Сообщество «Форум» 21:50 13 мая 2017

Автосыскари

или чужие здесь не служат

Заказ на «Ладу Приора» Алиму Бесхароеву и Альви Болгоеву поступил ещё в конце прошлого года. Детали заказчика не интересовали, ему было важно, чтобы машина была непременно белого цвета! Подельникам – землякам, уроженцам соседних ингушских сёл Сурхахи и Барсуки детали были и так ясны, ведь красть автомобили было едва ли не их единственной профессией. Поколесив несколько дней по Москве, они нашли нужную машинку в одном из дворов Южного АО столицы. Оставалось выбрать удачный вечерок и «бомбануть» её! Дело вполне привычное, ведь уже несколько раз подряд удача улыбалась им! Их, правда, предупредили, что недавно в столице появилось какое-то новое хитрое подразделение ГИБДД, ориентированное на автоугоны, но что настоящим джигитам какие-то гаишники, когда с ними Всевышний!

Наследники «летучих голландцев»

«Новое подразделение» о котором скоро узнала столичная преступность, родилось по инициативе прежнего начальника столичного главка, генерал лейтенанта полиции Анатолия Якунина. Задумкасостояла в том, чтобы создать в составе одного из батальонов ДПС роту, как некую ударную силу, куда вошли бы специалисты сразу нескольких полицейских служб, нацеленных на работу по хищениям колесной техники. В их числе, помимо опытных сотрудников дорожной инспекции, должны были быть работники МУРа, других оперативных служб, готовые действовать быстро, дерзко и главное - самостоятельно. Предложение быстро нашло отклик среди полицейских, попробовать себя в роли автосыскарей захотели более четырёхсот сотрудников. Прежде чем «прописаться» в роте, кандидаты проходили трёхмесячную стажировку. Однако уже по итогам собеседования некоторым из них было вежливо отказано - требовались сотрудники исключительно с опытом работы в оперативных подразделениях.

…Камера наблюдения системы «Безопасный город» бесстрастно зафиксировала, как в один из декабрьских вечеров во двор въехал тёмный «Ниссан» из которого вышел молодой человек и направился к припаркованной «Ладе». Несколько секунд - и машина вскрыта. Парень садиться за руль, машины трогается с места и уже через минутуничто не обнаруживает следов совершенного преступления…

Впрочем, новой идея была лишь относительно, поскольку подобная структура несколько лет назад уже существовала в Москве. Ветераны столичной автоинспекции должны помнить, созданный в начале 90-х сводный отряд, получивший в кулуарах броское название «Летучий голландец», который базировался в столичном районе Косино. Его «изюминка» состояла в том, что в состав обычных с виду патрульных экипажей входили, кромесотрудника ДПС, оперуполномоченный уголовного розыска и дознаватель. В «лихие 90-е» «голландцы» без работы не сидели, получив не только драгоценный опыт работы в такой непривычной связке, но и признание руководства и, более того, криминальных «братков».

Эксперимент удался, скоро отряд стал батальоном и был переориентирован на борьбу с автоугонами, от которых тогда лихорадило Москву, где порой в день совершалось до нескольких сотен подобных преступлений!«Действовали угонщики в наглую, - вспоминает командир 2 - госпецбатальона ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве, майор полиции Сергей Кобозев, - выбирали понравившуюся машину, в тот же день делали на неё налёт и, не особенно заморачиваясь со свидетелями-очевидцами, тут же угоняли авто. Сил отследить всех у милиции не хватало».

Благодаря поддержке столичного правительства, в поисковой практике тогда, пожалуй, впервые были применены радиопоисковые и спутниковые системы, устанавливаемые на служебные авто. Со временем появился и результат – число угонов и хищений машин, хоть и медленно, но пошло на спад – к 2010 г. их число снизилось до нескольких десятков в день. А подразделение в очередной раз… реформировали, раздав его повзводно в отдельные батальоны ДПС по административным округам г. Москвы, что, как показало время, лишь ослабило единый мощный кулак.

…Угнанную машину лихие налётчики, уверенные в своей безнаказанности, надёжно скрыли в одном из арендованных землякамигаражей. Дело практически было обтяпано, следы они замели хорошо, и заказчик получил заверение, что скоро товар будет у него. Оставалось решить вопрос с переправой машины на Кавказ, но тут случилась осечка «менты подняли шухер» и они решили залечь на дно…

Своё прежнее предназначение и структуру экипажей фактически сохранила лишь оставленная в Косино спецрота, продолжавшая аккумулировать бесценный опыт. Её задачи были расширены и уточнены, а в сферу деятельности подразделения вошли вообще все преступления, совершенные с применением авто и мототранспорта. Тогда и перевёлся сюда молодой инспектор ДПС старший лейтенант милиции Александр Ильин – ныне командир той самой роты по задержанию угнанного и похищенного автотранспорта. Сегодня рота, пережив ещё несколько болезненных переформирований, входит в состав 2 -госпецбатальона ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве.

Без фанатизма, но с результатом

Как показала практика, накопленный опыт легендарного подразделения,не канул в Лету и после всестороннего анализа руководством столичной дорожнойполицииситуации,в конце 2015 на улицы города вновь появились смешанные экипажи, состоявшие из «гаишников» и «оперов». К сожалению, за время всех этих кадровых пертурбаций ушли некоторые опытные сотрудники.

- Но остались именно те, - вспоминает командир роты, - кого принято называть в хорошем смысле слова фанатиками, кто уже не представляет себе службы без большой доли самостоятельности, в ком навсегда поселился азарт охотника, кто не боится рисковать, проявляя инициативу в борьбе с изворотливыми и наглыми хищниками. Недаром, заместителем к себе Ильин попросил сотрудника МУРа. Им стал капитан полиции Александр Тутушкин.

…Ежедневно просматривая КУСП (книга учёта совершённых преступлений),командир роты на пару с замом выбирают из него наиболее дерзкие угоны, заодно проверяя по базе данных, не засветились ли где их старые знакомые - угонщикисо стажем, попадавшие когда-либо в разработку? Одним из таких случаев и стал угон «Приоры» – почерк крадунов показался знакомым, да и «Ниссан» на котором похитители приехали «на дело», был уже засвечен – грубая, надо признать, ошибка самоуверенных бандитов. Вскоре установили и личности автоворов. Оставалась, пожалуй, наиболее сложная часть операции по их задержанию – вычислить, где они прячут машину и накрыть их с поличным…

- На вооружение роты у нас сейчас самые новые средства наблюдения, навигации и фиксации – всё чем богата московская полиция, - продолжает свой рассказ Александр Алексеевич. – У нас гораздо больше самостоятельности. Приветствуется, например,скрытое патрулирование, которое не везде спешат применять. Новшеством стало и то, что в случае необходимости батальону, а фактически роте, в оперативное подчинение придаются 25 сводных экипажей патрульных машин для перекрытия конкретного района. Такой манёвр сильно усилил вероятность задержания преступников по горячим следам. Используем мы их в разных комбинациях. Например, если нужно загнать преступников в ловушку, устроенную на Новорижке, то мы расставим экипажи так, чтобы у угонщиков не было другого выхода, как поехать по единственной «свободной дороге», где их через пару километров уже встречают наши ребята.

- А досадной утечки информации удаётся избежать благодаря слишком узкому кругу посвященных, - включается в разговор заместитель, -поскольку решение о том, где мы будем работать сегодня принимаем мы с командиром за полчаса, не выходя из кабинета.

Что ж, подумалось мне, очевидно, на смену утомительному едва ли не по квадратному прочёсыванию местности, схожему с поиском иголки в стоге сена, пришли работа на упреждение, чёткое планирование и точный расчёт.

- Не всё так просто, - спустил меня с небес на землю командир подразделения, - на разработку отдельных преступных сообществ уходило порой по несколько месяцев, но это давало в конечном итоге результат.

… Угнанная белая «Лада Приора» всплыла неожиданно в начале апреля. Камеры наблюдения зафиксировали её движение в сопровождении всё того же тёмного «Ниссана» в районе Варшавского шоссе.Обе машины на максимально возможной скорости пытались выскочить из Москвы на оперативный простор замкадья, а там - ищи ветра в поле…

Каждый охотник желает знать…

Всё чаще работать автосыщики стали точечно, на упреждение, загодя получая собранную и обработаннуюоперативную информацию. Инструктаж экипажей при этом сводиться к минимуму.К тому же теперь не приходиться тратить время на утрясание часто возникающих правовых коллизий при задержании угонщиков. Они обычно теряются, когда с виду обычный инспектор ДПС начинает с места в карьер грамотно «упаковывать» их, делая всё строго в соответствии с законом, основательно, без суеты - профессионально.

Майор Ильин уверен, что сегодня похитить автомобиль из Москвы без последствий для себя ворам, действующим, как правило сообща, практически невозможно. Благодаря круглосуточной системе наблюдения и фиксации, которыми перекрыты почти все транспортные артерии города, моментальной реакции и завидной оперативности сотрудников спецроты, а также другим наработкам, о которых командир по понятным причинам умолчал, уйти от возмездия стало фактически невозможно – достанут буквально из-под земли и в сжатые сроки.

… Реакция автосыскарей была моментальная. О маршруте и направлении движения криминального дуэта руководивший операцией майор Ильин сообщил дежурным экипажам, находящимся в этом районе. Через пять минут цель была обнаружена на Кировоградской улице и два экипажа включились в погоню, стараясь по возможности как можно позже обнаружить себя. Дождавшись заминки на перекрёстке, когда загорелся красный, служебные «Форд» и «Шкода» рванув «под мигалки» вперёд, заблокировали обе машины! Инспектора тут же бросились к ним. Для угонщиков это было полной неожиданностью, они растерялись! Однако, шок у старшего из них скоро сменился гиперактивностью: управлявший «Ниссаном» преступник резко газанув, попытался вырваться из клещей, сдал назад, протащив по асфальту повисшего у него на двери инспектора ДПС мл.лейтенанта полиции Александра Куценко и протаранив патрульный автомобиль. Ещё секунда и он вырвется на свободу… В этой критической ситуации сотрудниками было применено оружие, которое перечеркнуло все надежды самоуверенной парочки гастролёров...

Подводя итоги прошлого года, мэр Москвы Сергей Собянин так оценил работу полицейских:«Благодаря внедрению системы видеофиксации, оперативной работе ГИБДД, полиции в целом и другим профилактическим мерам пресечена деятельность многих нелегальных гаражных автосервисов, число краж машин в Москве за последние годы уменьшилось в два раза». Уточним, согласно официальным данным с Петровки, в прошлом году разыскано 238 угнанных автомобилей.

Ситуацию удалось переломить в корне - сегодня красть и угонять машины в первопрестольной решаются единицы, и делают это в основном иногородние, не знакомые с обстановкой. Это подтверждается и статистикой – по последним данным в столице ежедневно фиксируется от 3-х до 8-и угонов. Любители поправить свои финансовые дела за счёт автовладельцев скоро поняли, что на них открыта плановая охота. Сыщики в обличии инспекторов ДПС стали навязчивым кошмаром для автоворов. И конца ему, как уверяет майор Ильин, не предвидится.

… Когда испуг и первый страх у угонщиков прошёл,им наверняка вспомнилось предупреждениеземляков о хитрых гаишниках, которые перехитрили и «самого Аллаха».В итоге, науроженцев Ингушетии собран солидный следственный материал для возбуждения уголовного дела по статье 158 УК РФ «Кража»…

Фото Андрея Лисовского

Материал подготовлен при участии журналистов МВД России. Изменены только фамилии задержанных

Cообщество
«Форум»
26 апреля 2024
Cообщество
«Форум»
1.0x