Сообщество «Форум» 15:38 25 августа 2021

Будущее творим сегодня

обращение к творческой интеллигенции

Дорогие друзья, уважаемые товарищи!

Следуя благородной отечественной традиции, я всегда говорю о культуре и с деятелями культуры с особым уважением. Я вырос в семье сельских учителей. Литераторы, актёры театра и кино, музыканты и художники были в моей семье в большом почёте. Это отношение я, как и многие мои современники, сохранил навсегда. Мы любили и почитали отечественную классику и наше великое советское искусство.

К сожалению, в последние десятилетия мы всё чаще сталкиваемся с другой "культурой". Она несёт в себе заряд разрушения и является чуждой нашим лучшим традициям. Её лишили сущностного стремления к добру и правде, справедливости и человечности. И причина таких оценок некоторых явлений современной "культуры" вовсе не в возрастном консерватизме — мы всегда с интересом встречали новые имена и веяния, радуясь всякому истинному таланту. Дело в другом: современная культура либо робко отступает перед циничным напором бизнеса, либо подчиняется ему, его корыстным интересам и служит им.

Признаюсь — я, сын фронтовика и дитя вой­ны, испытал настоящий шок, узнав о том, что власти Волгограда планируют отдать под коммерческую застройку часть заповедных территорий вокруг Мамаева кургана — самого большого в мире военного мемориала. Ведь это места, где захоронены десятки тысяч героических защитников Сталинграда и где возвышается вдохновенная "Родина-Мать" — гениальное творение выдающегося скульптора Е.В. Вучетича. Что сказали бы об этих кощунственных планах нынешних властей города маршал В.И. Чуйков и сам автор известного всему миру монументального памятника!

Позорным фактом стало исключение из школьной программы целого ряда замечательных литературных произведений. В их числе "Как закалялась сталь", "Молодая гвардия", "Сын полка", "Поднятая целина".

А каким скудоумием веет от фанерного забора, которым власть, драпируя Мавзолей, бессовестно отгораживается от великой советской эпохи во время Парада Победы! Так стоит ли после этого удивляться тому обстоятельству, что имена Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, А.М. Василевского, И.С. Конева, И.Х. Баграмяна, Р.Я. Малиновского и других полководцев мало знакомы юному поколению? Как не опечалиться от того, что даже ребята, гордящиеся гагаринским триумфальным полётом, далеко не всегда свяжут его с именами С.П. Королёва и М.В. Келдыша, с их ролью в освоении космоса?

Ситуация крайне тревожна. На современном этапе проблемы нашей культуры прямо связаны с потерей исторической памяти и гражданственности. Культура в России никогда не существовала отдельно от животрепещущих проблем общества, от сложностей и задач текущей жизни. В советское время настойчивое стремление расширить культурный ландшафт даже способствовало появлению таких устойчивых понятий, как "культура и жизнь", "армия и культура"…

Все, кто получал образование в советских школах и вузах, хорошо понимают причины охвативших Россию лесных пожаров. Когда люди, обращаясь к президенту, кричат в телекамеры из задымлённого Якутска: "Владимир Владимирович, помогите!", — мы с горечью осознаём, что трагедия российского леса связана с олигархическим варварством и невежеством власти. Увы, оно стало отличительной чертой нового поколения управленцев, ответственных за происходящее сегодня в стране.

Я глубоко убеждён: для того, чтобы любить и беречь наш бесценный лес, нужно хотя бы раз увидеть на сцене чеховского "Дядю Ваню" и услышать страстный монолог доктора Астрова о судьбе русского леса. Необходимо с детства помнить строки Некрасова: "плакала Саша, как лес вырубали". Важно прочесть роман Леонида Леонова "Русский лес", который был настольной книгой лесников и егерей.

А для того, чтобы стать хорошим врачом, нужно не только вызубрить анатомию, но и остаться верным клятве Гиппократа. Узнать о подвигах легендарного доктора Пирогова и священника, военного хирурга, лауреата Сталинской премии Войно-Ясенецкого. Прочитать трилогию Юрия Германа о советских врачах и многие другие талантливые и познавательные книги.

Это понимаем мы — люди старшего поколения. Но сегодняшняя официальная пропаганда и система образования, отравленная торгашеством, отнимают у молодёжи великое культурное, нравственное и интеллектуальное наследие. Подменяют его дешёвыми, зачастую откровенно аморальными и оболванивающими суррогатами. И хуже всего то, что при этом мы теряем неповторимое русское слово. Наш прекрасный язык подвергается такому же поруганию, такой же подмене безграмотным и бездарным суррогатом, замешанным на невежестве и западном влиянии в самой низкопробной форме.

Мои близкие наизусть читают пушкинское "Клеветникам России", лермонтовское "Бородино" и блоковских "Скифов". Но это — результат воспитания и кропотливой работы нескольких поколений большой семьи. А где же наша образцовая школа, блестяще совмещавшая в прошлом образовательную роль с воспитательной? Где русский реалистический театр, названный Гоголем кафедрой, "с которой можно сказать миру много добра"? Где развитие традиций и завоеваний выдающегося советского кино? Ведь без всего этого невозможно формирование ответственного гражданина и истинного патриота. Воспитание совестливого и трудолюбивого человека, который на протяжении всей жизни стремится развиваться. И хочет видеть постоянно совершенствующимся общество, в котором живёт. Именно в таком воспитании и состоит ключевая миссия культуры.

Не будет преувеличением сказать: та бессовестная вакханалия, которую устроили чиновники и судебная система по отношению к нашему товарищу — Павлу Грудинину, — это тоже часть драматической истории культуры. Ведь Совхоз имени Ленина — это не только выращиваемая там вкусная клубника, качественное медицинское обслуживание и хорошее жильё. Это ещё и образцовая школа, высокий уровень преподавания, замечательный Дом культуры. Это уникальная атмосфера общения, эстетика окружающего людей ландшафта. Это мир русских сказок, культ былинных и пушкинских героев, прекрасные хоры на сцене Дворца культуры. Может быть, всё это — причины, по которым так беспощадно атакуют лучшие народные предприятия?! Причины того, что их, как уникальное экономическое и культурное явление, хотят стереть с лица страны грабители и эксплуататоры, захватившие её ресурсы. Мы все обязаны возвысить свой голос против этого варварства! И здесь своё весомое слово могла бы сказать творческая интеллигенция, что стало бы лучшим проявлением гражданского неравнодушия.

Именно в Совхозе имени Ленина мы отметили 6 июня День русского языка, который празднуется в день рождения А.С. Пушкина. Напомню, что именно КПРФ вместе с общественным движением "Русский Лад" инициировала 11 лет назад учреждение на государственном уровне Дня русского языка.

Очевидно, что глубокий кризис, поразивший Россию, оказывает разрушительное воздействие на сознание нашего народа, на культуру страны. Очень верно и глубоко об этом сказал А.М. Горький: "Истощение масс значит — истощение почвы, из которой возрастает культура". Способствуя этому истощению и пользуясь им, власть навязала нашему народу новые приоритеты — и прежде всего верховенство неуёмного потребительства над духовным развитием.

Стоит ли удивляться, что вместо Парка культуры им. Горького, так любимого москвичами, мы получили "Горький-парк" на американский манер? Воистину — горький! Получили "Гоголь-центр" с его вызывающе-разлагающими "новациями". Идёт беспрецедентная атака на театр Николая Губенко, резко усилившаяся после его кончины. Вызывающие эксперименты сотрясают замечательный театр, который был и остаётся для нас неповторимым "доронинским" МХАТом.

Потребительская психология, навязчиво распространяемая в обществе, нанесла сокрушительный удар по нашему кинематографу. Репертуар российских кинотеатров забит американским шлаком. Что же касается современного отечественного кино, то не могу не согласиться с мнением уважаемых мною Николая Бурляева и Карена Шахназарова, откровенно говорящих о его духовном и профессиональном упадке.

В таком же порочном русле много лет работает наше телевидение. За редким исключением так называемые "развлекательные программы" являют собой образчики бескультурья и пошлости.

Обратите внимание — в плане нравственности телевидение выручает только демонстрация советских фильмов. Но и тут чувствуются жёсткая, явно антисоветская ориентация и цензура. Десятилетиями остаётся под негласным запретом фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин"". Крайне редко попадает в список "золотой коллекции" и демонстрируется фильм "Коммунист" с неподражаемым Евгением Урбанским. Практически полностью заблокированы на телевидении советские документальные картины: "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой", получивший в 1942 году высшую награду американской киноакадемии "Оскар", советско-американский фильм 1978 года "Великая Отечественная" и другие шедевры документального кино.

Многие великие ленты культурной классики не увидеть даже на государственном телеканале "Культура". В архивах томятся невостребованными сотни прекрасных телевизионных спектаклей и множество неповторимых радиопередач, таких, как "Театр у микрофона". Достаточно сказать, что в огромной России сегодня существует только одно средство информации, полностью посвящённое популяризации уникального наследия отечественной культуры XX века. Это интернет-сайт "Старое радио", работа которого бескорыстно поддерживается усилиями группы энтузиастов, разыскивающих, реставрирующих и доносящих до слушателей архивные записи советских лет. И ни разу за долгие годы своего существования оно не удостоилось никакой поддержки ни со стороны чиновников, ни со стороны провластных СМИ — они не желают поощрять и развивать подобные инициативы. Потому что не заинтересованы в сохранении и развитии нашей многонациональной культуры, в сбережении и упрочении того, что составляет духовную опору общества.

Зато ярко, навязчиво презентуются антисоветские и, по сути, русофобские поделки. В их числе и "Зулейха", и "Бомба", и откровенно провокационный фильм "Сволочи".

Справедливости ради нужно сказать: есть — хотя их совсем немного — и другие киноленты: "В августе 44-го", "Брестская крепость", "Звезда", "Ликвидация", "Подольские курсанты". Фильмы о талантливых советских спортсменах: "Легенда №17" и "Движение вверх". Они-то и дают надежду на возрождение нашего киноискусства.

Все три последних десятилетия, отмеченных непрекращающимся кризисом и разрушением страны, нашу партию связывали самые тесные отношения с лучшими представителями творческой интеллигенции: Юрием Бондаревым, Валентином Распутиным, Виктором Розовым, Василием Беловым, Николаем Губенко, Владимиром Меньшовым, Евгением Крылатовым, Иосифом Кобзоном, Станиславом Говорухиным, Василием Лановым.

Мы плодотворно сотрудничаем с Александрой Пахмутовой, Николаем Добронравовым, Татьяной Дорониной, Юрием Соломиным, Станиславом Куняевым, Александром Прохановым, Жанной Болотовой, Александром Михайловым, Михаилом Ножкиным, Александром Бургановым, Ларисой Барановой, Владимиром Бортко, Сергеем Шаргуновым, Василием Овсянниковым и многими другими.

И сегодня, когда осталась, может быть, последняя возможность вывести страну из кризиса мирно и цивилизованно, я хочу прямо спросить: "С кем вы, мастера культуры?" Заданный почти век назад, этот вопрос остаётся не менее актуальным и в наши дни. Больше того, на нынешнем историческом этапе ответ на этот вопрос приобретает решающее значение.

Мы идём во власть с твёрдым намерением изменить не только тупиковый социально-экономический курс, но и нынешнюю культурную политику. Вернуть нашему народу веру в то, что творец и учитель в России по-прежнему "сеет разумное, доброе, вечное", а не калечит умы и души молодёжи. Конкретные и действенные меры поддержки и возрождения отечественной культуры содержатся в нашей программе "Десять шагов к власти народа". Без её воплощения в жизнь неизбежно продолжится деградация нашей Державы — не только социальная, промышленная, технологическая и научная, но и культурная. А для реализации такой программы необходима ваша помощь! Ваше заинтересованное и деятельное участие!

Желаю вам здоровья, вдохновения и по-настоящему счастливых творческих мгновений!

1.0x