Сайт «Завтра» отметил юбилей, назвав его «постыдным» – 30 лет Макдональдса в России. Не то, конечно, постыдно, что у нас есть Макдональдс: он везде есть, а то, как народ в него ломился тридцать лет назад. Вот этого и устыдился сайт «Завтра»: предали-продали страну за буржуинскую котлету.
К публикации приложены фотографии, сделанные с высоты: очередь, даже для Советского Союза впечатляющая, змеится по всей площади. Забавно, что в тот давний день я эту очередь лично наблюдала, и тоже с высоты – со второго этажа библиотеки им. Некрасова, которая много десятилетий располагалась у начала Большой Бронной. Я и ещё несколько читателей библиотеки, расположившиеся у окна, - смеялись: многочасовая очередь в закусочную быстрого питания – вот в чём нам виделся юмор ситуации.
А вот негодовать на глупых «совков», дрожавших на морозе, чтобы приложиться к бургеру с колой, я бы не стала. Во все времена, во всех странах массовый человек живёт потребительскими интересами. Так он устроен, так создан природой. Исключения существуют, но именно как исключения. А массовый случай – он такой. Потребительский. Можно сколького угодно негодовать, искать тех злонамеренных мерзавцев, негодяев-предателей коммунистической идеи, которые внушили массам мещанские взгляды и потребительские идеалы, можно даже попробовать «Творцу вернуть билет», но… ничего не изменится. Массовый человек будет хотеть потребительских ценностей, будет ими жить, больше всего ими интересоваться. Они же всегда будут у него предметами престижа и самоутверждения. Разумеется, конкретные товары и вообще предметы меняются – со временем, в зависимости от социального слоя, страны проживания. Совсем внизу, в бедности, - это дорогая еда, которую я могу себе позволить. С продвижением по социальной лестнице – одежда, машина, домашняя обстановка, жильё в хорошем районе.
Помню, в стокгольмском музее, знаменитом Nordiska museet, говорили: в XVII веке среди простой публики было страсть как престижно иметь… стул. Сидеть не на лавке, не на пне, не на табуретке, а – на стуле. Так что предметы престижа могут быть очень разные.
При этом еда всегда будет интересной, потому что это основа жизни, близкая всем – от грудного младенца до ветхого старика. Не зря о еде столько разговоров в интернете и по телевизору: что полезно, что вредно, как нас травят, можно ли есть ЭТО или лучше ТО. Включите телевизор в прайм-тайм – и там непременно что-то либо едят, либо, стряпают, либо сравнивают и изобличают фальсификаторов.
Советские люди были очень обделены потребительскими радостями. Считалось, что главное у них есть, а всяких пустяков, вроде кафешек или фастфуда им не надо. А хотелось не просто белков-жиров-углеводов, а – потребительских впечатлений. Человек ведь живёт не белками, а впечатлениями. Этого, главным образом, не хватало.
Вспомните, чем торговали первенцы рыночной экономики, знаменитые КИОСКИ? В основном это были вещи, без которых лучше бы обойтись: жвачка, соки в коробочке, ещё какая-то химическая дрянь, которую надо было разводить в воде для получения шипучего пойла, косметика, китайско-турецкий яркий ширпотреб… Ну и, естественно, выпивка: пиво, спирт «Рояль» - символ эпохи. Это было нужно, желанно, это – шло! И это неоспоримо показало: народ в первую очередь хочет броской дряни, а не скромно-достойно-пресно-полезного. Пресно-полезного он захотел тогда, когда прочно его лишился. Вот этой броской дрянью был для народа Макдональдс. В первую очередь, не котлетой – впечатлением.
Так что не надо сильно корить за то, что продали идеалы за котлету. Так бывало с начала времён, правда, была не котлета, а - чечевичная похлёбка.
Народ ломился в Макдональдс потому, что не было изобилия нашего общепита. Теперь он есть, и Макдональдс – один из многих. Есть и прекрасные наши сети. Кто ездит по дорогам за городом, наверняка обращал внимание на закусочные «Помпончик» - не слишком диетично, но очень вкусно. Началось, кажется, в Ростове. Общепит – это естественное поле работы мелкого частника; государство скорее построит космодром, чем сеть закусочных. Когда-то, ещё при советской власти, одноклассник моих родителей, ставший значительным партийным работником в Туле, говорил: «Ну разрешили бы частные кафешки – и вся проблема бы решилась». Не разрешили. И народ ломился в Макдональдс.
Шустрые люди подверстали туда любовь к Америке, которую упорно раскручивали. Какая-то заполошная журналистка, как сообщает «Завтра», даже написала, что стояла в той очереди за свободой, а вообще-то очереди всегда ненавидела. Да, Америка тогда была модна и желанна, но ещё желаннее было новое потребительское впечатление.
Большевики вплоть до самого краха так и не поняли натуру массового человека, его истинные потребности. Они пытались иметь дело с каким-то вымышленным «новым человеком» и страшно обижались, что он всё тот же «ветхий человек».
Поднимая из руин наше государство и общество, надо в первую очередь иметь прямой, без сентиментальности, взгляд на вещи. На человека, в первую очередь.