Переворот в сознании начинается с отрицания отжившего представления об истине. Он поначалу принимается за ересь. Постепенно становится предметом обсуждения, обрастает сторонниками. А в итоге (не всегда, конечно) превращается в истину. После чего ждёт, порой столетиями, пока новая истина не попытается прийти на смену.
То, что сегодня происходит в религиозном сознании, можно охарактеризовать предпосылками переворота. Ибо оно не всегда соответствует божественным установлениям ведущих вероисповеданий. Хуже того, зачастую является их омерзительным извращением. Нет конца раздорам, связанным с женским священнослужением, гендерными проблемами. Умножились христианско-церковный, внутриисламский и внутрииудейский расколы. Ожили яростные споры по поводу экуменизма. Духовные наставники бьют тревогу, паства волнуется и впадает в конфронтацию с оппонентами.
Будучи воцерковлённым православным, я чту многих мыслителей, иерархов, авторов замечательных богословских трудов. Пространные рассуждения о "воспитании высоконравственной личности" давно набили оскомину, но это остаётся главным условием подготовки к жизни вечной человека в период его бренного существования.
Таинства и лабиринты сего процесса насыщены пристрастиями и подходами как плодотворными, так и бесцельно суетными, нередко сопровождающимися жестокими столкновениями. Традиционные мировые религии изначально стимулировали рост самосознания народа, укрепляли его государственность, развивали культуру, несли добро. Не странно ли, что одновременно они плодили зло и многие беды? Тщательный анализ выявляет одну из базовых причин парадокса: открытое либо скрытое, но неизменное противостояние религий, начиная с их языческих ипостасей и кончая нынешней монотеистической доминантой.
Как избавить общество от непримиримости, кровавых конфликтов, которые освящаются верой во вселюбящего и всепрощающего Бога? Исследования неоднократно заводили в тупик не только меня. Учёные мужи: православные, католики, протестанты, сунниты, шииты, буддисты, иудаисты за века усердного служения Всевышнему не смогли продвинуться дальше отдельных случаев терпимости к иноверцам и межрелигиозного диалога.
Жизнь, лишённая надлежащего духовного содержания, не в состоянии помочь усвоить уроки истории. Человечество пережило две мировые войны и неуклонно сползает к следующей. Экономические кризисы, обнищание, голод, насилие, наркомания, терроризм и другая бесовщина обрушились на нашу некогда общую державу и воистину шагают по планете! Нет нужды перечислять факты, вселяющие в людей пессимизм и отчаяние. Лишь подчеркну, что терроризм подпитывается разногласиями, в том числе религиозными.
Налицо типичное для современной действительности расчеловечивание. Разве этого хотели Андрей Первозванный и святая Нино, которые на заре новой эры принесли в Грузию свет учения Иисуса Христа? Разве об этом мечтали другие подвижники христианства, буддизма, ислама, распространявшие в землях и народах откровения свыше? Разве не требуется для нынешнего сознания переворот наподобие того, который когда-то был совершён ими?
Я против рассматривания означенной темы с позиций радикального атеизма или его антипода — религиозного фанатизма. Это непродуктивно и просто опасно. Вместе с тем, реальность такова, что всякий теолог трудится во благо, прежде всего, своей религии. Вроде бы это естественно. Но тогда он не может быть объективным по отношению к другим религиям. Взгляды даже наиболее гуманистических служителей культа зиждутся на безоговорочном убеждении, что только догмы их вероучения суть истинные. Из этого исходит экуменизм, хотя его проповедники никогда не признаются в своём тяготении к одной-единственной религии.
Говоря об экуменизме, нельзя не отметить его изначальной ущербности, вытекавшей из идеи всехристианского единства. А как быть с нехристианами? Многовековые экуменические усилия дали нулевой результат, невзирая на позднейшие предложения о слияния христианства, ислама, иудаизма, буддизма в русле единой мировой религии. Несбыточный, никчёмный план!
Традиционные верования служат идее единого Бога, руководствуются принципом "не делай другому того, чего сам себе не сделаешь", прочими универсальными в своём благородстве постулатами, однако сплошь и рядом враждуют друг с другом. "Бог на нашей стороне", — уверены их адепты, и, по моему мнению, здесь корень зла.
Изучая религиозные трактаты, встречаясь с носителями разной веры, я старался нащупать струну, которая отзовётся единым звуком в душе каждого. Большую роль в открывшемся мне знании сыграли беседы с такими религиозными лидерами, как Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Русской православной церкви Никон, председатель Центрального духовного управления мусульман России, Верховный муфтий Талгат Таджуддин, один из представителей Далай-ламы в России, доктор философии Геше Джампа Тинлей, ординарий Апостольской администратуры Кавказа, католический епископ Джузеппе Пазотто, раввин Большой синагоги в Тбилиси Рахамим Мурдухашвили.
В то же время смею утверждать: никакой авторитет не должен господствовать над здравым смыслом, напротив, здравый смысл должен господствовать над авторитетом. Вера в единого Творца не избавляет от вопроса: почему произошло разделение религий? У меня это было своего рода озарением — плодом упорной учёбы и размышлений, когда ответ обнаружился. Он у истоков зарождения монотеистических верований и гласит: потому что так угодно Богу. Некоторые считают, что совершено судьбоносное открытие. Я же оцениваю свой вывод скромнее — в качестве посильного личного вклада в победу горнего над дольним.
"Разделяй и властвуй" — излюбленный метод политиков. Прозаическое объяснение и использование метода заслонило от нас волю Создателя, который применил его согласно высшему замыслу своему задолго до мирского мелкострастия.
Кто-то однажды впал в гордыню и принялся воздвигать вавилонскую башню, бросая вызов Богу. В наказание Он разрушил башню, смешал языки горе-строителей, разбросав их по Земле. Это послужило залогом появления цивилизаций и религиозных учений во всех уголках разделённого мира. Фундаментальная основа монотеизма одинакова у жителей разных континентов. Наряду с этим Вседержитель милостиво разрешил людям и странам иметь собственные языки, обычаи, ритуалы, обряды. Он даровал своим чадам почти неограниченные права и наделил строгими обязанностями, включив в "список" религиозное многообразие. И если подвергает людей суровым испытаниям, то не за "неправильную" веру, а за их упрямое нежелание покончить с бездуховностью.
Пока существует вера в Бога, религии никогда не объединятся в одну мировую систему, ибо так заповедано самим Богом.
Он разделяет и властвует, дабы править несовершенным земным миром наилучшим, душеспасительным образом. Ему угодно наличие христианства, ислама и других конфессий, и Он препятствует потугам стереть грань между ними. Не слепой поиск бессмысленного идейно-организационного объединения, а усвоение библейской, коранической и другой святости — вот задача и цель правоверного бытия. Осознав такую волю Бога, мы, в частности, лишаем поджигателей войны возможности обосновать кровопролитие псевдорелигиозными убеждениями.
…Судьба свела меня с мусульманином-ваххабитом. Он и слышать не желал о равенстве религий. Соглашаясь, что христианство древнее ислама, он настаивал, что с появлением Корана Библия утратила всякое значение.
— Ну, хорошо, — сказал я ему, — пусть Коран лучше. Одно неясно. Без ведома Бога ни один волос не падёт, ни одна травинка не взойдёт. Отчего же миллиарды русских, китайцев, индийцев, немцев, итальянцев, евреев, африканцев, латиноамериканцев и других землян имеют священные писания, которые тоже призывают творить добро? Зачем Всевышнему "устаревшие" книги, если у него есть "новейшая"?
— Выходит, все религии существуют по воле Аллаха? — изумился мой собеседник.
— Да.
Раздумье снизошло на человека, которого по ортодоксальным канонам я не имею права назвать единоверцем, но который был столь же богоугоден, как я сам и миллиарды незнакомых ни мне, ни ему людей.
Многоцветье религиозной палитры мира есть вверенное нам богатство, которым надо дорожить во исполнение высшего (повеления Бога) и во благо низшего (человека неразумного). Поликонфессиональность свидетельствует о провиденциальном всеведении Творца. Никакого поощрения религиозного раскольничества в том нет. Наоборот. Сплочённая конфессия даёт возможность полюбить Создателя и ближнего своего крепче, увидеть горизонты бытия дальше.
Большинство психологически не готово принять высказанный мною тезис. Всем ведома экология — наука о среде обитания. А вот экология мышления, подразумевающая нравственное очищение, избавление сознания от примитивных теологических наслоений и неверно понимаемых религиозных различий, пока приживается с трудом.
Автор — грузинский философ, политолог, общественный деятель. Его перу принадлежат несколько книг, 50 научных трудов, сотни публицистических статей. Он находился в жёсткой оппозиции режиму Саакашвили, за что подвергался гонениям. В настоящее время руководит Союзом Сынов Отечества Аджарии, выступающим за нормализацию грузинско-российских отношений. В 2018 г. на грузинском, русском и английском языках вышло в свет его произведение "Экология мышления — главный путь спасения человечества", идеи которого сжато раскрыты в статье. В светских и религиозных кругах Грузии полагают, что Ниаз Болквадзе сделал огромной важности открытие в духовной сфере нашей жизни. Они выдвигают его кандидатуру на присуждение Нобелевской премии мира.