Авторский блог Алексей Вульфов 14:44 8 мая 2015

Чагодощенское празднество Победы

Главным героем праздника, который так и назывался: «Поезд Победы. Прибытие на железнодорожную станцию Чагода», стал, конечно, паровоз. Невозможно было без растроганности смотреть, как лица тысяч людей и особенно, конечно, детворы буквально преобразовывались при виде торжественно подходившей к перрону могучей горячей машины, украшенной транспарантами и еловыми лапами в стиле поездов того времени, подававшей величественные гудки, расцветавшие, словно звуковые букеты. Вот останется память для многих на всю жизнь! Вот получился праздник! Паровоз это был Эу 683-32 выпуска 1929 года приписки депо Санкт-Петербург-Финляндский, прошедший всю войну и находящийся в исправности до сих пор. Его вели опытные петербургские машинисты Вадим Гуков и Павел Некрасов.

То, что паровозы своим гудком создают воистину историческую праздничную атмосферу накануне Дня победы в больших городах России, стало доброй традицией. Что и понятно: гудок паровоза – это патриотическое воспитание, возведенное в куб. Но когда с просьбой предоставить действующий паровоз на праздник обратилась администрация небольшого поселка, это могло вызвать сомнение: оправданы ли такие хлопоты? Но и Общество любителей железных дорог (ВОЛЖД), и руководство Дирекции тяги ОАО «РЖД однозначно поддержали народную инициативу, приняв твердое решение: паровозу в Чагоде быть! И не ошиблись.

Посмотреть на живой паровоз собралось в погожий полдень 3 мая несколько тысяч человек. Весь поселок и даже жители окрестных деревень с утра рядами шли к вокзалу, чтобы увидеть живой паровоз. Для большинства встреча с ним была первой в жизни. Сам поселок поразил чистотой и ухоженностью, достойной праздничной стелой, посвященной подвигу земляков, установленной на главной площади на фоне величественного деревянного храма. А отдел культуры Чагодощенской администрации под руководством Елены Раннель подготовил разнообразную программу, посвященную 70-летию Победы: в местном ДК состоялся концерт военной песни, возле вокзала располагалась серьезная выставка настоящего стрелкового оружия времен войны, организованная Вологодской общественной организацией содействия возрождению и развитию культурно-исторических традиций русского народа «Исток» под руководством Вячеслава Шадрина, причем оружие не только показывали, но и рассказывали о нем, для детей были организованы игры и соревнования, в армейской палатке шел фильм об истории поселка, созданный Чагодощенским краеведческим музеем. Постоянно шел рассказ об этом и по вокзальному радио в промежутке между песнями времен войны, от которых дух всегда захватывает.

А рассказать тут есть о чем. В ноябре 1941 года к существовавшей тупиковой станции Чагода была подведена 48-километровая железная дорога от станции Кабожа, которую воины-железнодорожники с участием мирных жителей построили за… 21 день в условиях жесткого голода, морозов, метелей и бомбежек. Образовалась сквозная линия Кабожа-Подборовье. Благодаря этой линии удалось в тяжелейший период войны обеспечить снабжение Ленинградского фронта и вывоз в тыл раненых и эвакуированных. Эта ветка служит и по сей день, причем знаменита в кругах посвященных уникальными историческими раритетами – действующими семафорами и «жезловкой»!

Но главным героем праздника, который так и назывался: «Поезд Победы. Прибытие на железнодорожную станцию Чагода», стал, конечно, паровоз. Невозможно было без растроганности смотреть, как лица тысяч людей и особенно, конечно, детворы буквально преобразовывались при виде торжественно подходившей к перрону могучей горячей машины, украшенной транспарантами и еловыми лапами в стиле поездов того времени, подававшей величественные гудки, расцветавшие, словно звуковые букеты. Вот останется память для многих на всю жизнь! Вот получился праздник! Паровоз это был Эу 683-32 выпуска 1929 года приписки депо Санкт-Петербург-Финляндский, прошедший всю войну и находящийся в исправности до сих пор. Его вели опытные петербургские машинисты Вадим Гуков и Павел Некрасов.

С паровозом следовали платформа и крытый вагон, предоставленные Волховстроевским отделением Октябрьской дороги, имитировавшие военный эшелон, с одетыми в форму времен войны молодыми реконструкторами, причем рядом с ними любой мог сфотографироваться. Прямо на перроне силами Народного театра Чагоды было представлено действо «Встреча поезда с войны», во время которой разыгрывались жанровые сцены: кто-то встретил мужа или брата, сына или отца, а кто-то и никого не встретил… От этого нельзя было сдержать слез, особенно когда начались военные песни и зазвучала во весь голос духового оркестра знаменитая «Славянка». И так по-русски, сердобольно получилось после этого народное гулянье – не под нынешнее звуковое варево, а под бессмертную лирику вальсов, старых песен, под аккордеон, вальяжно, дружно…

Можно поучиться у администрации поселка Чагода, как организовывать такие мероприятия. Очень важно, что это был именно комплекс, единая культурная программа, некое действо, воистину народное, а не просто одноразовое прибытие поезда. Маленький поселок прозвучал на всю страну: ищущий да обрящет!

Паровоз подавал и подавал гудки, которые летели над поселком и напомнили многим о великом прошлом, о достойной памяти отцов и дедов, наконец, просто о том, что все мы – народ, и что есть у нас своя история. Ради одного этого стоит сохранять живыми паровозы. Это всё равно что помнить родство.

1.0x