Авторский блог Георгий Коларов 13:56 10 августа 2014

Будущее кубинской революции

Специфика кубинской революции состоит в том, что на первом этапе она была национально-освободительной, а на втором – социалистической. Ее успешное развитие дает повод Фиделю Кастро заявить: «Не знал раньше то, что так хорошо развиваются в нашем климате марксистско-ленинские идеи». Кубинская революция показывает, что возможно объединить для борьбы за социальную справедливость и впоследствии для социального преобразования огромное большинство народа, как пролетариат и крестьянство, так и средние слои и часть национальной буржуазии. Она доказывает, что буржуазия может принять участие в революционном процессе, но не может его возглавить и направить.
2

Знаменательное путешествие президента РФ Владимира Путина по Латинской Америке началось на Кубе. Это была дань уважения к престарелым вождям Кубинской Революции – братьям Кастро, которые в самом разгаре «Холодной войны» стали верными союзниками советских руководителей в глобальном противостоянии с США и НАТО. В Гаване руководители обоих государств, традиционным образом, подтвердили союзные отношения и чувства крепкой дружбы и взаимной симпатии.

Специфика кубинской революции (началу которой 26 июля исполнился 61 год, в январе 2014 года отметила 55-ю годовщину победы, а в феврале - 52 лет блокады со стороны США) состоит в том, что на первом этапе она была национально-освободительной, а на втором – социалистической. Ее успешное развитие дает повод Фиделю Кастро заявить: «Не знал раньше то, что так хорошо развиваются в нашем климате марксистско-ленинские идеи». Кубинская революция показывает, что возможно объединить для борьбы за социальную справедливость и впоследствии для социального преобразования огромное большинство народа, как пролетариат и крестьянство, так и средние слои и часть национальной буржуазии. Она доказывает, что буржуазия может принять участие в революционном процессе, но не может его возглавить и направить.

Куба стала ключевым фактором во внешней политике Вашингтона. Чтобы упустить Гаваны, из под своего влияния, американский истеблишмент был готов на все. США боялись, прежде всего, примером, который Кубинская революция подавала другим латиноамериканским странам. Тогда еще никто в мире не смел оспаривать их статус «заднего подворья» США.

Победа Кубинской революции предопределена двумя факторами – внутренним и внешним. Внешний фактор – это существовавший СССР и социальная система, которая помешала попыткам США задушить ее и восстановить старый режим. В решающий момент советское руководство вступается за Кубу, ставя мир на грань третьей мировой войны, но не позволяет осуществить североамериканское вмешательство.

Кубинский ракетный кризис поставил мир на грани Третьей мировой войны. Это был не только один из самых опасных моментов в истории человечества, но и также одна из самых исследуемых проблем в сфере политологии, международных отношениях и военной науки. Общее мнение состоит в том, что и Никита Хрущев, и Джон Кеннеди заблуждались, думая что контролируют процесс вооружения и перемещения своих войск. Их заблуждения стали понятны всему миру, когда всего за несколько дней весь мир оказался накануне ядерной катастрофы в конце октября 1962г.

Просоветская Народно-социалистическая партия осталась в большой степени в стороне от события и, можно даже сказать, что ее опоздавшее присоединение к революционному процессу впоследствии явилось компромиссом со стороны Фиделя Кастро и реверансом в сторону КПСС и СССР. Этот реверанс был нужен для того, чтобы до конца убедить советское руководство, что оно имеет в лице Кубы верного стратегического союзника. Североамериканские правящие круги и монополии объяты ужасом перед неизбежными изменениями в Латинской Америке, начало которых положила Кубинская революция. Гегемония США на субконтиненте была под реальной угрозой. Ради этого антикоммунизм в североамериканской внешней политике приобретает специфическую антикубинскую направленность. В своей политике в отношении Кубы США преследуют две основные цели:

Дискредитация революции вообще и специально перед латиноамериканскими народами, которые оказались перед теми же проблемами, что и кубинский народ. Подготовка идеологической и психологической почвы для организации и проведения экономических, политических, дипломатических и военных акций, направленных против Кубы.

С целью ограничения влияния Кубинской революции в США разработана концепция «мирной регулируемой революции», которую нужно провести с помощью программы «Союз ради прогресса», принятой во времена правления Кеннеди в 1961 году. Однако, хотя в других латиноамериканских странах эта программа находит внутреннюю поддержку, на Кубе этого не случится. Основная причина в том, что, прежде всего, кубинская революция – это национальная революция с самого начала до настоящего момента вопреки тому, что известный исследователь Латинской Америки Нельсон Амаро Виктория делит ее на 4 этапа: демократическая, гуманистическая, социальная, марксистско-ленинская. Характерно для нее то, что национальное сочетается с социальным очень успешно. Кубинская революция оказывает очень решительное влияние, как  на левое крыло местных националистических партий, так и на латиноамериканские ленинские партии. Общее для двух видов партий – анти-империализм. Идеология кубинской революции представляет успешный специфичный синтез двух идеологий – национально-революционной и ленинской. Они сначала представляют собой мелкобуржуазное национальное движение, институциализированное в левом крыле Ортодоксальной партии бывшего президента Грау Сан-Мартина. Однако очень рано руководство движения вынуждено разорвать с его правым крылом и с частью национальной буржуазии, противостоящей диктатуре Батисты. В конце концов, Батиста был повержен и убежал, украв 424 миллиона долларов в золоте и в купюрах и, таким образом, резко понизил стоимость кубинского песо. Экономика страны стала полностью беззащитной перед диктатом североамериканских банков. В условиях тотальной финансово-экономической, технологической, транспортной, политической и дипломатической блокады, организованной США, Фидель Кастро не имел другого выбора, кроме принятия помощи от СССР и его союзников и западных и латиноамериканских стран, которые вопреки атаке и шантажу поддерживают свои отношения с Кубой.

В латиноамериканских странах, которые участвуют в блокаде, Куба поддерживает различные левоцентристские и марксистские партизанские движения, а также такие, программа которых основана, прежде всего, на идеологии Фиделя Кастро и Че Гевары.

Кубинская революция ознаменовала начало нового этапа в историческом развитии латиноамериканского региона. Имея в качестве предшественниц гватемальскую и боливийскую революции, она прекращает несправедливую социальную практику и определяет в большей степени содержание будущего политического развития Латинской Америки. В ней концентрируется собранный опыт народного сопротивления субконтинента от 30-х и до 50-х годов.

Свои политические и идеологические позиции Фидель Кастро раскрывает в своей знаменитой речи «История меня оправдает». Эта речь долгое время воспринимается как творческое развитие марксизма-ленинизма, но на практике это совсем новое отношение к самым острым социальным проблемам, известное как «фиделизм» или «кастризм». Его действительно, скорее, можно определить как утопический коммунизм, чем как марксизм-ленинизм. В своей речи Кастро приводит статистические данные и доказывает, что при более справедливой общественной системе Куба могла обеспечить благоденствие всех своих граждан и быстро устранить навсегда бедность, социальное неравенство и контрасты. По его мнению, это может быть, если будет экспроприирована собственная олигархия и североамериканская недвижимость. Идеология движения с этого времени сводится к пяти революционным законам, объявленным по радио после битвы у Монкады:

Первый революционный закон возвращает народу суверенитет и провозглашает Конституцию 1940 года самым высшим государственным законом, если народ не решит изменить его и заменить другим. Второй закон передает землю в неоспоримую, без права передачи, собственность всем арендаторам и субарендаторам. Третий революционный закон предоставляет право рабочим и крестьянам участвовать в 30 % прибыли на всех промышленных предприятиях, включая сахарные заводы. Четвертый революционный закон предоставляет право всем получать 5 % от прибыли завода, на котором работают. Пятый революционный закон предвидит конфискацию имущества спекулянтов и членов их семей. Эту конфискацию следует проводить специальными судами, с широкими полномочиями для вмешательства в работу компаний. Кроме этого, провозглашено, что Куба будет проводить политику солидарности со всеми демократическими странами континента и что политические эмигранты найдут на ней убежище. Объявлено, что «Куба станет бастионом свободы, а не звеном из цепи деспотизма» ( За предоставленное убежище, выдающийся деятель компартии США и мирового коммунистического Анджела Дейвис, высказала Фиделю Кастро свою глубокую признательность).

С объявлением ее социального характера кубинская революция входит во второй этап своего развития. После того как решает свои национально-освободительные цели и задачи, она обращается к социальным проблемам. Такие есть в изобилии у социальных классов и слоев – движущих сил революции. Это рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенты, а также мелкие собственники, предприниматели, торговцы. 13 марта они группируются в три организации, поддерживающие революцию: «Движение «26 июля», Народно-социалистическая партия и Революционный директорат. В первой представлены, прежде всего, крестьяне, во второй – рабочие, в третьей – студенты. Потом стихийно были созданы «Комитеты защиты революции». 28 сентября 1960г. Фидель Кастро рассказывал на митинге о своей работе на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Во времени его выступления, рядом взорвались две бомбы. Он сразу заявил, что кубинцы создадут систему коллективной бдительности, а потом уточнил, что это будут «Комитеты революционной бдительности». Потом стали называться «Комитеты защиты революции». В них входило большинство населения. Уже в 1969г. они действовали в каждом населенном пункте на острове, дополняя деятельность остальных трех революционных организаций. 

Еще в первые годы после революции различия между ними начинают быстро бледнеть, а взаимодействие становится всеохватывающим.

Тем временем и Фидель Кастро начинает ориентироваться на ленинский вариант марксизма и на СССР. Его связь с советским руководством, от которого он становится зависимым все в большей степени, вынуждает его интерпретировать свои идеалы социальной справедливости и народовластия в свете тогдашней официальной идеологии мировой социалистической системы (другого выхода у него нет, поскольку советское руководство решает поставлять ему горючее и все остальное, необходимое для развития экономики, практически бесплатно и покупать сахар и цитрусы по преференциальным ценам). Это происходит вопреки его желанию создать «независимую экономику, и вести независимую политику, которая покончит с безработицей, невежеством, нищетой, бедностью, бескультурьем, болезнями, с этим грустным положением в котором находится большинство  нашего народа».

Неслучайно кубинцы заявляют, что они прежде всего «фиделисты», а после этого коммунисты. Специфика «фиделизма» или «кастризма» состоит в следующей мысли его носителя: «Мы должны выбрать, между тем, остаться под рабством, терпеть эксплуатацию, примириться с наглостью империалистов, терпеть и дальше тут посланцев янки, которые бы продолжали командовать, держать и дальше нашу страну в состоянии нищеты, в которой она пребывает, или осуществить антиимпериалистическую революцию, осуществить социалистическую революцию». Кстати, первыми законами нового правительства была отменена расовая сегрегация в городах, занесенная на остров именно янки.

Фидель Кастро сочетает социалистическую альтернативу с национальным суверенитетом и с противопоставлением североамериканской агрессии. Он выкорчевал расизм со всех сфер жизни, в том числе, с экономической, и таким образом, сделал свою страну более привлекательной для черного населения, чем США, где в эти годы имел место бунт черной общины, во главе с «Черными пантерами» и компартии США.

После того, как он освобождается от своих соперников Умберто Матоса и Анибала Ескаланте, Фидель Кастро приступает к созданию гомогенной политической организации. По его мнению, «нельзя сделать революцию, нельзя двигать ее вперед без крепкой дисциплинированной организации». После продолжительной подготовки в мае 1963 года объединенные революционные организации преобразованы в Единую партию социалистической революции, которая первого октября 1963 года переименована в Кубинскую коммунистическую партию, с центральным комитетом, политбюро и секретариатом. Первым секретарем избран Фидель Кастро, а вторым – Рауль Кастро.

В то же время проясняется концепция Фиделя Кастро для однопартийной системы управления. Ее сущность выражена в следующей его сентенции: «Идеальная и самая современная система […] для управления страны, система, которая, между прочим, не претендует на вечность, а переходная, как переходные этапы, через которые она призвана историей вести страну, – это система одной революции, организованной на демократичной основе партии, действующая в соответствии с принципом коллективного руководства».

Фидель Кастро видит функции партии следующим образом: «Она (партия) направляет работу во всех звеньях, но не управляет всеми звеньями. Она формирует революционное сознание масс, она воспитывает массы в духе идей социализма и коммунизма, призывая массы к труду».

В конце 60-х годов и в начале 70-х в Латинской Америке развиваются два противоречивых процесса. С одной стороны, Фидель Кастро укрепляет свои внутренние позиции (после того как уничтожает своих возможных соперников) и до известной степени ставит экономику на ноги с помощью старого экономического эксперта Народно-социалистической партии -  Карлоса Рафаэля Родригеса и советских специалистов (вопреки тому, что, включая Кубу в систему СЭВ по «международному разделению труда», именно они заложат основу экономического кризиса в стране в начале 90-х). Карлос Рафаэль Родригес принимает руководство экономикой после ухода Че Гевары, который настаивал, прежде всего на изменение сознания рабочих.

С другой стороны, партизанское движение и городские боевики терпят неудачи в большинстве латиноамериканских стран. Одновременно в Чили Блок народного единства идет к власти через выборы. Фидель Кастро понимает, что нужны изменения в стратегии и тактике революции. В сущности он очень давно был готов для этих изменений, но до этого момента не мог их объявить и сделать. Причина известна. Это было различие с Че Геварой. После смерти Че Гевары и победы Альенде приходит это время. Во время своего посещения Чили, в своей речи в Сантьяго, Фидель Кастро заявляет следующее «Сектантство, догматизм, недостаточная широта взглядов, не позволяющие проанализировать роль всех социальных слоев населения, всех партий, организаций и их руководителей, мешают необходимому объединению действующих демократических и прогрессивных сил наших народов. Это болезни роста».

По существу эта речь кубинского руководителя программная. Она ставит границу между двумя фазами в развитии кубинской революции и отношением ее лидеров к миру: идеализм и реализм. Переход между двумя фазами стал возможным, так как главного последовательного идеалиста, с самой безупречной биографией, Че Гевары (который хотел менять сознание, путем организации добровольного бесплатного труда) уже нет.

Вопреки мощи СССР и СЭВ экономические проблемы начинают оказывать очень большое давление на кубинское руководство. Фидель Кастро вынужден признать, что «развивать страну и строить социальную жизнь труднее, чем выиграть революционную войну. Последняя работа для нескольких лет, первая – задача для долгих десятилетий». И действительно, военным победам в стране и за границей сопутствуют экономические катастрофы. Провал «большого прыжка» (попытка достичь 10 000 000 тонн сахара в год), случившийся в результате необдуманных краткосрочных кредитов, довел до разрыва переговоров с «Парижским клубом». В то же время Куба помогает 28 другим странам экономически и технически, и кубинские специалисты работают у них безвозмездно. Тем из них, кто включен в военные конфликты – внутренние, международные, оказывается решительная военная помощь, которая дополнительно загружает экономику страны. Но ее политический авторитет растет неимоверно,  вследствие чего Куба избрана в 1977 году председателем Движения неприсоединившихся стран, а через 10 лет – как непостоянный член Совета Безопасности ООН.  Тогда Фидель Кастро приобретает новых союзников в Центральной Америке, где революционный процесс в самом разгаре. В Никарагуа побеждает Сандинистская революция. В Гренаде после переворота к власти придет Морис Бишоп, накануне победы и ФНО «Фарабундо Марти» в Сальвадоре.

Экономический кризис в стране углубляется еще больше. Кубинское руководство делится со своими соратниками, что «мы катимся по наклонной плоскости в моральном плане, со всеми вытекающими из этого экономическими и политическими последствиями».

В 1985 года Фидель Кастро берет в свои руки руководство экономикой и на III конгрессе ККП выбирает курс «ректификации» – исправление ошибок. Он реанимирует экономические идеи Че Гевары о государственном планировании и распределении. Одновременно наступает фатальное для развития страны событие – в СССР к власти приходит Михаил Горбачев. Ректификация совпадает с перестройкой.       

Ректификация направлена, прежде всего, на отбрасывание приоритета товарно-денежных отношений в экономике и возвышение моральных ценностей. Ее цель – возвращение моральных стимулов и добровольного труда и выталкивание материального на второй план, чтобы сознание преодолело стремление к вознаграждению и потреблению. Именно это соотношение положено в основу новых планов для социально-экономического развития. Тут отражена главная роль коммунистической партии в построении и переориентации мировоззрения и системы ценностей кубинцев. Навязывание материальных стимулов воспринимается как отступление от целей и идеалов кубинской революции.

Вина за это возложена на другие социалистические страны, с которых была механически скопирована общественная модель. Установлено, что хозяйственная система была введена в деформированном виде, с ослабленными отчетом, контролем и финансовой дисциплиной. Она не только не решила ряда проблем, но и создала новые. Сделан вывод, что экономическую эффективность нужно будет достигнуть только ростом сознания. Было сделано предупреждение, что идеи Че Гевары не нужно прилагать механически, а наоборот, нужно будет их актуализировать сообразно новым экономическим и политическим реальностям. Поставлен вопрос, как молодые люди могут почувствовать себя хозяевами страны. Указано, что, к сожалению, марксизм-ленинизм сильно отстает в осмыслении проблем современной социальной стратификации, в то время как кубинская революция постоянно вносит в практику социологии что-то новое и оригинальное. Выражается уверенность, что она может развиваться успешно одна, если следует своему строго специфическому пути в соответствии с национальными традициями страны. В качестве основных целей перед «ректификацией» поставлены одновременное формирование коммунистического сознания и построение материально-технической базы социализма. Одновременно выражается поддержка перестройке и отбрасывается ее механическое приложение на Кубе, так как условия в двух странах совершенно разные.

В 1989 года коренным образом изменяются внешние условия для развития страны. Политические процессы в Восточной Европе лишают Кубу исключительно важных политических и экономических партнеров. Они перестают покупать сахар, приостанавливают торговлю почти полностью, прекращают поставки нефти, технологий и запчастей для них. С этого момента стране нужно рассчитывать прежде всего на себя. Когда все это полностью выясняется, Фидель Кастро произносит 7 декабря 1989 года речь, которую по своей сущности тоже можно назвать программной. В ней он первый раз признает что «к преступной блокаде капитализма сейчас добавляется и возникший в социалистических странах кризис, от которого можем ожидать только отрицательные последствия для нашей экономики», и выражает свое мнение, что процесс дестабилизации в социалистических странах ускорен из-за допущенных ошибок в сочетании с систематическим разрушением социалистических ценностей, поэтому недовольные массы ориентируются на капитализм и антикоммунизм. Фидель Кастро первый из коммунистических руководителей констатирует, что социалистический лагерь и Варшавский договор уже не существуют. Он утверждает, что на Кубе изменения ограничатся процессом «ректификации», и подчеркивает, что она невозможна без «сильной», дисциплинированной и пользующейся уважением партии».

Через месяц после этой речи в Кубе вводится новый термин – «особый период в мирное время». Это означает прекращение поставок для Кубы из СССР и Восточной Европы.

Страна готовится выжить в экстремальных условиях, включая и военный конфликт. Одновременно начинается укрепление уже созданной оси Гавана – Пхеньян – Тирана - Ханой (впоследствии Тирана отпала). Ново-созданный союз имеет в лице Китая могущественного гаранта. Азиатский гигант превращается во второго по важности торгового партнера Кубы. Сильный толчок получает ориентация на Третий мир. Она находит теплый прием, так как Фидель Кастро завоевал большой авторитет со своим предложением аннулировать внешний долг в 1985 году. Он развивал эту идею 2 года до того, как сделал арифметическое заключение, что этого долга выплатить нельзя. Его анализы о влиянии долга на экономику стран Третьего мира, о его политическом и социальном отражении, о его большом влиянии на международные отношения, о его значении для единой политики латиноамериканских стран оказались очень дальновидными и со временем доказали свою правоту. Таким образом, Куба приобрела еще больший авторитет в странах Третьего мира.

На конференции Движения неприсоединения в Гаване в 2006г. (Куба была избрана Председателем этого движения, со 118 государствами-членами) многие латиноамериканские политики видят в кубинском режиме средство нейтрализации влияния США. По этой причине Бразилия, Аргентина, Мексика, другие латиноамериканские страны  и даже Испания продолжают кредитировать кубинскую экономику. Стратегические отношения были тогда установлены как с режимом Саддама Хусейна, так и с Аятоллой Хомейни в Иране на основе антиамериканизма. Фидель Кастро все упорнее пытается внушить кубинскому народу чувство исторической предопределенности революционных событий. Это единственный способ, чтобы кубинцы двигались с открытым лицом и в полном сознании к трудностям и лишениям, которые их ждут. Только такая мотивация может настроить целое общество к добровольным страданиям. Тут раскрывается психологическая связь с католицизмом, который утверждает, что спасение достигается через страдание, а самонаказание – самый хороший способ для внутреннего очищения. Ясно, что испанская католическая традиция, заложенная глубоко в психику кубинца, делает его особенно подходящим для подобной миссии.

В октябре 1991 года проводится IV съезд Кубинской коммунистической партии. Она оказывается в растущей изоляции в мире. Иранский режим нейтрализован на долгое время. В Албании наследники Энвера Ходжи теряют власть. В КНДР политическая летаргия Ким Ир Сена продолжает вести к изоляции от мира.

И самое главное: в СССР после безуспешной попытки переворота правые головокружительно быстро пробиваются к власти. Одновременно два союзника Фиделя Кастро, – Даниель Ортега и Мануэль Нориега, - теряют власть (хотя первый потом вернулся).

В своей речи на съезде Фидель Кастро заявляет, что Куба окружена «океаном капитализма». Признавая бесспорный факт, что СССР находится перед неизбежной дезинтеграцией, он указывает на главное направление кубинской внешней политики – приоритетное развитие отношений с бывшими советскими республиками. Одновременно с этим подчеркивается, что именно «перестройка» является причиной распада СССР и уничтожения социалистического лагеря. Указывается на полное несоответствие между целями, которые перестройка сама себе поставила, и результатами, до которых она довела. На этом фоне анализируется кубинская «ректификация», перед которой стоят те же задачи, но впоследствии она развивается в направлении, абсолютно противоположном «перестройке». Указывается, что для Кубы альтернативы «ректификации» нет. Другой путь доведет до падения на колени перед США, которые в наилучшем случае обратят страну в новое Пуэрто- Рико или Майами. Проводится сравнение между брежневской «доктриной ограниченного суверенитета» и «новым мировым порядком», навязанным североамериканцами, и подчеркивается, что Куба не подчинится ему никогда.

С первых месяцев после конгресса датируется и утверждение, что «демократия в нашей стране самая большая в мире». Одним из самых важных доказательств этого считается выбор кандидата в депутаты из народа. Кандидатов выбирают на общем собрании после продолжительного обсуждения, впоследствии голосуют списком, составленным из них. Если кто-то не получит 51 % – то он не избирается. Это относится к депутатам в общинных советах. Впоследствии они выбирают между собой депутатов в Национальное собрание, которые подлежат таким же образом общенародному голосованию. Сам Фидель Кастро утверждает, «что подобная электоральная процедура не существует ни в одной социалистической и ни в одной капиталистической стране». По его мнению, демократия в государстве с многопартийной системой фальшива, так как там все предварительно решено в результате закулисных махинаций. «Народ не решает, решают партии», - утверждает он. Фидель Кастро – противник избрания через народное голосование главы государства. Также он не одобряет выборы первого партийного руководителя съездом. Считает, что таким образом они располагают чересчур большой властью и неподотчетны парламенту, соответственно, перед ЦК. Это обозначает их несменяемость для определенного периода.

Одновременно с утверждением, что кубинская политическая система самая демократичная в мире, Фидель Кастро совсем откровенно обосновывает свои авторитарные убеждения, которые исходят еще от Боливара и Марти. Как подчеркивает хорошо его знающий великий колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес, «Хосе Марти – его ведущий автор, чьи идеи он талантливо применяет в кровопролитии марксистской революции ... его взгляд на будущее Латинской Америки такой же, как у Боливара и Марти, то есть интегральная и автономная община, способная править судьбами мира». Он защищает идеи Боливара о единоличном управлении и объединении бывших испанских и португальских колоний. Он сравнивает реальную историю латиноамериканских стран и возможное развитие объединенной Латинской Америки, которая будет, по его мнению, самым сильным государством в мире, убедительно доказывает преимущества унитаризма и авторитаризма. Политическая идеология Фиделя Кастро на этом этапе в большей степени отражена в изменении Конституции страны и в Избирательном законе.

В Конституции Куба определяется как социальное государство трудящихся, как унитарная и демократическая республика. Статья 5 в ней гласит, что руководящая роль в стране принадлежит КПП, которая определяется как марксистско-ленинская и как мартистская. Утверждается, что у социалистической массовой организации есть свобода образования и деятельности, естественно, если она направлена к строительству, консолидации и защите социалистической державы. По конституции государство гарантирует все права и свободы граждан, включая и свободу вероисповедания. Специальное место в ней нашли антиимпериалистические и интернациональные принципы. Статьи 12 и 13, посвященные им, ясно объявляют латиноамериканскую ориентацию и претензии на индивидуальное место, как среди стран Третьего мира, так и в противопоставлении Соединенным Штатам Америки. Верховным органом власти, которому подчинены все другие, объявляется Национальная Ассамблея народной власти. Она выбирает Государственный и Министерский совет и их председателей (на два поста выбран один человек – Фидель Кастро). Избирательный закон также отражает указанные уже взгляды кубинского лидера по этому вопросу. Фидель Кастро напомнил, что указанный избирательный закон утверждает «принцип бесспорной демократии: народ предлагает и народ выбирает». И народ на самом деле выбрал: 26 ноября 2002 года на выборах в Национальное собрание тайное голосование подтвердило что огромное большинство кубинцев поддерживает социально-политическую систему, предусмотренную этой Конституцией. Это не случайно, потому что, - вопреки проблемам с продовольствием и сбором урожая, стихийных бедствий вследствие ураганов, - в последние годы в стране наблюдается устойчивый экономический рост на 7-8 %, во многом благодаря помощи со стороны левых правительств Латинской Америки, в первую очередь Венесуэлы и Бразилии.

Сотрудничество с Венесуэлой уже приобретает всесторонний характер, как в свое время между Болгарией и Советским союзом. Общие язык, культура и история, близость менталитета и психологии обоих народов и не в последнюю очередь теплые дружеские отношения между руководителями обоих стран привели к тому, что они заключили стратегический союз, направленный против США и продолжают находить новых союзников. Товарообмен между двумя странами уже превысил три миллиарда долларов и поэтому пришлось открывать филиалы кубинских банков в Каракасе и венесуэльских в Гаване. Поставки горючего из Венесуэлы наконец-то решили хронические энергетические проблемы Кубы. Покойный венесуэльский президент Уго Чавес и Фидель Кастро проводили много времени вместе и координировали все свои действия в области экономики, внутренней и внешней политики. Соглашение о стратегическом союзе, которое они подписали в 2004 году стало основой создания так называемой «Боливарианской альтернативы для Латинской Америки».

В сегодняшней ситуации внешняя политика Республики Кубы имеет несколько приоритетов: обеспечение благоприятных условий для развития; продление  пребывания у власти сегодняшней политической элиты; прорыв антикубинского фронта США и западных стран; солидарность со странами Третьего мира и в первую очередь с теми, у кого срабатывают установки, направленные против США; объединение Латинской Америки на основе «Боливарианской альтернативы для Латинской Америки», предложенной покойным Уго Чавесом. Самый новый момент во внешней политике Республики Кубы – это участие в военно-политическом блоке, объединяющем, кроме Кубы, еще и Венесуэлу, Боливию, Никарагуа и Эквадор. Предложение об его создании было сделано опять уже покойным Чавесом, после решения о создании общего банка, который  будет финансировать региональные проекты на территории этих стран.  

Новым моментом в развитии Республики Кубы стала болезнь и официальная отставка Фиделя Кастро со всех руководящих постов в феврале 2008 года. С этого времени страной правит его брат Рауль Кастро. Сам Фидель прочно завоевал свое достойное место в истории Кубы, Латинской Америки и всего мира. Доказательством того, что Фидель Кастро, несмотря на возраст, и далее будет важнейшим политиком Кубы - являлись его регулярные встречи с покойным Чавесом, который специально прилетал в Гавану, чтобы посетить его в больнице. Эти встречи являлись поводом для демонстрации хорошего состояния здоровья Фиделя перед газетами и телевидением. В середине января 2008 года его посетил в больнице и  тогдашний президент Бразилии Луиш Инасиу да Силва - Лула. Встреча была освещена средствами массовой информации. Возможно, именно под влиянием Лулы, Рауль Кастро объявил о проведении в стране социально-экономических реформ, которых многие левые радикалы оценили как “возврат к капитализму”, а их оппоненты – как вынужденные тактические шаги, с целью спасения кубинской революции. Точку в дисскусии о целесообразности реформ поставил сам Фидель Кастро своим заявлением, что “кубинская модель уже не работает даже на Кубе!”

Отход от старой кубинской модели дает возможность братьям Кастро эллегантным образом протолкнуть вперед своего преемника. Пока таким является Мигель Диас Канель. Однако, надо подчеркнуть, что пост преемника братьев в Гаване является довольно опасной позицией. Примеров для этого, более чем достаточно: бывший министр иностранных дел Роберто Робайна продает туристам нарисованные им самым картины в центре Гаваны, у кафедрального собора; его наследник на этом посту Фелипе Перес Роке работает учителем в школе; бывший вице-премьер Карлос Лахе был вынужден вернутся к своей профессии педиатра. Есть и другие примеры.

Как правильно отмечает живущий на Кубе молодой и надежный российский историк Николай Ченцов (автор монографий «Революционная деятельность Эрнесто Че Гевары в 1956-1967гг., коммуникационная стратегия и ее основные направления» и «Куба от штурма казармы Монкада до года героического герильеро. Альтернативы развития»), «у власти до сих пор находится один из братьев Кастро, и, видимо, он никуда не собирается уходить. Он является гарантом стабильности и незыблемости Кубинской Коммунистической Партии, но есть много вопросов о том, кто станет лидером после его ухода на пенсию». Николай Ченцов констатирует, что Куба еще не оправилась от катастрофой, связанной с падением социалистического лагеря, большинство отраслей промышленности не вышли на уровень 1989г. и, более того, работают на 50-70% от него. Он, однако, отмечает быстрое развитие фармакологическое промышленности, экспорт новейших лекарств во многих, как развивающихся, так и развитых стран. По его мнению, главным локомотивом развития экономики должна стать Зона свободной торговли «Мариэль», где кроме России, уже обосновались Китай, Бразилия и Мексика. У этих стран уже подписанные контракты о строительстве своих производств на этой территории, или открытии своих представительств. Визит Владимира Путина должен стать решительным шагом в восстановлении позиций Российской Федерации на Острове Свободы. Опрощение 90% кубинского долга, перенаправление остальных 10% на реализацию социальных программ, инвестиции в добыче нефти и цветных металлов, вместе с размещением элементов ГЛОНАСС и доставками современного оружия для кубинских вооруженных сил, являются укреплением геополитических позиций Москвы в Западном Полушарии и возвращением в Гавану, в качестве форпоста в Латинской Америке. 

„Образ Фиделя Кастро сохраняет свою социальную значимость для миллионов людей во всех уголках мира, где приходится сталкиваться с агрессией могущественных стран, экономической блокадой, чрезвычайными обстоятельствами жизни, казалось бы непреодолимыми трудностями“.

„Лидерство Фиделя Кастро как влияние имеет особенности. Оно продолжается 57 лет, т.е. является постоянным и, несмотря на отход от власти, охватывает всю социальную общность, опирается не на применение силы, а на авторитет. Это влияние носит авторитетный характер...Фидель Кастро заслужил доверие многих народов, борющихся за свою независимость. История действительно его оправдала“. («Россия-Куба.50 лет.»)

 


Комментарии Написать свой комментарий
11 августа 2014 в 12:50

Натяжки... Куба привержена социализму. Рано хороните. А сдуру можно и хрен сломать...

13 августа 2014 в 12:28

Самостоятельность маленькой страны требует социальной справедливости