Авторский блог Владимир Карпец 00:00 7 мая 2015

Битва за историю

Древнейшее право ариев связано с понятием rita(у славян — рота), означающей то, что возникает при изведении Порядка из Хаоса через перворасчленение Пуруши. "Что касается семантики этого термина, — пишет исследователь древнейшей Руси М.Л. Серяков, — то различные источники свидетельствуют, что, как и рита в Индии, рота на Руси означала вселенский закон, согласно которому обязаны жить и боги, и люди. Нарушение же роты… ставило под угрозу само устройство Космоса и потому обрекало преступника на гибель".

Последствия "правовой рецепции" 80-х-90-х гг. признают даже представители официальной юридической науки. Академик О.Е. Кутафин отмечает: "Мы никогда не были так далеки от правового государства, как сейчас… У нас пока не верят в законы и не уважают их". А вот — сугубо "народная" дилемма — "по закону или по понятиям", "матчасть от дяди Вани"): "В СССР мы жили по понятиям. По советским понятиям. Была государственная идеология, был "моральный кодекс строителя коммунизма"… Потом пришли либералы и отменили понятия. Отменили общую идеологию (плюрализм), общую мораль (свобода совести) и даже общие понятия (свобода слова). Из юридической теории и практики исчезло понятие "дух закона".

Да, две парадигмы. Их различия — в самой структуре правовой нормы: “хорошо бы, если бы…" (в древнем "желательном падеже") — "дхармическое право" и "если-то-иначе", авраамическое право, "греко-иудейская" (Ж.Аттали) цивилизация. Древнейшее право ариев связано с понятием rita(у славян — рота), означающей то, что возникает при изведении Порядка из Хаоса через перворасчленение Пуруши. "Что касается семантики этого термина, — пишет исследователь древнейшей Руси М.Л. Серяков, — то различные источники свидетельствуют, что, как и рита в Индии, рота на Руси означала вселенский закон, согласно которому обязаны жить и боги, и люди. Нарушение же роты… ставило под угрозу само устройство Космоса и потому обрекало преступника на гибель".

Рота становится законом княжеским и санкционируется Великим князем; так, в тексте договора 971 г. читаем; "Азъ Святославъ, князь руский, якоже кляхъся, и утверждаю роту свою…" (971г). М.Л. Серяков продолжает: "В тексте договора Игоря 945 г., …говорится, что мир между Русью и Византией заключается на все лета, "додне же съяеть солнце и весь миръ стоить"… Мир, основанный на роте, заключался на вечные времена и был обязателен для русов-язычников на все время существования Вселенной, а не одной лишь Земли — на это однозначно указывает ссылка на Солнце. И наоборот: договор считался утратившим силу в случае гибели Вселенной или, говоря другими словами, когда мировой космический закон перестанет действовать. В этой связи показательно, что в Индии понятие "путь солнца" было фактически эквивалентно "пути риты".

После Крещения Руси слово "рота" не употребляется, но суть остается в хожении под крест, заменившей Животворящим древом былое "дерево клятвы". "Законом сокрыт закон". При этом Православное Христианство, не ломая древних архетипов, придает им новый смысл. Автор книги "Государство правды" (переизд. М, 2008) М.В.Шахматов (1888-1943) отмечал: "Но раз право по содержанию вытекает из религиозных предпосылок, то оно может сливаться с правом по форме только в государственном идеале, построенном на религиозных основах, то есть в "государстве правды". В безрелигиозном "правовом государстве" это невозможно, ибо там нет критерия для установления права по содержанию. Таким образом, право по содержанию определимо только в государстве правды". "Советское государство" — тоже "государство правды", хотя "правды" усеченной до одной лишь "социальной справедливости".

Средиземноморская правовая традиция — с Христианством она полностью сливается, строго говоря, только во времена кодификации Юстиниана (483- 565) — противоположная по значению и смыслам, по самому "духу законов", возникает как следствие представлений о радикальной инаковости Сущего и тварности ("из ничто") человека, между которыми возможны лишь отношения договора (ивр. — brith, неточно переводимое как "Завет"). "Первый договор" метафизически парадоксален — власть над "царями земстими" в обмен на обрезание крайней плоти ("если-то-иначе").

"Из всех древних народов только одни евреи дошли до развенчивания государства… с точки зрения глубочайших религиозных верований. Можно даже сказать, что такое развенчание божественного авторитета государственной власти было историческим призванием еврейского народа", — писал Н.Н.Алексеев ("Русский народ и государство", М, 1998). И далее: "И что самое главное, еврейская теократия, с недоверием относившаяся к монархии, в тоже время не лишена целого ряда черт, сближающих её с демократией. В ветхозаветной теократии общественная власть устанавливалась, в сущности говоря, в результате "общественного договора", сторонами которого являлись Егова, его пророки и народ". С другой стороны, римское право утверждает принцип священности частной собственности. Июдейский и римский принципы оказываются поразительно "комплиментарны". А "обрезание" вертикального, метафизического измерения "договора" ("обрезание обрезания") привело уже к договорной теории Нового времени — вне Сущего (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж.Руссо). Интересно, что современная постсоветская теория права, прежде всего т.н.либертарно-юридическая школа (В.С.Нерсесянц, В.А.Четвернин и др.), признает собственно "правовой" только эту традицию.

"По закону или по понятиям?" — вот что явлено сегодня как тысячелетняя загадка.

1.0x