Сообщество «Ельцин-центр» 14:37 23 февраля 2020

Банкротство творцов

практически все горлопаны с 5-го съезда кинематографистов СССР ничего не сделали после

В 1986 году прогремел знаменитый 5-й съезд кинематографистов СССР. Горлопанили там всяческие знаменитые тогда кинотворцы. Они рубили с трибуны правду-матку, громыхали нехитрым глаголом супротив партийной цензуры и за «швабоду». Вот сейчас, говорили они, снесём препоны, а заодно тогдашнего главного кинобосса, гениального режиссёра Сергея Бондарчука, и зацветёт пышным цветом отечественный кинематограф, распустится всё то прекрасное и крутое, что душилось проклятыми и бездарными партократами. Творческие личности расправят, так сказать, могучие свои плечи и крыла. И проснётся ото сна богатырь-народ, ведомый своими поводырями-творцами. И прочее всякое такое же случится, и заживём. И зажили.

И полезло из наших художников все вот это самое. Ведь удивительное дело! Все, практически все горлопаны с того самого съезда ничего не сделали после. Ничего, хотя бы относительно сопоставимого с тем, что они снимали в СССР. Ничего. Они вдруг тотально и непоправимо поглупели, поскучнели. Ничего хорошего в 1990-е не сняли Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай, Георгий Данелия и Элем Климов, Андрей Смирнов и Алов с Наумовым…Из старосоветских нормальное творческое существование продолжил только Никита Михалков, который, кстати, на том съезде был еда ли не единственным оппонентом этого идиотского перестроечного задора и защитником Сергея Бондарчука. А то, что наши великие сняли в те времена. Лучше бы и не снимали. А еще из наших кинохудожников полезло самое дурное, самое жуткое – мурло чернухи. Повылазило то убожество, которые эти в сущности не очень умные и совсем неблагодарные люди по причине скудости, как сегодня выясняется, разумения считали «правдой».

И мы, большая публика, стали о чем-то подозревать. Мы стали смутно догадываться о том, что государство, оказывается, было гениальным продюсером и удивительным демиургом, умудрявшимся сотворить великий советский кинематограф, заставляя даже копеечный (оговорюсь, не все были такими) интеллигентский человечий и душевный материал извергать из своего чернушного, как выяснилось позже, и порченного нутра что-то хорошее, светлое, чистое. Оказывается, советское государство умело делать хороших людей из тех, кто так себе. Иногда приходилось их заставлять быть хорошими.

А благодарность…Вся эта творческая интеллигентская шелупонь никогда не скажет ни тому, ни этому государству спасибо. Все эти эгоцентричные инфантилы всегда будут трубить о том, что они всегда «вопреки», а не «благодаря». Но архитекторы социальной памяти должны тыкать этих зарвавшихся творцов в лужи исторгаемой ими мемуарной мочи. Они должны напоминать им о том, что всё самое лучшее с ними случилось именно благодаря советскому государству. И без этого государства, и без этой цивилизации они сами по себе, их дешёвенькие душонки мало кому интересны.

И такое ведь было не только в кинематографе.

1.0x