Авторский блог Георгий Судовцев 19:17 12 сентября 2019

Босх в помощь

новая книга Юрия Полякова о гормональных либералах и безродных патриотах

Юрий ПОЛЯКОВ. Босх в помощь! О гормональных либералах и безродных патриотах. — М.: Книжный мир, 2019. — 544 с.

Автор этой книги, как всегда, верен себе — ярким образом, острым словом, точной метафорой он вскрывает внутреннюю сущность и взаимосвязь разных явлений и процессов нашей жизни. В специальном предисловии к данному изданию Юрий Михайлович Поляков обещает читателям свои "эссе, статьи и интервью за последние три года", а в действительности книга собрала (учитывая последний раздел, названный "Актуальный архив" и, похоже, добавленный туда в последний момент для большей "увесистости") его произведения почти за 30 лет: с 1988 по июль 2019 года, и некоторые из них, похоже, опубликованы впервые (если не считать "интернет-публикации") — например, ответ на чернящее автора письмо "вахтанговцев" накануне президентских выборов 2000 года… Но — самое главное для изданий такого рода! — возникает некая "критическая масса смыслов", которая отсутствует при чтении отдельных текстов в разных источниках и в разное время.

Похоже, если раньше писатель воспринимал людей (и создавал героев) как своего рода милых безумцев, то сейчас эпитет "милый" — во всяком случае, для его публицистики — уже вряд ли применим. Так что появление Босха вместо Бога в названии этой книги — вовсе не тот случай, когда "ради красного словца не пожалеют и отца". Поляков становится всё более мизантропичен. Это — не возраст. Это — опыт. Что, собственно, одно и то же. Впрочем, писатель и ранее не обольщался насчёт людей и человеческой природы. А известный медицинский афоризм о том, что психически нормальных, без всяких отклонений, людей среди нас не больше 10% оспаривал по причине его запредельной оптимистичности. Но тут уже достигнута "критическая масса"…

Весьма показательно с этой точки зрения описание им советского общества "позднеперестроечного" периода. "В мае 1988-го Сергей Снежкин "для поддержания штанов" выдал нам копию ещё не допущенного в прокат фильма "ЧП районного масштаба". С консультантом ленты Валерой Павловым, в прошлом комсомольским работником, и актёром Виталием Усановым, исполнившим роль заворга Чеснокова, мы поехали "бомбить" Астрахань. Фильм крутили в центральном кинотеатре целую неделю по шесть раз в день, но зал всякий раз был забит до отказа, а к кассе стояла гигантская очередь. Мы выступали перед каждым сеансом, да ещё в конце отвечали на записки зрителей, кипящих от гнева, причём, одни негодовали на "прогнивший комсомол", а другие — на нас, съёмочную группу, оболгавшую "верного помощника партии". Впрочем, вопросы, даже очень сердитые, не сильно отличались друг от друга, и наши ответы тоже разнообразием не страдали. От нервного перенапряжения и постоянного повторения одних и тех же слов в последний день с нами на сцене случилась самая настоящая истерика… Зато я вернулся в Москву с двенадцатью тысячами в полиэтиленовом пакете… Страна катилась к гиперинфляции…"

Или когда Поляков описывает реакцию читателей на свою повесть "Небо падших" — "историю несчастного Зайчугана и коварной Катерины": "После раздачи автографов... кто-то из читателей обычно отводил меня в сторону и, пытливо глядя мне в глаза, интересовался, откуда я в таких подробностях знаю историю его шалопутной секретарши. Среди тех, кто вопрошал, был, между прочим, даже бывший премьер-министр…" Люди — они такие люди. Да, единственные и неповторимые — но только для себя. А "en masse" — как на картинах Босха.

Хотя Брейгель тоже иногда проглядывает. Но всё реже и реже. Да посмотреть хотя бы на тот же украинский "евромайдан" — там что, в особой генетике, культуре, или в психотропном "чаёчке" дело? Ничего подобного. "Россия и Украина похожи друг на друга, как две бутылки минеральной воды. Только одна — без газа". Да и та, что "с газом", недалеко ушла — посмотрите хотя бы кадры с недавних акций "соболиной" оппозиции в Москве. Ну, другие флаги, фамилии на плакатах и лица пока "en masse" без "балаклав". Но это же — "прикид по погоде", а внутренняя психологическая суть везде и всегда одна и та же. И это — не лечится. Потому что это — не болезнь. Это — наша человеческая природа. Что, собственно, одно и то же…

Юрий Поляков ничуть не противится оксюморонному определению своего творчества как "гротескного реализма". И, как всякий настоящий писатель, пишет только для себя. Или для Бога в себе. В крайнем случае — для Босха. Правда, с неизменным вот уже тридцать с лишним лет читательским успехом.

1.0x