Подумать только: СССР нет уж скоро тридцать лет, а антисоветская пропаганда – жива, бодра и наступательна.
Актуальна классика жанра: Сталин – Гулаг – жертвы. Недавно в «Завтра» было интервью известного историка А.Фурсова про публикацию перестроечного публициста Ципко. Ципко – старый кадр, вот он и взбивает по привычке изрядно осевший коктейль про гуманизм, покаяние, кровавого тирана Сталина и десятки миллионов жертв Гулага. Это понятно: ему под 80, а, как говаривала моя покойная мама, «старую собаку новым фокусам не научишь». Не случайно Фурсову показалось, что от писаний Ципко повеяло концом 80-х, когда начали жёстко мочить всё советское.
Но сегодня, как мне кажется, на волне новый антисоветизм. Бытовой. Дня не проходит, чтобы в топ ЖЖ не выскочил какой-нибудь разоблачительный матерьяльчик, как скотски жили при СССР. Фотографии явно сделанные иностранными репортёрами: беззубые бабки ждут открытия магазина, кособокие избы, дядьки выталкивают застрявший в грязи автомобиль. Вот он, ваш любимый СССР, кушайте на здоровье! – говорят эти фотографии. К первому сентября пожевали тему, как уродлива и всем ненавистна была совковая школьная форма, как кровавый маньяк Сталин по-дурацки выдумал раздельное обучение девочек и мальчиков. При обсуждении любимейшей широкой публикой темы еды не забывают лягнуть совковый общепит с его канцерогенными пончиками.
К чему бы это? Мне кажется, вот к чему. Рассуждения о Сталине и Гулаге – как-то нынче не катят; более того, они могут даже повредить делу антисоветизма вдогонку.
Ругать Сталина для нашей антисоветской публики может оказаться сегодня контрпродуктивно. Многие, слишком многие простые россияне сегодня считают, что при Сталине сажали людей вредных государству, воров, например, или саботажников, что очень полезно было бы делать и сегодня. А другие и вовсе думают, что пора бы перейти от пережёвывания событий чуть не столетней давности к нашей неказистой современности и обсудить, кто нынче враг народа.
Да и вообще, Сталин, история – это больше интеллигентские кружковые интересы, а народ живёт бытом и современностью. А в современности что? Обеднение обычных семей, рост цен, пенсионная реформа. Жить – повседневно, в быту – нынче становится труднее. Простые люди всех времён и народов живут главным образом повседневными интересами. Вот новое издание антисоветизма и старается доказать и продемонстрировать, сколь ужасен был советский быт. Чтоб не воображали, будто жизнь тогда была вовсе недурна, понемногу улучшалась и была уж точно надёжна и гарантирована. Отсюда – картинки с алкоголиками, раздолбанными дорогами и коммунальными кухнями.
Вообще-то картинки эти существуют столько, сколько жила советская власть и стремление наших иностранных партнёров её опорочить перед западными обывателями. Герой романа В.Кочетова «Чего же ты хочешь?» даже предлагал издать специальный альбом подобных фотографий, чтобы приезжим репортёрам не требовалось терять время, шныряя по грязным подворотням в поисках натуры. Сегодня эти самые сюжеты используются «как старое, но грозное оружие» в борьбе уже на нашей территории. Вот это особенно печально: борьба ведётся на нашей территории.
Но не только картинки идут в дело. Вот воскресным днём граждане неторопливо пообедали и включили телевизор. А там по НТВ «Следствие вели с Леонидом Каневским» - реминисценция популярного в 70-х цикла «Следствие ведут Знатоки». Тут тебе и ностальгия, и детектив, и – порция ненавязчивой антисоветчины в придачу. Вы говорите, что в СССР была низкая преступность и безопасная жизнь? А вот тебе: ученицу изнасиловали, учителя отравили, кого-то там ещё – зарезали. И рефреном повторяется: город замер в ужасе, все боялись выйти на улицу. Вот так-то, бабуля, а ты что-то там вякаешь, будто никто ничего не боялся и ключ оставляли под ковриком!
И не видно как-то картинок о счастливом детстве, об отдыхе в Крыму, о переезде в новую квартиру. Да просто об обычной повседневной жизни: о катании с горки во дворе, о прогулке всем классом в соседний лес для сбора красивых осенних листьев. А буде случатся такие – они тут же объявляются порождением гнусного советского агитпропа. Ощущение такое, что отмашку какую-то дали: мочить быт! Это нетрудно делать: советская повседневность была далека от идеала, хотя и свинской не была, как стараются представить антисоветчики вдогонку.
Цель этой работы, на мой взгляд, такая. Любые антилиберальные реформы, буде они случатся или даже просто будут обсуждаться – тут же объявят возвратом к «совку». А «совок», нас учат - это свинская жизнь. Обывателю говорят: хочешь в свинство – тогда поддерживай, нет – тогда ты против. Очень, надо сказать, предусмотрительно и перспективно.
Что может тут сделать патриотическая общественность? Ну, как минимум, ярко и интересно рассказать о советской повседневности. Тут особо успешны могут быть женщины: они хорошо помнят бытовые мелочи и подробности, давно забытые мужчинами. Но и это – лишь ответ, реакция. Наступательной пропаганды как не было, так и нет.