Авторский блог Сергей Александров 09:47 21 декабря 2016

Будущее наших детей - размышления родителя

Мне кажется, в Министерстве Образования должны, наконец, задуматься: кого они хотят выучить в школах – Творческую Личность или Потребителя? И где взять для своих чиновников ту невидимую, но такую необходимую часть любого Человека – Душу? Пока – не поздно…

Сейчас в Российском образовании – с приходом нового министра – начали происходить некоторые подвижки в сторону улучшения как качества преподавания и, соответственно, проверок этого качества – в виде некоторого отхода от «догм» насильственно внедрённой системы ЕГЭ, так и качественного изменения отношения к ученикам – со стороны учителей, и к учителям – со стороны чиновников РайОНО, ГорОНО и других подобных организаций.

Но вот отношение тех же чиновников из отделов образования, равно как и их руководителей, к самим ученикам ещё, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Иногда возникает такое ощущение, что эти чиновники либо совершенно бесполы – и в результате этого не только бездетны, но и сами никогда не были школьниками, либо – видят школьниками только своих чад, считая остальных детей неудобным и мешающим довеском на пути к получению этими самыми чадами различных преференций, благ и высоких оценок в образовательном процессе…

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров из жизни школьников одной из подмосковных школ.

Итак, стремление детей к знаниям. И, как один из примеров этого – участие в различных олимпиадах – школьного, городского, районного и других масштабов. Компетентный и профессиональный чиновник от образования понимает, что проводить любую Олимпиаду в ущерб учебной деятельности любого из школьников – участников этого мероприятия – по крайней мере, непедагогично. А по большому счёту – преступно по отношению к любому из этих школьников. И в высшей степени непрофессионально – как работнику, долженствующиму проявлять заботу о получении школьниками наиболее полноценных знаний по всем преподаваемым предметам. Согласны?

А что происходит на самом деле? Обычно такие Олимпиады проводят как в воскресные дни, так и в субботние. Причём – и в субботу, и в воскресенье мероприятие начинается в утренние часы – в 9.30 или в 10.00. И всё бы ничего, да вот только в очень многих подмосковных школах уроки проводятся и по субботам. И. естественно, тоже – с утра. А значит, ученика, желающего поучаствовать в Олимпиаде, ставят перед необходимостью выбора – совершенно неправомерного и антипедагогичного: идти на Олимпиаду – и пропустить уроки в школе; или – пожертвовать возможностью усовершенствовать свои знания в той или иной области и проверить их ради получения новых знаний по темам, которые будут даваться учителями на уроках…

Многие преподаватели, столкнувшиеся с такой идиотской – в прямом смысле этого слова – ситуацией, поначалу стараются обратить на это внимание тех самых чиновников от образования. Но, поскольку их обращения в эти самые ГорОНО и РайОНО всё равно, что глас вопиющего в пустыне – в лучшем случае, а в худшем – с последующим начальственным окриком, суть которого сводиться к следующему: «Будешь такой умной – уволим (лишим премии, создадим определённые «условия», затюкаем проверками и т.д.)», то учителя начинают выкручиваться сами.

Одни – предлагают ученикам вечером, после окончания последнего урока у учителя, предмет которого пропустился по причине участия в Олимпиаде, подойти к этому учителю и попросить позаниматься с ним. Но далеко не все учителя горят желанием лишних 30-40 минут побыть в школе после 7-8 уроков. И их можно понять. Им надо и подготовиться к завтрашним занятиям, и заполнить кучу различных документов и бумаг, которыми их щедро снабжают гороновские чиновники, которые оправдывают тем самым свою жизненную необходимость в образовательном процессе. Да и куча домашних дел ждёт. Не говоря уж о том, что и собственной семье так же необходимо уделить какое-никакое внимание. Да и ученику, который ушёл домой из школы днём, вечером опять идти в школу ради одного урока совсем не улыбается. Да и зачастую в вечернее время у многих – различные спортивные секции или кружки.

Другие – предлагают самим родителям в выходной пройти тот или иной пропущенный материал вместе со своим ребёнком, что тоже совсем не является выходом из положения. Просто по той причине, что родители – не учителя. И выполнять профессионально работу учителей не могут. Ко всему прочему, некоторые родители ничего не понимают в том или ином предмете (по совершенно разным причинам, например: родители изучали в школе немецкий язык, а ребёнку преподают английский, или – родители гуманитарии, и не могут объяснить ребёнку новую тему по информатике), у других – нет на это способностей, времени, да и желания тоже. Ведь многие родители заранее планируют, как провести выходные, и, зачастую, в эти планы совсем не входит разъяснение ребёнку пропущенной им в субботу темы. И иногда решают такую возникшую проблему просто – запрещают своему ребёнку ходить на Олимпиады, дабы не пропускать уроки…

Заметьте, это я говорю про школьников, имеющие высокие показатели по успеваемости и стремящиеся улучшить их, участвуя в этих самых Олимпиадах. И, обычно, родители таких школьников достаточно серьёзно, ответственно и добросовестно стараются им в этом помочь. В отличие от незаменимых чиновников…

двойной клик - редактировать изображение

Но когда все вышеперечисленные способы избежать дилеммы «Уроки – Олимпиада» не срабатывают, ученик – к всеобщему удивлению тех же учителей и чиновников (зверёк подкрался незаметно) – начинает понижать свою успеваемость, переходит из «отличников» в «хорошисты» или даже в «троечники». А это совсем не хорошо сказывается на детской психике – в частности, и на детском здоровье – вообще… А про становление Личности и вообще говорить не приходится…

А надо было всего лишь – перенести все эти Олимпиады либо на воскресное время, либо – на каникулярное. И – нет проблем ни с успеваемостью, ни с посещением уроков, ни с головной учительской болью… Но – «Жираф большой, ему видней», как пел в своё время В.С.Высоцкий.

Вот из-за таких «жирафов» в системе образования у детей исподволь и отбивается охота и учится, и стремиться к новым знаниям. Получается, что эти чиновники из отделов образования, а, может – я не удивлюсь – даже и из министерства, сознательно стараются сделать из наших детей не творческих саморазвивающихся и ставящих перед собой большие цели людей будущего, а серых среднестатических бездумных потребителей, привыкших всегда к собственному болоту, и не желающих никаких перемен…

двойной клик - редактировать изображение

И – последнее. Ученик, участвуя в таких Олимпиадах, зачастую защищает – как самый настоящий боец – честь своего класса, школы, города или района. Как те же спортсмены на Олимпиадах – честь своей Родины… И тоже (но не так же!), как и те самые спортсмены-олимпийцы, получает награды. Диплом или Грамоту, которые продаются в любом отделе канцтоваров, и какую-нибудь совсем необременительную для кармана того же ГорОНО безделушку – в основном, обычную шариковую авторучку. Я вот думаю: если бы всем нашим чемпионам вручали тоже авторучки – пусть, например, не одну, а целую пачку или коробку – вряд ли они в дальнейшем с тем же напором, старанием и рвением шли к следующим своим рекордам… Вы бы шли?

Мне возразят: а вот в СССР награждали так же скромно, но люди старались, шли от рекорда к рекорду, от достижения к достижению. Да – старались, да – шли. Потому что видели к себе совсем не равнодушно-наплевательское, скупердяйское и жлобское отношение. Потому что Грамота в СССР была намного бОльшим, чем лист плотной разрисованной бумаги из отдела канцтоваров. Потому что хотя бы само вручение тех же грамот и наград обставлялось так, как сейчас обставляется чествование наших спортсменов-чемпионов – в соответствующей обстановке, с присутствием большого числа людей, с проникновенными речами, с фотографированием и т.п. действами…

Но на всё это нужны не только некоторые, совсем не большие, суммы денег, но и то, что принято называть Душой, которую вкладывают в само Дело. Каждый, кому это Дело «по Душе». Кто за это Дело «болеет Душой». А не имеет его ради денег, должности и преференций…

Мне кажется, в Министерстве Образования должны, наконец, задуматься: кого они хотят выучить в школах – Творческую Личность или Потребителя? И где взять для своих чиновников ту невидимую, но такую необходимую часть любого Человека – Душу? Пока – не поздно…

А, может – уже поздно?

1.0x