Сообщество «Символ веры» 16:08 11 августа 2018

Бедная Аня

Матушка Анна Горовая: случайна ли эта жертва?
22

Убийство священником Дионисием (Денисом) Горовым собственной жены, матери его двоих детей, потрясло российское общество, за последние годы, казалось бы, привыкшее уже к самому худшему. Правда, есть серьезное предположение, что это преступление не единственное в своем роде. Но то предположение, а это очевидный факт.

Фактуру событий много раз уже излагали журналисты. Простая семья из Краматорска переехала в Центральную Россию, как и многие сегодня выходцы с Донбасса. Родители будущего пастыря, как говорится, вполне порядочные люди, трудяги, решили, что духовная карьера – то, что надо для сына и пристроили его в Николо-Угрешскую семинарию – добротное, но отнюдь не ведущее конфессиональное учебное заведение РПЦ. Они же вскоре и подобрали ему жену, не желая, чтобы сын избрал монашескую стезю. Сами они, что характерно – люди далекие от Церкви, не знающие церковной жизни изнутри и руководствовались шаблонным представлением о богатой, сытой жизни «профессиональных» пастырей. Если бы они имели хоть какие-то реальные отношения с людьми Церкви, то понимали бы, что рассказы про «попов на мерседесах» не имеют никакого отношения к подавляющему большинству наших клириков, будучи основаны преимущественно на «картинке», связанной лишь с очень узкой прослойкой высшей церковной бюрократии (картинка эта к тому же сильно раздута либеральными СМИ). Денис, как видно, был человеком закомплексованным, изначально – с некими проблемами психологического плана, которые в самое последнее перед страшным преступлением время переросли в психические. Он был парень старательный, вовсе никакой не мажор и привык слушаться родителей. Эта привычка к послушанию естественным образом была перенесена им и на священноначалие.

На выбранной стезе поначалу, как можно судить, новоиспеченный духовный кадр проявил себя неплохо. Успешно закончив семинарию, он вскоре сделал неплохую карьеру, то есть как раз то, чего так желали его родители: быстро стал священником, да еще и проректором той самой семинарии, где еще недавно учился. Везде был на хорошем счету. Помимо проректорства, создал имевшую прекрасные отзывы воскресную школу в своем приходе – храме святого мученика Виктора Дамасского в Котельниках, приписанном к Николо-Угрешскому монастырю. Прихожане, а также и прихожанки поначалу искренне полюбили молодого пастыря, был доволен им и настоятель монастыря и правящий епископ.

Все было вроде бы неплохо, да не заладилась семейная жизнь. Теперь, когда уже после страшного, немыслимого преступления журналисты и досужие блогеры стали собирать о нем информацию, выясняется, что отношения с женой были, увы,  хуже некуда: постоянные конфликты, скандалы, вплоть до серьезного рукоприкладства. И это притом, что Господь наградил их чадородием: у них родилось  двое детей.

И вот добрый пастырь стал проявлять все больше странностей в своем поведении. Вдруг женщины из прихода стали жаловаться чуть ли не на сексуальные домогательства. Дальше все настолько прелестно, что я просто вынужден перейти к прямому цитированию. «Учитывая, что серьезных нарушений за священником не было, вопрос о лишении сана поднимать не стали. Но от греха подальше в декабре прошлого года отца Дионисия отстранили от службы.

– Наместник монастыря, заметив неладное и начав получать многочисленные жалобы прихожан на странности в поведении, перевел его служить в монастырь, где он участвовал в соборном служении, не исповедовал и не проповедовал, - говорит Александр Волков, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. – Определенная неадекватность в реакциях наблюдалась у отца Дионисия последние полгода – возможно, проблемы были на медицинском уровне. В какой-то момент для беседы со священником даже пригласили опытного психотерапевта (!). Было известно, что у него проблемы в семье, но на попытки узнать  что-то более подробно супруга отвечала решительным отказом: мол, у нас все хорошо». Как говорится, конец цитаты. На других ресурсах сети, где излагается эта ситуация, мы видим, в общем, те же факты.

Для людей светских здесь нет, на первый взгляд, ничего, за что можно было бы зацепиться. В действительности нам приходится настаивать: этот вроде бы частный и очень нестандартный случай – свидетельство глубокого неблагополучия не в семье отдельно взятого священника, а в институции в целом. Ибо, когда Церковь начинает жить по законам мiра, то обычные проблемы этого самого мiра, его, так сказать, родовые травмы проявляются в ней с удесятеренной силой.

Итак, что можно заключить на основе имеющейся в сети открытой информации?  Вряд ли здесь  можно говорить о священническом призвании, когда, если чутко вдумываться в обстоятельства жизни, прислушиваться к ним, то понимаешь, что Сам Господь избирает человека, призывает его на служение. Это не значит, что другие служения в Церкви хуже; просто священство – не для каждого, и это знают, в общем, все люди Церкви, в том числе, например, и тот епископ, который благословлял Дениса на принятие сана.

Его, закомплексованного, психологически зависимого парня, «благословили» его родители. Ладно, если бы они сами были активными прихожанами, зная жизнь Церкви изнутри. Но нет: перед нами чисто прагматический, карьерный выбор людей, далеких от Церкви. И ведь с кем-то внутри системы они, так сказать, договорились! При этом общеизвестно, что просто так никого не рукополагают. Не знаю, как в Николо-Угрешской семинарии, но вот, например, в Московских духовных школах в старые добрые времена исповедь и причастие у семинаристов практиковались довольно часто, едва ли не каждую неделю. Ибо к будущим пастырям духовные требования должны быть и всегда были гораздо выше, чем к мирянам, что, в общем, правильно. Что, сейчас этого уже нет? Помнится, лет десять или двенадцать назад один владыка, хорошо знающий процесс изнутри, лично говорил мне с предельно серьезным выражением, что молодых людей, пришедших из мiра, первые два года нужно в основном перевоспитывать, давая при этом начатки каких-то богословских знаний, а затем уже всерьез обучать. Они должны войти в строй монашеской жизни, опытно понять, что такое Церковь и священническое служение и если, под руководством опытного духовника, поймут, что допустили ошибку в своем жизненном выборе то спокойно вернуться к мирским занятиям, оставшись лишь добрыми мiрянами, чадами Церкви. Для личного спасения быть пастырем ведь вовсе не обязательно. Трудно представить, что сегодня ситуация изменилась к лучшему.   

Да, в мiру она отнюдь не улучшилась, но осталась ли прежней в Церкви? И вот это – самый главный вопрос. Можно ли полюбопытствовать: кто и как исповедовал прилежного семинариста, предварительно рассказав ему, что утаивание грехов (ну, или, по-мiрски выражаясь, «психологических проблем») приводит к тяжким последствиям? И правильно ли после такого спокойно списывать все на родителей и психический неадекват?

Хорошо, допустим, его «прошляпили» изначально. Но когда уже напрямую стали жаловаться прихожанки, то почему не забили тревогу, не задумались? Не над тем, чтобы не дискредитировать свой институт (монастырь, приход, воскресную школу), а над духовным здоровьем молодого пастыря? Женатый священник, который пристает к прихожанкам – это ведь повод для серьезной тревоги, тревоги прежде всего духовного плана. Почему ни одному из духовных пастырей и архипастырей не пришла в голову простая и очень естественная для людей Церкви мысль: а не вошел ли в него сатана? (Вполне «естественно», кстати, для человека, судя по всему, лишенного реальной веры, но при этом совершающего благодатные таинства, которые в таком случае, как мы знаем, действуют губительно, а не спасительно). Как поступили бы здесь отец Кирилл (Павлов) или отец Наум (Байбородин)? Разве не благословили бы его на новую исповедь за всю жизнь и не заинтересовались бы вплотную его семейной жизнью? Или наши бюрократы в рясах уже потеряли представление о том, что это за план такой непонятный, совсем лишний в епархиальном или монастырском отчете?

Не знаем. Но знаем точно, так сказать, фактуру дальнейших событий: ОНИ ПРИГЛАСИЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТА! И, кстати, неизвестно, что тот сказал и что сделал. Надо ли пояснять уважаемому читателю, что разница между врачом-психотерапевтом и оккультистом-парапсихологом порой очень относительна? Понимает ли священник А. Волков, что это – приговор, что спокойно информируя об этом общественность, они просто пишут совершенно убийственный донос на самих себя? Ибо, во-первых, они тем самым признали, что ихние нынешние духовники в серьезных случаях бессильны. Во-вторых, они показали всем, что в своем восприятии «психологических проблем» (источник коих, если мыслить по-церковному, всегда грех) ничем, в общем, не отличаются от людей мiра.

Жить по законам мiра, когда священник воспринимается «начальством» не как духовный пастырь (а это дело Божие, дело между Богом и человеком), а прежде всего как хороший кадр, и рано или поздно не «въехать» в серьезные проблемы? Карьерный священник по разнарядке, женатый на нелюбимой женщине, которую ему указали родители? И они еще жалуются, они хотят, чтобы такие случаи не были наказуемы?

Кого Бог хочет наказать, того он лишает разума.  

Матушку Анну Горовую убил не повредившийся умом муж и не сатана, который толкнул его под руку. (Расчленив и закопав тело, он спокойно вернулся в свой монастырь, чтобы служить дальше). Ее убила бездушная, стремительно теряющая адекватность и пресловутую управляемость машина церковной бюрократии – порождение ошибочной, лжемиссионерской доктрины о том, что для того, чтобы быть «успешной», Церковь должна мимикрировать под мiр и жить по его законам. Доктрины, абсолютно чуждой евангельскому и святоотеческому духу. Вопреки Христу, разменивающей «единое на потребу» на чисто внешний «успех».

Недавно один церковный начальник дал указание руководителю одного из православных СМИ: убирать из эфира слишком «традиционных» ведущих. Вам все понятно? Видимо, их вскоре заменят Гай Германика и Ксения Собчак… И эти люди еще осмеливаются что-то вещать и поучать нас от имени Церкви! O tempora, o mores!

18 ноября 2018
Cообщество
«Символ веры»
6 0 18 659
Cообщество
«Символ веры»
4 0 14 180
Cообщество
«Символ веры»
0 0 10 648
Комментарии Написать свой комментарий
11 августа 2018 в 19:09

Читайте Святое Евангелие, большего НИКТО не скажет.

11 августа 2018 в 19:20

Да...Психотерапевт вместо духовника...Верим в науку, значит не верим в Бога...Показательный случай, высвечивающий печальную картину умонастроения некоторых иерархов.

12 августа 2018 в 11:52

Замечательный фильм о "вере в науку".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_2009)

11 августа 2018 в 21:07

Уважаемый г-н Семенко, были ли в истории Православной церкви подобные ужасные случаи, когда священник нарушал заповедь "Не убий"?
Или мы только сейчас дожили до жизни такой?
А что показала психиатрическая экспертиза, возможно, этот человек просто сошёл с ума?

12 августа 2018 в 00:00

во многих войсках есть особые комиссарские должности фельдкуратов, капелланов и "батюшек", открыто благословляющих солдат на убийства; как они сочетают это с заповедями господними - спросите у них, но верой, как я полагаю, там даже не похнет

12 августа 2018 в 01:22

Я привел ссылку на случай, где непонятно. Есть подозрение, что ту семью просто убили и свалили все на самого священника. Насчет экспертизы они все замалчивают. Что же касается психических расстройств, то все же Православная Церковь всегда считала, что, хотя они и не идентичны беснованию, но источник всего - прежде всего в духовной сфере.

12 августа 2018 в 01:25

То есть вы полагаете, что защищать Отечество на войне не нужно что ли, противоречит заповедям? В 1941 году мы должны были сразу сдаться немцам? Однако древние христиане никогда так не считали, многие из них и после обращения продолжали служить в римской армии. Солдат не убийца в уголовном смысле, это же совершенно понятно.

12 августа 2018 в 16:09

Отчасти я нашла ответ на свой вопрос на сайте Николо-Берлюковской пустыни.
======================================================================
"27-ое Апостольское правило гласит:

Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал."

"Были случаи в истории, когда священникам приходилось браться за оружие. Да, например, во время осады Троице-Сергиевой лавры в Смутное время все насельники святой обители вместе мирянами с оружием в руках отстаивали свое право на жизнь. Впоследствии они не могли совершать священнодействия в случае пролития ими крови.

Если человек совершил убийство, даже невольное, он не может быть рукоположен в сан пресвитера (5 правило Григория Нисского).
Священник, убивший кого-то в целях самообороны, также подлежит извержению из сана (55 правило Василия Великого).
Переходя к сегодняшним реалиям, если священник, к примеру, становится участником ДТП, до выяснения обстоятельств он сразу же запрещается в служении. В случае смерти людей, даже если он не виноват, он не может больше служить.
Охота также подразумевает пролитие крови, поэтому священник не может этим заниматься."
==================================================================
Про дореволюционное время по поводу преступлений, совершённых священнослужителями, мне ничего найти не удалось - слава Богу.
А что касается наших дней, такого, оказывается - море разливанное.
Вот ссылка на некоторую часть этого кошмара:
https://kompromat1.net/articles/17694-prestupnaja_ierarhija_svjashchenniki__vory_nasiljniki_ubijtsy_i_pedofily

12 августа 2018 в 18:07

Спасибо, Нина - интересные сведения, и содержание ссылки очень впечатляет, действительно - до чего дожили.
А по поводу дореволюционной России я повторю Ваш вопрос к автору статьи: бывали ли в царской России случаи, когда священнослужители попадали под суд за убийство, или другие преступления, или же это только жуткая реальность наших дней?

12 августа 2018 в 05:35

Обмирщение церкви процесс, увы, неизбежный. Такова греховная человеческая природа. В годы великих бедствий, войн, гонений на веру церковь духовно обновляется, На какое-то время обмирщение церкви уменьшается, а затем все повторяется снова. Еще в середине 19 века, при православном царе-батюшке, когда церковь, казалось бы была в самом расцвете, Игнатий Брянчанинов писал, что во многих монахах нет духа православной веры. Богословские сочинения самого Брянчанинова, признанного святым праведником, при его жизни церковная иерархия не признавала, они были изданы на средства его брата, купца. А дело в том, что Брянчанинов в своих работах, опираясь на творения св. отцов, стремился приблизиться к подлинной духовности.

12 августа 2018 в 08:45

Во главе РПЦ бес - лживый и алчный. Если бы этот попик приставал не к прихожанкам, а к прихожанам, то его карьера пошла бы в гору.
И ничего удивительного, поскольку иудохристианство только прячет свои рога и копыта за спиной Христа. Это не христианство, а павлианство, о чем писал Л.Толстой. Христу назначили в отцы иудейского "бога" Иегову, о котором Христос говорил иудеям: "Ваш отец диавол ..."( Ин.8:44).
Да еще к учению Христа присовокупили иудейский Ветхий Завет - самую человеконенавистническую и нацистскую книгу на свете. По сути иудохристианство - это идеология порабощения народов племенем "избранных"
Все это тщательно маскировали, пользуясь тем , что люди Библию не читали, а слушали россказни попов. Сейчас уже маски сброшены - в планах экуменизм.

12 августа 2018 в 16:35

Человечество, в борьбе за ресурсы, не смогло отказаться от своей природной, звериной сущности, от убийства в борьбе за ресурс, в том числе и за личный ресурс своей психики, защиты своей психики от внешней агрессии. И религия с её богами и лозунгами Не убий, не избавила человечество от зверства. Священник, в психической борьбе с женой, защищая свой психический ресурс превысил допустимые пределы самообороны, это в психических войнах бывает. Может-ли человек избавиться от своего природного зверства? Наверное, только изменив что-то в своей природе, в генетике, или, как говорят попы, в образе, по подобию которому был создан человек.

12 августа 2018 в 19:44

Неужто г-н Семенко не знает жития св.Варлаама Керетского (XVI век)?

Есть там такой эпизод: "Но враг рода человеческого уловил праведного в свои сети: внушил священнику чувство ревности к жене, затем, обольстив его, побудил убить ни в чем неповинную женщину, что тот и исполнил..."

Жаль, что во времена Иоанна Грозного не было газет, и не нашлось трибуны для какого-нибудь обличителя, который заявил бы:

"Матушку... убил не повредившийся умом муж и не сатана, который толкнул его под руку.... Ее убила бездушная, стремительно теряющая адекватность и пресловутую управляемость машина церковной бюрократии".

13 августа 2018 в 21:51

"Согласно преданию, отец Василий, в бытность свою настоятелем Никольской церкви в Коле, изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и требовавшего жертв даже от крещёных рыбаков. Тот, покидая «насиженное место», пригрозил отомстить «попу». Бесовская месть исполнилась, когда иерей Василий с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там и произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного. Известно, что священник Василий убил свою жену, однако нет достоверных данных о том, какова была этому причина. Согласно житию и «Ста́рине» он заподозрил жену в супружеской неверности и убил её в припадке ревности. По другой версии, изложенной в каноне Сергия (Шелонина), его жена начала бесноваться, внося смущение и слухи среди односельчан; отец Василий попытался изгнать беса и в результате смертельно ранил жену («был обманут лукавым»).

Похоронив убитую супругу, Василий отошёл в Колу для покаяния к преподобному Феодориту. Преподобный наложил на Василия необычную и неимоверно тяжёлую епитимию — возить гроб с мёртвой женой в карбасе, пока тело не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно. Василий должен был хранить строжайший пост и лишь раз в год на Пасху разрешалась рыба. Вернувшись в Кереть, Василий выкопал гроб с женой и в течение трёх лет плавал по бурному морю («против зельнаго обуревания»), непрестанно поя покаянные псалмы пророка Давида. При этом непогода буквально сопровождала Василия на протяжении всего его трёхлетнего покаянного плавания[5]. На третий год своих плаваний, находясь у переволоки на Святом Носу и видя обилие морских червей («корабельных сверлил»), которые являлись причиной гибели многих судов, Василий помолился Богу и «кроплением воды» изгнал этих моллюсков, сделав «путь благопроходен». Это чудо стало свидетельством о прощении Варлаама[6].

Вторично похоронив супругу, Василий принял постриг с именем Варлаам. Вероятно, постриг был совершён в Печенгском монастыре иеромонахом Ионой в 1548 году[7]."

Ну и что здесь общего с изложенной у меня историей? Святой, во-первых, имел глубокую веру и имел такую власть над бесами, что мог их изгонять. Убийство стало местью со стороны беса, причем, было оно, судя по всему, невольным. Было это попущено для его духовного возрастания, то есть мы видим здесь явную руку Промысла Божьего. Святой три года не страшную епитимью и потом сотворил новое чудо. А в нашем случае мы имеем скорее всего просто человека неверующего, который дерзал прикасаться к Престолу и к Чаше, совершать благодатные таинства. Небо и земля! Ваша реплика носит исключительно манипулятивный характер.

14 августа 2018 в 05:25

Г-н Семенко: "Убийство стало местью со стороны беса, причем, было оно, судя по всему, невольным".

Ну, Вам же наверняка известно из творений Святых Отцов, что Господь не попускает искушений свыше сил человека. Т.е. в обоих случаях бес действовал, но в принятии его помыслов - вина убийцы. "Невольным" описанное убийство не назовешь (невольное - это если бы человек, скажем, не справился с управлением лодкой, и пассажир утонул.).

"Было это попущено для его духовного возрастания" - звучит жутко... и совершенно неправославно: "попущено" ведь было не допьяна напиться, а жену убить. Т.е. Вы фактически обвиняете Господа Бога в убийстве жены св.Варлаама, хотя в убийстве виноват сам убийца, выразивший на это свое произволение.

Ну, а окончание истории... Мы ведь не знаем, какие плоды покаяние принесет Горовой.

14 августа 2018 в 05:33

И еще...

"А в нашем случае мы имеем скорее всего просто человека неверующего" - объявлять человека "неверующим" (т.е. обвинять его в тягчайшем грехе, поскольку он священник), не имея для этого никакой информации - не это ли не "носит исключительно манипулятивный характер"?

Да и сами Вы в статье написали: "Его, закомплексованного, психологически зависимого парня, «благословили» его родители".

Надо ли говорить, что психологических тип неверующего священника - совершенно иной?

14 августа 2018 в 13:57

Из открытых материалов мы точно знаем, что решение родителей объяснялось чисто карьерными соображениями, а он просто подчинился. То есть изначальный мотив никак не связан со священническим призванием. "Священноначальники" должны были с ним поработать как-то, разобраться в человеке, а они "на автомате" приняли и дальше интересовались в основном внешними показателями его "работы". То есть духовный момент был явно не на первом месте.

13 августа 2018 в 10:57

А чего? Девчонка то не плохая была! И повертеть и покрутить можно!
Зажрались некоторые! Особенно, священники. Им подавай из пентхауса!

Девчонку жаль. Не ходите девочки вы в монастыри гулять....

13 августа 2018 в 11:00

" Все хороши , пока спят ..."

13 августа 2018 в 21:53

Какой монастырь? Она же замужем была и с двумя детьми.

13 августа 2018 в 10:59

Владимир Семенко

Эти факты говорят о том, что церковь уже не та. А не та снизу или сверху, как думаете?
Вот наш патриарх и церковная элита великие праведники? Или может этот случай отражение тех, кто смотрит сверху?

13 августа 2018 в 21:55

Ну, в общем, да, отражение. Только не надо говорить, что Церковь вся "не та". Искренне верующих в ней все еще гораздо больше!