Сообщество «Салон» 11:31 15 августа 2017

Сеча

о рэп-баттле Оксимирона и Гнойного
8

«С блаженным приятием действительности может хорошо сочетаться показной бунт — и этим выражается то, что даже неудовольствие превратилось в некий товар, чуть только промышленность освоила его производство». Ги Дебор. "Общество Спектакля".

Июнь и июль в этом году удались на славу - дожди сплотили нас, мы осуждали их единым фронтом, разногласий не было, разнились лишь детали - это мы Бога «Матильдой» прогневали, или же климатическое оружие на нас тестируют? До сих пор не ясно, кстати.

А вот август в России не задался - жара расслабляет, снижая интенсивность чувств и проявлений. В жару не майнится. Лениво просматривая новости про очередную угрозу ядерной войны, люди ждали чего-то такого, что пробудит, что сосредоточит, обострит. Все ждали настоящей бомбы, такой же, как ловля покемонов или спиннеры.

И вдруг из каждого утюга - баттл Оксимирон vs Гнойный - 5:0 в пользу Гнойного! За сутки более десяти миллионов просмотров! Недоумение масс сменилось любопытством - имя-то незнакомое, и сразу 5:0.

О баттле не написали разве что мёртвые (а так же Гнойный и Oксимирон). Попробуем разобраться и мы.

Кто такие Гнойный и Oксимирон к середине августа знают уже все, но давайте кратко еще раз: это российские рэп-исполнители, в разной возрастной и весовой категории. Гнойный (он же Слава КПСС, Бутер Бродский, Соня Мармеладова, Валентин Дядька) из Хабаровска, но живёт в Питере (он помладше), Оксимирон из Питера, но жил в Великобритании, а теперь снова в Питере (он постарше). В Питере процветают баттлы (для славянофилов: сечи)- соперники выходят один на один и зачитывают по памяти свои рифмованные тексты, в основном на темы собственного превосходства и ничтожности соперника. Запретных тем нет, все зависит оттого, насколько далеко заходит участник (пару раз запикивали, но не более). Разумеется, все сложнее и изощреннее, но пока сам не посмотришь - не поймешь.

Две ключевые площадки для баттлов - Versus (это Оксимирон) и SlovoSPB (это Гнойный).

Почему, собственно, поражение Оксимирона вызвало резонанс? Потому что он ни разу не проигрывал. Он считался одним из сильнейших баттл-MC в России, и уж точно сильнейшим участником Versus’а. Обласкан прессой, любим фанатами, видео баттлов с его участием набрало на YouTube десятки миллионов просмотров.

Лучшим примером, безусловно, является баттл Оксимирона с Jonnyboy - латвийским юношей, который в возрасте 24 лет вызвал на баттл именитого соперника. Не вдаваясь в подробности (это была кремация) можно сказать, что после поражения, юноша сменил сферу деятельности, обзавелся кофейней и ведет себя куда скромнее прежнего. Повзрослел, наверное. Это пошло на пользу всем.

Оксимирон собирает стадионы (Ледовый, Олимпийский), Оксимирон строит Империю, Оксимирона называют (а он, в шутку или нет, это подтверждает) спасителем.

С Гнойным все куда сложнее. Стадионы не собирал, Урганту интервью не давал, в топах iTunes не светился, но уверено, жёстко, грязно, и как правило однозначно, выносит соперников за пределы актуального дискурса. Если Оксимирон это элегантный Coup De Grace, то Гнойный - это дыба. Гнойный очень сильный MC, он живет этими баттлами. И ему очень хотелось встретиться с Оксимироном. Получилось как в компьютерной игре - взялся из ниоткуда, прошел много уровней и добрался до Босса. И победил 5:0, хотя это не так. И вот почему.

Что, собственно, произошло.

1. Оба соперника выступили очень мощно, но могли бы и мощнее. Оксимирон недооценил соперника, так как сам очень редко участвует в баттлах, а Гнойный, как говорилось, только этим и живёт. Оксимирон был чрезмерно расслаблен, Гнойный, несмотря на ярость, чрезмерно зажат.

2. Судьи не из мира баттлов, и откровенно признавались, что плохо во всем этом разбираются. Уже после выхода баттла Оксимирон написал о том, что сам настоял на том, что бы батлл судили. Знал ли он о том, кто будут судьи - неясно.

3. На решение судей вполне могла повлиять поддержка зала - у Гнойного она была гораздо сильнее. Хотя это было даже красиво - одиночка против толпы. С цитатой из «Книги Закона» на руке Оксимирон смотрелся словно мизантроп Кроули в толпе горячих поклонников Елены Петровны Блаватской.

4. И самое главное - о чем нам говорит, что победа Гнойного в общественном сознании (излитом, как водится, в интернет) меркнет на фоне поражения Оксимирона?

В сухом остатке: безусловно, баттл года (хотя праздник изрядно подпорчен крысами, слившими результаты в интернет), но не лучший для обеих сторон. Два человека, по сути из разных измерений, пришли, сделали что могли (хотя могли и больше) и ушли. Каждый при своём. Оба выдали мощное шоу, но это никак не 5:0, это чистая ничья. Говорить о том, что «король умер, да здравствует король!» преждевременно и неуместно. Хотя, возможно, все к этому и идёт.

Теперь немного метафизики.

Не имея ни профессионального интереса, ни расположения души, я все же слежу за баттлами и творчеством видных представителей. И на мой, сугубо непрофессиональный взгляд, картина весьма плачевна, и много из того, в чем обвиняют Оксимирона - справедливо.

Во-первых, отсутствие нового материала. По осени раз в год собирать стадионы на большое шоу это отлично, но есть риск «очередного последнего турне группы Scorpions», когда люди будут приходить из ностальгии по песням времен молодости. Оксимирон задал такой уровень, которому сложно соответствовать даже ему самому, но вряд ли его можно удерживать годами, рано или поздно эту планку просто снимут и повесят другую, и не факт что выше. Может случиться и такое, что и Король останется, да только корона его никому уже нужна не будет.

Во-вторых, молодые и злые как-то быстро сформировали себе сцену, пускай пока локальную, но она набирает обороты. Хип-хоп - не музыка толстых, это музыка молодых, про молодых и для молодых. Было бы здорово, если бы подобные баттлы проходили чаще раза в год - пойдёт на пользу всем.

В третьих, и самое главное - Оксимирон невыносимо серьезен по отношению к себе и к тому что он делает. На прошлой неделе вышла хорошая реклама Reebok, где Оксимирон рассказывает о том, что такое Империя. Хорошие слова, правильные. Не невыносимо пафосные и скучные. В то, что Оксимирон построит свою Империю сомневаться не приходится, но что же это за Империя, если хотя бы пару раз в год Император не возглавляет карнавал в роли шута? Скучная и жирная как Рим.

Оксимирон дал нам новый вид хип-хопа - не гопнический, не бандитский, не клоунский. И только идиот и любитель медийной пошлятинки списывает его со счетов. Вполне возможно, что ему предстоит снова сделать нечто подобное - предотвратить сползание целого пласта культуры в сальную подростковую пошлость из-за своего же отсутствия.

А 5:0 там и близко нет. А даже если и есть? "Спартак" проиграл "ЦСКА". Король умер, да здравствует Король?

Чтобы действительно разрушить общество спектакля, необходимы люди, которые бы задействовали какую-то практическую силу. (Ги Дебор, "Общество Спектакля")

Раунд.

P.S. Если всё-таки кто-то из читателей посмотрит данный баттл, обратите внимание на финальный выкрик Гнойного. Я так своему бате орал, когда мне шестнадцать было, многие так орали своему бате. Наверное, это все что нужно знать, для того что бы понять, что произошло на самом деле. 

8 сентября 2017
Cообщество
«Салон»
21 1 9 189
23 августа 2017
Cообщество
«Салон»
4 1 9 295
Cообщество
«Салон»
14 1 9 553

Комментарии Написать свой комментарий
15 августа 2017 в 12:11

Ну не знаю. Талантов не отрицаю, да и появились в этом жанре интересные люди. Но порой про рэп хочется вспомнить меткое определение Паука-Троицкого

15 августа 2017 в 12:45

Если бы не текущее состояние сайта сгодилась бы и это статья.

15 августа 2017 в 13:52

Смотрел впервые в жизни.

Вкатило.

Это несколько иной мир.

Автору - спасибо за открытие

15 августа 2017 в 15:38

Не представляю, что это за действо, но судя по описанию, похоже на состояние умирающего общества на планете из "Часа быка" Ивана Ефремова. Там в возрасте, если память не изменяет 15-16 лет, детей тестировали и делили на КЖ и ДЖ. ДЖ - долгоживущие жили до естественной смерти, элита, КЖ- короткоживущие, жили до 25 лет и все. Дальше они умирали, их убеждали, что жизни страшна, а смерть избавление. Собирались на стадионах тысячи людей и КЖ у всех на глазах кончали самоубийством.

15 августа 2017 в 18:15

Слава за мгновенье сделал намного больше чем газета Завтра за всю свою историю

16 августа 2017 в 11:44

Рэп, блюз - афроамериканская дрянь, чернота, ниггерство.

18 августа 2017 в 18:20

иногда белые люди обнажают свои черные стороны