Авторский блог Илья Титов 00:11 9 ноября 2023

Берегите Зе

Президент Украины превратился в гирю на ноге Запада

Главной темой украинского фронта глобального информационного хаоса стали две большие публикации. Сначала стоит поговорить про статью журнала Time — того самого, где Путину в своё время как бы невзначай ставили букву "М" из названия издания за головой, чтобы она формировала рожки. Так вот, этот журнал, который и помимо невинной шутки с рожками отметился массой антироссийских карикатур и коллажей, вдруг выдал самую антиукраинскую публикацию, какую только можно было наблюдать с 24 февраля прошлого года во всей западной журналистике. О статье с заголовком "Про борьбу Зеленского за удержание Украины в войне" и подзаголовком "Никто не верит в победу Украины так, как верю я" Саймона Шустера написали много где и тщательно разобрали все её ключевые моменты. Да, многочисленные "анонимные источники" известного журналиста в один голос твердят, что украинская армия не нужна больше ни Западу, ни самому Киеву. Да, неназванные, но очень-очень высокопоставленные члены президентского офиса на Банковой намекают на безумие полутораметрового фюрера — полутона одержимости и прямое упоминание о боязни окружения случайно открыть украинскому лидеру истинное положение вещей на фронте рисуют картину конца апреля 1945-го в бункере под рейхсканцелярией. Да, именитый автор большого журнала не изобрёл ничего нового, а просто по согласованию со старшими товарищами из госструктур (а на Западе важная пресса иначе не работает) выразил обиду на распиаренную, но закончившуюся дорогостоящим позором летнюю кампанию ВСУ.

Содержание статьи не так интересно, как её контексты, и разобраться с ними помогут наши йододефицитные соседи. Понимаете ли, на Западе материалы подобного рода читают, пожимают плечами и идут дальше заниматься своими делами: спорить о том, кто сильнее любит Израиль, выкачивать ресурсы из колоний и оправдывать истребление детей, рождённых на неправильной стороне истории.

У нас, наученных горьким опытом прошлого года, почти все сохраняют равнодушие — мало ли что написал очередной боевой листок западной политинформации. Зато украинское медиаполе основательно перегрелось под воздействием такого удара в спину от важного белого господина. Интерес представляет не обычный в таких случаях визг о том, что всё это подлая ложь и ВСУ уже на подступах к Хабаровску, а разбор происхождения Саймона, смысл которого в том, чтобы донести до читателя нехитрую мысль: Саймон Шустер — российский пропагандист. Действительно, основания полагать, что он ангажирован, имеются. Саймон родился в Москве, жил там до 6 лет и работал в Белокаменной с 2006 по 2014 год. Кроме того, в некоторых своих материалах, выпущенных начиная с 2014-го, он распространял такие, несомненно, лживые тезисы российской пропаганды, как украинская коррупция, нацизм, кровожадность и нищета. Это правда, хоть и не вся. Несмотря на обиды киевских бумагомарателей, следует помнить, что Саймон Шустер — враг России. Такой же, каким был вдвое более старый и втрое более глупый однофамилец Саймона Савик. Саймон же отметился существенным вкладом в большой антироссийский сюжет западной прессы. Всё, начиная от истории про сбитый силами ДНР малайзийский "Боинг" (за которую, кстати, "российскому пропагандисту" Саймону закрыли въезд в РФ) и заканчивая разгоном хайпа по поводу контрнаступления украинцев — везде Саймон отличился как эффективный и талантливый боец информационного фронта. И вдруг стал российским пропагандистом просто по факту своего рождения и работы в Москве.

По следам публикации вышел её разбор от Центра противодействия дезинформации при Совете национальной безопасности и обороны Украины. Озаглавленный "Сейчас не время" (непереводимая игра слов с названием журнала), он содержит в себе всё те же тезисы, что уже приводились выше, — нелояльный журналист жил в Москве и упоминал запретные темы вроде насильственной природы Майдана и испорченности постмайданной власти. При всём этом в каждой из карточек (да, опровержение оформлено в виде инфографики) так и сквозит уважение к больно шлёпнувшей по лицу руке западного пана, итогом чего становится странный эффект этого вроде бы антикризисного пиара. Вместо того, чтобы по пунктам убедить непритязательного обывателя, что "политрук вам лжёт", основная мысль направлена на журнал Time: сейчас не время выметать сор из избы, нужно сплотиться и простить нам всё, включая неверие в собственную победу. Боль украинских гигантов мысли понятна — она связана не только с масштабом издания и громким эффектом материала, но и с тем, что текст Шустера стал частью раскрутки большого сюжета о западном взгляде на украинский вопрос, который, цитируя спортивного комментатора Георгия Черданцева, можно озаглавить как "Я сейчас вообще всё закончу".

Вторым важным элементом стало интервью Валерия Залужного еженедельнику The Economist. Кстати, именуемый "штатным изданием Ротшильдов" журнал сложно упрекнуть в необоснованности продвижения тех или иных сюжетов. Вот и это интервью, какими бы мотивами его публикация ни объяснялась, было опубликовано с определёнными целями, причём у интервьюера и интервьюируемого они радикально отличались. Совершенно нормальное для конца прошлого или начала этого года, оно описывало плохую ситуацию на фронте, нехватку современного вооружения и высокие потери. Упоминалось, что поставок оружия не хватает, что всё валится из рук, что денег мало, а надежд — ещё меньше; говорилось, что никакого резкого прорыва к Крыму не будет, да и вообще о стремительных маршах можно забыть, ведь началась война на истощение. Но говорилось это не просто так: весь текст был подводкой к священному заклинанию современной религии украинства "Дай!" Ещё в прошлом году производство таких бесед главком Залужный вместе со своими коллегами по профессиональному украинству поставил на поток. Тонкость в том, что прибеднения и посыпания частично титановой головы пеплом должны были адресоваться строго западной аудитории, пока внутреннюю стабильно кормили хорошими новостями. Вкрапления таких новостей были воткнуты и сюда: "Экономисту" Валерий Фёдорович поведал про 150 тысяч погибших солдат противника и про то, что Россия, которую нельзя недооценивать и с которой ВСУ сцепились в клинче, не ценит жизнь. Про забавное переиначивание в адрес российской армии слов польского президента Дуды о том, что украинские солдаты дешевле прочих, даже говорить нечего — это называется "перефорс" и давно стало такой же национальной идеей несуществующей нации, как вымогательство. Важно здесь даже не оно: цифра в 150 тысяч призвана показать западному обывателю высочайший уровень потерь с нашей стороны и, как следствие, невероятную боевую доблесть наследников УПА*.

Но внутреннюю аудиторию Генштаб во вполне официальных сводках кормит цифрами в 300 тысяч погибших бойцов российской армии. В ситуации, когда и 150 тысяч выглядят ненаучной фантастикой, превосходящая в 2 раза цифра тщательно объяснялась местной прессой украинскому обывателю, который обманываться рад, поистине оркскими порядками в рядах нашей армии, невероятной эффективностью западного оружия, которого хватает на всех храбрых казаков, воюющих по стандартам НАТО. Но очевидное несовпадение цифр, в которые неиронично верили какие-то загадочные люди, вызвало у этих самых людей умственный диссонанс. Вновь, как и с материалом Шустера, интервью Залужного The Economist стало куда более важным событием на Украине, чем там, куда оно было направлено. Главкома, наговорившего на много обидных кричалок в свой адрес, принялись уличать во лжи и записали в кремлёвские пропагандисты — ведь всем известно, что дела на фронте у ВСУ лучше некуда. Вновь, как и в прошлый раз, включились чиновники: замруководителя офиса Зеленского Игорь Жовква сказал, что такие вещи афишировать не принято, что статья вызвала панику у западных лидеров, что украинский президент остался очень недоволен публикацией, да и вообще — стратегия любит тишину. Словом, как и в прошлый раз, антикризис идёт не по пути опровержения, а в плоскости замалчивания.

Но важно понимать и мотивы издания. Слишком значительное и чересчур своенравное, оно разместило интервью не с целью выклянчивания у западного истеблишмента новых вкусностей для удобрения запорожских степей. Признание главного военного Украины в бесперспективности выделения этих самых вкусностей на "благородное" дело борьбы с Россией специально вбрасывалось в украинское медиапространство через сетки лояльных каналов распространения информации. Конечно, всякий вброс этого интервью сопровождался осуждениями Залужного и восхитительными историями про успехи ВСУ уровня сразившего берданкой "Армату" деда Тараса, Призрака Киева и сбившей Су-57 бабки с банкой огурцов. Но сам вброс всё же был осуществлён, то есть обработка общественного мнения украинцев, довольно чуткого к воздействию, прошла важный этап. Главком — фигура авторитетная, и когда шелуху слепленных на коленке фейков сдует ветром реальности, чьи порывы воют в уютном мирке перемог всё громче, его слова даже самому отбитому фанатику покажутся чем-то, похожим на правду.

Но к чему готовят украинцев? Ответ на это дали некоторые новости прошлой недели. Во-первых, всплыл самый могучий интеллектуал всея Украины Алексей Арестович. Ещё недавно выбравший "вилкой в глаз", этот бывший советник Зеленского, что на первых порах войны показал себя мозговым центром безмозглой державы, 1 ноября объявил о намерении идти в президенты. О той стене текста, что бывший чиновник выложил у себя в телеграме, говорить нечего: популизм и на Украине популизм, а отдельные пункты типа перемирия с Россией или интеграции в западные структуры уж больно напоминают предыдущего кандидата, избиравшегося как умеренный вариант по сравнению с грозным и воинственным гетманом Порошенко.

Необучаемость украинской публики перестала быть новостью примерно в 1992 году, поэтому вопросы вызывает реакция на это выдвижение у нас. Некоторые публицисты всерьёз принялись обсуждать перспективы Арестовича как будущего президента Украины, рассматривать его обещания и применимость их к действительности. Совершенно напрасно! При сохранении текущих тенденций Лёша никогда не станет президентом.

Дело всё в том, что сегодня Россия нуждается в живом, здоровом и сохраняющем власть Зеленском больше, чем в любом другом представителе змеиного гнезда украинской политики. Любой "умеренный кандидат", любой "нормальный украинец" или "президент-миротворец" — надёжный залог того, что через несколько лет Украина окажется вновь накачана оружием, полна бойцами, мотивирована ненавистью и обидой и готова к войне с нами. Зеленский, не имеющий бизнес-связей или политического родства с Россией, надёжно доказавший всем у нас свою невменяемость и недоговороспособность, сегодня является главным залогом войны если и не на уничтожение Украины, то на нейтрализацию исходящей от Украины прямой угрозы. Идеальный итог Украины Зеленского — контур мушиного помёта на мировой карте где-то между Ужгородским вармедье Венгрии, Львовским воеводством Польши и Хмельницкой областью России. Понимают это и на Западе. Зеленский, бывший человеком с улицы, обязанный всем своим внешним связям и изящно кинувший те немногие внутренние связи, ответственные за его раскрутку, превратился в гирю на ноге Запада.

С этим связана вторая новость минувшей недели. 3 ноября в NBC News сообщили, что "американские и европейские чиновники" подталкивают "украинское правительство" к поиску условий для перемирия с Россией. Кавычки здесь не просто так — в исходном материале не упоминаются ни фамилии этих самых чиновников, ни конкретные имена представителей украинского правительства. Важно лишь то, что это не Зеленский. При этом, когда дело доходит до отдельных лиц, эти самые лица попугаями твердят привычные догмы: только Украина будет решать, готова ли она к переговорам, а Запад будет поддерживать её сколько понадобится. Так, к примеру, осведомила NBC пресс-секретарь Совета по национальной безопасности Эдриен Уотсон. Впрочем, Le Figaro увидела в постоянных ссылках на Зеленского не желание формально соблюсти независимость формального главы формально самостоятельного государства, а банальное умывание Западом рук — мол, сделали, что получилось, "не шмогли", теперь давай как-нибудь сам договаривайся. Но любой разговор про нужду западных стран в фигуре Зеленского возвращает нас к началу этого текста и материалу Саймона Шустера, где упоминалась, в частности, поездка товарища Зеленского в Вашингтон. Там, напомню, его не пустили выступить перед Конгрессом, а также не разрешили дать интервью на FOX и Опре Уинфри. Совершенно не важно, так это было или нет, важно, что теперь такое описание событий обретает легитимность в публикации аж целого Time, а комичные коннотации байки про глупого провинциала — ну какая ради бога Опра Уинфри в 2023 году? — показывают изменившееся отношение не к украинскому проекту, а к Зеленскому лично. Если помните, об этом можно было говорить ещё летом, когда главным событием саммита НАТО в Вильнюсе стала шумиха вокруг фотографий нелепого и покинутого всеми небритого камуфлированного коротышки в окружении важных высоких костюмов, обсуждающих свои дела.

Словом, Зеленского давят со всех сторон. Говорить о том, что судьба этого вчерашнего любимца прогрессивной общественности, этого Гарри Поттера и Люка Скайуокера в одном флаконе предрешена, ещё рано. У России ещё есть запас времени, пока этого безумца не слили в утиль, заменив на кого-то номинально нейтрального, кого-то, кто вынудит стремящегося к легитимному обоснованию своих действий Путина пойти на переговоры и в лучшем случае установить нынешнее положение дел как статус-кво. Прямо сейчас могучие штурмовики 2-й гвардейской общевойсковой армии Центрального округа ВС РФ шаг за шагом смыкают кольцо вокруг Авдеевки, вычищая и зашивая девятилетнюю рану бетонных укреплений врага на теле Донецка. Параллельно с этим идёт ежевечерняя рутинная, но остро необходимая работа по выявлению и уничтожению мест скопления вражеских солдат, припасов и оружия — только в конце прошлой недели в новости попали как удар по построению печально известной 128-й горно-штурмовой бригады, так и атака на аэропорт Днепропетровска, где находились батареи ПВО, поставленные НАТО. Каждое из этих действий — шаг на пути к избавлению от украинской угрозы, а каждый разговор о том, что вместо Зеленского вот-вот придёт некий "нормальный украинец" и договорится о мире, или нейтралитете, или любом другом неведомом истинному украинцу концепте, — шаг в сторону от победы.

*организация с таким названием запрещена в РФ как экстремистская

1.0x