В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
И вот общественное мненье!
А. С. Грибоедов
Полистала учебник английского для продвинутого уровня, изданный в Англии и употребляемый в том числе и у нас в высшей школе. Темы и сюжеты всё актуальные, горячие и шипучие, как блины на сковородке: ядерная и зелёная энергетика, глобальное потепление, смертная казнь, эвтаназия и, конечно же, угнетение женщин. И о каждом школяров просят высказать своё мнение.
Сегодня мнением простых людей, интересуются буквально все. Учителя выспрашивают у школяров, что они думают по вопросам, о которых те узнали хорошо если на прошлом уроке, а то и на нынешнем. Социологи домогаются у бабульки, каким государственным и общественным институтам она доверяет, и так до бесконечности. Мне кажется, скоро у детсадовцев будут спрашивать что-нибудь о климате или ювенальной юстиции. А что? Полвека назад никто б не поверил, что в ООН выступает нездоровая девчушка и говорит о мировых вопросах, и её слушают и вроде бы принимают всерьёз. А сегодня – пожалуйста. Так что никогда не говори «никогда»: может, в следующем поколении и детсадовцы будут продвигать свои драгоценные суждения.
Когда валили «Совок», прогрессисты трубили: у нас в школе и в вузе всё глухо и тоталитарно. Что велят – то и думай, и не моги высказать своё личное мнение, думать своей головой. То ли дело в свободном мире! Там постоянно всё обсуждают, каждый может думать, что в голову взбредёт, и свободно выражать своё мнение, спорить, отстаивать его. Вот это настоящая свобода, вот это настоящее образование!
И всё сбылось. Более того, собственное мнение из права превратилось в обязанность, порой довольно тягостную – иметь суждение по огромному числу вопросов, далеких от практической жизни не только учащегося, но и вообще простого человека. Человек внутри себя по большей части ничего не думает по всем этим вопросам. Но твоего мнения настырно требуют, прямо-таки домогаются. И маленький, слабый, малообразованный (по малолетству или просто так) человечек ощущает себя обязанным это мнение иметь. И то сказать, не совок же он тоталитарный, чтобы вовсе не иметь мнения!
И что же он делает? Выдумывает себе мнение? Нет. Выдумать что-либо может пара процентов в населении. Обычный массовый человек (юный школяр или взрослый гражданин) просто-напросто выговаривает то, что громче всего звучит в окружающей среде, что составляет ядро дискурса, нарратива и прочего агитпропа, что брызжет из любой дырки.
А дальше происходит вот что. Проговорив, а паче того – написав это «мнение», человек его присваивает. Отныне оно – его. И он начинает его отстаивать: человеку ведь свойственно отстаивать своё – будь то имущество или мнение. Повторив ещё пару раз это мнение, человек начинает в него веровать. Ведь это его мнение. Он его свободно высказал, иногда даже отстоял в свободной дискуссии (которая в норме представляет собой бессвязный ор, как телевизионные ток-шоу, или рассуждения в стиле «в огороде бузина, а в Киеве дядька» на манер интернетовских «каментов»). то действует наподобие аффирмаций (или по-русски – настроев) – мощной психотехники, внедрения в подсознание путём проговаривания нужных утверждений в процессе работы над собой.
Исступлённый культ собственного мнения, свойственный современной культуре, постоянное его спрашивание на разных уровнях и в разных ситуациях – это мощное средство манипуляции сознанием. При этом жертва активно сотрудничает со своим манипулятором и даже ощущает себя значительной. А это высший пилотаж манипуляции – когда тебе ещё и спасибо говорят.
Отсюда главная задача хозяев мировой игры: овладеть дискурсом. Кажется, первым это понял своеобразный итальянский марксист-идеалист Антонио Грамши. Не заводами и фабриками овладевать надо, не мостами-телеграфом, а – дискурсом. Тем, что формует мнения – свободные, независимые и глубоко личные, естественно. Тогда заводы-фабрики тебе принесут сами, и ворота крепости откроют сами. На основании собственного мнения. А для того, чтобы какое надо хозяевам мнение было крепче – его надо почаще спрашивать. Начиная прямо с детского сада; уж со школы – точно. Что, собственно, и делается.
Сегодня хозяевами дискурса являются силы антироссийские; и манипулируют они - грамотно. И эта штука посильнее «Сарматов» и «Посейдонов».
Так что же – не нужно спрашивать мнение? Может, и иметь его не надо? Очень надо. Но только по тем вопросам, которые находятся в пределах твоего кругозора и способности суждения. Но сегодня о мировой политике и глобальных процессах рассуждает человек, не знающий ни истории, ни географии, даже и локальной, ничего сложнее горячих новостей рунета не читавший. Он ведь имеет право на мнение! А тут уж дело техники – подсунуть ему выгодное хозяевам жизни мнение. В современном мире сказать: «Я в этом не понимаю, а потому ничего об этом не думаю» - очень трудно. Но это необходимый шаг к освобождению от той глобальной манипуляции, которой опутан сегодня каждый. Это шаг к личной свободе.