. Нам сейчас даже лучше стало, зарплата белая. Вот охрана только по старой памяти лютует. Но ты уж на них не обижайся, Планктоша, они ведь, в сущности, все ребята хорошие, это ничего что порядки у них гадские. Они ведь так не со зла. Просто по старой памяти. Я даже думаю порой, что важен не сам порядок, не то, что можно и нельзя, а само наличие порядка и запретов. Пусть они дурацкие и давно себя изжившие, но важен эффект присутствия. Есть порядок, который нельзя нарушать, вот хотя бы на эту полоску не наступать – уже хорошо! Уже есть механизм воздействия на людей. То есть, механизм управления. А самый надёжный способ такой механизм создать, - это запрещать самые естественные вещи, которые человек обязательно нарушит. Чтобы наверняка было за что наказать.

- Курение, например, в поездах дальнего следования,

- Или там, продажа алкоголя после 9-ти.

А раз есть за что наказать, появляется возможность простить. Или, например, договориться с продавщицей в ларьке, чтоб она тебе тот самый алкоголь, но подороже, естественно, продала. Чувствуешь, Планктоша, управление обретает контуры, всюду начинается жизнь, всем этот запрещающий закон пользу приносит. А когда всё можно, это, друг мой, никому не интересно. Тут, брат, ухватиться не за что.

Так что, пусть Охрана себе с пьянством борется, да с курением, да на детекторе лжи честных людей проверяет. Хуже будет, если они, Планктоша своим прямым делом займётся, и начнёт с воровством бороться. Вот тогда всем нам не поздоровится. Увольнения начнутся, разбирательства, смута. Нового начальника назначат. А кто даст гарантии, что новый лучше? Новый – он всегда хуже! Помяни моё слово. А так – пусть балуются. Чем бы дитя не тешилось…

Что? Мы воруем? Ну что ты, Планктоша, мы не воруем, у нас должности не те. И начальник наш не ворует. А вот его начальник, тот, ну не то чтобы ворует, нет, такие слова ты забудь! Нет, он просто, скажем так, помогает хорошим людям, а они ему. Но это тебе знать пока ни к чему. Хе-хе…

Что? Что тебе дальше делать? Ну как что? Пропуск получил? Нет? Так вот тебе первое производственное задание – получай пропуск. Дней пять у тебя на это уйдёт, а я пока тебе временный пропуск выпишу. Только не забудь завтра мне снова напомнить, временный пропуск только 1 день действует. Завтра снова надо будет на тебя пропуск выписать.

Что? Почему нельзя сразу постоянный пропуск оформить?

А всё потому же, Планктоша. Чтобы Службе Безопасности было, чем заниматься пять дней. А то, как же? Если они тебя за 2 минуты сфотографируют и за 2 минуты карточку в пластик закатают – это ж всего-то минут 10 получится. Ах, да, зарегистрировать пропуск в компьютерной базе и назначить тебе стандартные права доступа. Ну, ещё 5 минут на это уйдёт. Итого 15. Это, Планктоша, опять-таки никому не интересно. А интересно всем, чтобы наш начальник написал служебную записку на допуск нового сотрудника, да бумагу сию зарегистрировал по всем полагающимся правилам, да направил бы эту бумагу через референтов отделений Начальнику службы безопасности. А начальник тот её в свою очередь рассмотрел бы дня за два, не раньше, потому как работы у него много, некогда ему. Да дал бы потом распоряжение на выдачу тебе пропуска. А уж после всего пропуск бы тебе сотрудники СБ выдали, а программисты бы его ещё дня через два бы зарегистрировали. И того, как раз 5 рабочих дней. Глядишь, и неделю отработали, выходные, слава богу!

Что, Планктоша? Зачем утверждать пропуск, если нет оснований его не утвердить? Нерациональная трата времени? Ты мне эти слова брось! Поверь мне, Планктоша, ты попал в сложную, десятилетиями формировавшуюся бюрократическую машину. И не ты первый. Так что, не лезь на рожон, слушай старших товарищей, мы тебе объясним, что к чему. Набирайся ума-разума. И запомни: все, что здесь делается, имеет очень глубокий смысл. Это только дилетант думает, что бюрократия есть нерациональный расход ресурсов, времени и человеческих сил. Поверь мне, здесь всё учтено. Здесь такой сложный и даже в чём-то красивый механизм, что иные инженеры позавидуют. Так, что ступай, оформляй пропуск, а я пока подумаю, чем тебе заняться на первой время.

1.0x