Авторский блог Дмитрий  Ершов 15:45 6 ноября 2018

Арест Олега Хоржана, как апофеоз политических репрессий в Приднестровье.

Новый 1937-ой год в Приднестровской Молдавской Республике!

Приднестровье никогда не отличалось «прозрачностью» власти, а, тем более, адекватностью решений, этой самой властью принимаемых. Был бардак и во времена многолетнего президентства Игоря Смирнова, в демонтаже чьего режима там удалось поучаствовать и автору этих строк. Затем была надежда на президента Евгения Шевчука, который в сложной политической борьбе пришел на смену Игорю Смирнову, но к концу своего президентского срока дошел до такого же управленческого беспредела, что и его предшественник. Была, наконец-то надежда на то, что в Приднестровье наступит порядок при новом президенте Вадиме Красносельском, который при президенте Игоре Смирнове возглавлял республиканское МВД, а при Евгении Шевчуке – службу безопасности местной олигархической группы – холдинга «ШериFF», откуда и начал свой политический путь сначала в Председатели Верховного Совета ПМР, а затем и в президенты Республики. Но не тут-то было…

Перед началом грустного повествования о политических репрессиях в Приднестровье, которые сейчас значительно превзошли даже «творчество» Смирнова и Шевчука в период их особо клинических обострений, я немного поведаю о структуре приднестровской власти и кто там за кем стоит.

На момент ухода с поста президента Игоря Смирнова, в Приднестровье было два внутриполитических «центра силы». Первый «центр» - это администрация самого Смирнова, состоявшая из бюрократов еще советской закалки, а второй «центр» - появившийся из «бандитских 90-х» холдинг «ШериFF». Причем, про «бандитские 90-е» тут замечено безо всякого сарказма. «ШериFF» основали два бывших сотрудника Уголовного Розыска Тираспольского ГОВД – Виктор Гушан и Илья Казмалы (Который этим УгРо на начало 90-х как раз и руководил – прим. Д.Е.). По информации из открытых источников, Гушану и Казмалы в 1993-ем году надоело служить в «органах» и они примкнули к команде хорошо на тот момент известного во всех кругах Приднестровья Станислава Алексеенко, лучше узнаваемого в определенном обществе по кличке «Стас». В течение 3-х лет «тотального передела» всего и вся в Приднестровье почти все «авторитетные» товарищи, включая Алексеенко, были убиты. Один лишь Юрий Гринфельд сумел вовремя убежать на Украину и таким образом сохранить жизнь. А почти все «переделенные» активы перешли в собственность холдинга «ШериFF», который возглавили Гушан и Казмалы под чутким на тот момент кураторством со стороны Администрации Игоря Смирнова. В 2000-ом году холдинг «ШериFF» уходит в политику, создав движение «Обновление», которое в 2006-ом году мутирует в партию, а в 2010-ом году получает полный карт-бланш во всех законодательных органах власти Республики, включая Верховный Совет.

двойной клик - редактировать изображение

Основной задачей холдинга было после 2010-ого года, взять под полный контроль и исполнительную власть в Республике на президентских выборах в 2011-ом году. Но тут произошел определенный казус – кандидат №1 на смену Игорю Смирнову – Евгений Шевчук послал холдинг куда по дальше прямым текстом и выиграл выборы, как у действующего президента Игоря Смирнова, так и у впопыхах откопанного у рыбницкого борделя «Белый Шар» нового «ставленника холдинга» Анатолия Каминского, на избирательную компанию которого ушли, к слову, миллионы долларов.

К слову, Евгений Шевчук так и не смог выстроить в течение своего президентского срока хоть какую-то более-менее вменяемую систему сдержек и противовесов с холдингом «ШериFF», а вместо этого последние годы своего президентства только попустительствовал «экономическому беспределу» со стороны своего окружения, который по своим масштабам походил на те же «бандитские 90-е». Закономерно, что в 2016-ом году Евгений Шевчук выборы «с треском» проиграл в первом же туре Вадиму Красносельскому, тем самым позволив холдингу полностью замкнуть на себя как законодательную, так и исполнительную системы власти Приднестровья. О судебной системе Приднестровья в свете текущих реалий можно, как о покойнике, уже и промолчать.

двойной клик - редактировать изображение

Были бы в холдинге люди по умнее, они бы, конечно же, по тихому начали бы пользоваться всей полнотой власти в Республике, не привлекая к себе повышенного внимания извне. Благо, в Приднестровье еще есть к чему стремиться. Вместо этого как руководство холдинга «ШериFF», которое сейчас единолично представляет только лишь Виктор Гушан, так и вышедшее из этого же холдинга новое руководство Республики вот уже два года ведут показательную «охоту на ведьм». Для начала местную милицию возглавил бывший начальник принадлежащего холдингу «Агропромбанка» Руслан Мова и тут все началось…

двойной клик - редактировать изображение

Почти сразу после смены власти в Приднестровье, в феврале 2017-ого года в Республике Молдова был похищен, изувечен и переправлен на территорию Приднестровья бывший при президенте Евгении Шевчуке главой таможенного комитета ПМР Юрий Гервазюк. Затем Юрия Гервазюка приговорили к 10 годам лишения свободы и оштрафовали на 3,5 миллиона приднестровских рублей – это 226 000 долларов США.

двойной клик - редактировать изображение

27-ого июля 2018-ого года также на территории Республики Молдова при посредничестве молдавской полиции был похищен, избит до полусмерти и переправлен в тюрьму на территории Приднестровья бывший при президенте Евгении Шевчуке главой МВД Геннадий Кузьмичев.

Никаких серьезных шагов по пресечению такого рода моментов со стороны молдавской стороны не последовало. Более того, молдавские силовые структуры оказывали максимально возможную поддержку своим приднестровским «коллегам» при похищении людей на своей территории. При этом, в тоже самое время руководством и «силовиками» Молдовы разрабатывается план действий по выполнению резолюции ООН о выводе российских войск из Приднестровья. Какие неформальные отношения существуют между силовыми структурами этих двух стран и в ущерб кому они могут быть направлены – это весьма серьезный вопрос, над которым стоит задуматься уже в Москве.

Что касается Гервазюка и Кузьмичева, то в свое время, находясь у власти, они, как говорится, «наворотили дел», и тут вызывают серьезные вопросы только способы их привлечения к ответственности путем похищений и избиений. Но вот недавние действия руководства Приднестровья против законно избранного народом депутата Верховного Совета Приднестровья и главы Приднестровской Коммунистической Партии Олега Хоржана, которого отправили на четыре с половиной года в тюрьму по сфабрикованному от начала и до конца делу – это уже проявление государственного беспредела от «А до Я».

двойной клик - редактировать изображение

Суть в том, что, став единственным оппозиционером в Приднестровье, после того, как холдинг сумел взять нити управления всеми структурами власти Приднестровья, Олег Хоржан не имел за своей спиной никаких «темных моментов» в биографии, в отличие от многих других как нынешних, так и прошлых политических деятелей Приднестровья. Находясь в предельно хороших отношениях с прошлым президентом ПМР Евгением Шевчуком, Олег Хоржан никогда не был инкорпорирован в его «вертикаль власти», равно как не имел никакого отношения к тому беспределу, что творили некоторые приближенные прошлого президента. Если говорить кратко, то компромата на Олега Хоржана не было в природе, но новой власти он «чем-то» очень мешал жить, хотя критиковал в свое время, как Игоря Смирнова, так и Евгения Шевчука, сохраняя с последним при этом нормальные отношения.

Поэтому ничем, кроме вызванных паранойей на фоне тотальной безнаказанности действия нынешнего приднестровского режима в отношении Олега Хоржана я назвать не могу. Что же, собственно, произошло?

Как гласят краткие комментарии представителей «силовых структур» Приднестровья, «Подсудимый был признан виновным в применении насилия в отношении представителя власти 2 июня 2018 года в здании УВД г. Тирасполь, а также был признан виновным в оскорблении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей», — пояснил представитель прокуратуры Виктор Кольцев. Прокурор Приднестровья Анатолий Гурецкий уточнил, что Хоржан препятствовал работе сотрудников правоохранительных органов после организованного им несанкционированного митинга, а также применил насилие в отношении работника милиции, нанеся ему удары по спине. Олег Хоржан будет отбывать наказание в исправительной колонии общего режима. Приговор может быть обжалован в течение семи дней. Сам Олег Хоржан считает, что никаких законов он не нарушал, и что он жертва политических репрессий со стороны властей.

Если бы даже Олег Хоржан был бы виновен, то, как следует из практики наказаний за такого рода преступления на примере Приднестровья, за похожее деяние сажали в тюрьму на 8 месяцев одного алкоголика-рецедивиста. Но тут на четыре с половиной года посадили действующего депутата Верховного Совета (Сняв с него при этом депутатскую неприкосновенность – прим. Д.Е.). Со стороны властей Приднестровья это был последний гвоздь в гроб приднестровской государственности, когда они попрали уже все демократические нормы, чего не было ни при Смирнове, ни при Шевчуке, хотя их способы управления Приднестровьем назвать адекватными также сложно. Но тут «ШериFF» их уже далеко обскакал. Это я только про факт «посадки» в тюрьму депутата – лидера фракции и республиканской партии, обладающего неприкосновенностью, якобы, за хулиганку.

Что касается самого факта преступления, за которое Олег Хоржан получил 4,5 года лишения свободы, то его просто нет. Вот что случилось строго на основе фактов, предоставленных самими же правоохранительными органами Приднестровья, в тот день, когда Олег Хоржан, якобы, применял насилие и оскорблял представителей власти.

2 июня 2018-ого года на центральной площади столицы Приднестровья оппозиция в количестве 150 человек провела несанкционированный митинг. После этого сотрудники МВД Приднестровья провели задержания людей, пришедших выразить мирно свой протест. В тот момент Олег Хоржан с семьей уже отмечал годовщину бракосочетания сына в ресторане «Куманек». Никаких фактов употребления им алкогольных напитков, кроме найденного в соседней мусорке непонятно кому принадлежащего чека из этого ресторана и последовавших через продолжительное время заявлений министра МВД Руслана Мовы на этот счет, нет. Причем, в первоначальных показаниях министра о нахождении Олега Хоржана в состоянии алкогольного опьянения также не говорилось ни слова.

После того, как Олег Хоржан узнал о задержании людей, он отправился в милицейский участок, где они содержались. В соответствии с Конституцией Приднестровья, депутаты Верховного Совета ПМР имеют право на беспрепятственный проход в здание ГОВД (без исключений и ограничений). То есть штурмовать Тираспольский ГОВД Олегу Хоржану не было никакого резона. Его были обязаны туда пропустить. Но этого не последовало. Когда Олег Хоржан пытался воспользоваться своими конституционными правами и попасть в милицейский участок его, депутата высшего законодательного органа Республики, сотрудники милиции, буквально, вышвырнули из здания ГОВД с применением насилия. Это подтверждает видео с камер видеонаблюдения, установленных в ГОВД, которое показывалось, как на приднестровском телевидении, так и находится в сети Интернет.

двойной клик - редактировать изображение

То есть преступление, а именно применение насилия в отношении представителя власти, депутата Верховного Совета ПМР, во время исполнения им должностных обязанностей и воспрепятствование представителю власти исполнять свои должностные обязанности совершили, по сути, сотрудники Тираспольского ГОВД, за что и должны были идти под суд. Но вместо этого под суд пошел Олег Хоржан, которого обвиняют, например, в том, что он (далее идет цитата из обвинительного заключения): «…умышленно нанес удары руками в область спины младшему оперуполномоченному УВД г. Тирасполь МВД ПМР старшему сержанту Бикиру П.А., …причинив последнему, согласно заключения эксперта № 223, телесные повреждения в виде ссадин спины и левой руки». Вы сами попробуйте ударить кого-нибудь по спине так, чтобы ссадины (От ногтей – так написано в экспертизе – прим. Д.Е.) получились на закрытой милицейской формой и рубашкой спине, да еще и на левой руке. Тут, либо старший сержант Бикир П.А. нагло врет; либо мы не до конца знаем, а что же на самом деле тогда происходило в здании ГОВД. Также коллега этого самого Бикира П.А, - старший лейтенант Кирьяков В.В. заявил, что: «…не видел, как О.О. Хоржан наносил удары Бикиру П.В. и Хоржан не применял в отношении него насилие». Такие же показания дали еще несколько свидетелей. С этим эпизодом все ясно, в целом.

Другие эпизоды «преступной деятельности» Олега Хоржана – это, якобы, то, что он «умышленно нанес участковому инспектору УВД г.Тирасполя капитану милиции Осадчему В.В. удар обеими руками в область груди последнего, причинив физическую боль», «умышленно сорвал погон с форменной рубашки капитана Осадчего В.В.» и «умышленно сорвал погон с форменной рубашки и.о.начальника УВД г.Тирасполя полковника милиции Цуркана С.В.». Правда, в рапортах сотрудников МВД Цуркана, Геращенко, Бикира, Шумейко, которые они написали 2 июня, сразу после произошедшего, равно как и в рапорте Осадчего, нет ни слова о том, что Осадчего кто-то бил или толкал. А в суде все 6 сотрудников милиции изменили свои показания. Так, трое – Геращенко, Бикир и Шумейко заявили, что это был не удар, а лишь толчок. Еще трое сотрудников МВД – Цуркан, Митрофаненко и Кирьяков заявили, что вообще не видели ни удара, ни толчка. Это же подтвердили еще двое свидетелей – Невский А.Е. и Хоржан Е.О. Также в суде пять сотрудников милиции: Цуркан, Геращенко, Шумейко, Митрофаненко и Кирьяков заявили, что они не видели, чтобы Олег Хоржан срывал с Осадчего В.В. погон, равно как и сам Осадчий утверждает, что погон оставался у него на плече во время инцидента. Подтвердил версию со срывом погона только «поцарапанный на левую руку» в «результате удара по спине» милиционер Бикир П.В. Также, как и нет зафиксированных на видео свидетельств срыва погона (Почему только одного? В чем смысл умышленно срывать один погон, а не два? – прим. Д.Е.) с полковника милиции Цуркана С.В. и все опирается, опять же, на показания Бикира П.В.

И под конец Олега Хоржана обвинили в оскорблении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Суть ситуации в том, что Олег Хоржан сказал одетому в гражданское министру МВД Руслану Мове следующее: «Людей в туалет, пожалуйста. О, привет, Мова, че ты улыбаешься, как девка? Плюешься че ты? Людей выпусти. В шортах он, в шароварах». И еще одна фраза: «Мова, не будь трусом, подойди сюда. Куда ты пошел? Але, министр без погон. Генерал сраный». На фоне текущей ситуации, когда самого Олега Хоржана подчиненные Мовы в нарушение действующего в Приднестровье законодательства и с применением насилия вышвырнули из здания ГОВД, такое обращение к руководителю «хулиганов в погонах» – это как-то очень вежливо еще. От себя еще могу заметить, что в свое время для одного, уже в прошлом, губернатора в России зацикливание на разного рода оскорблениях стало клеймом на всю жизнь. «Странному» генералу Мове об этом стоило бы задуматься.

Понятное дело, что «судилище», устроенное представителями приднестровской власти над Олегом Хоржаном, не имеет никакого отношения к, якобы, сорванным погонам, поцарапанным спинам милиционеров и прочим «сраным генералам». Холдинг и аффиллированные к нему приднестровские политики хотят всецело зачистить политическое пространство Приднестровья от какой бы то ни было конкуренции, замыкая на себя все ветви власти Приднестровья в течение максимально возможного времени. Особенно они боятся повторения ситуации с Евгением Шевчуком, когда независимый кандидат выиграл у действующего президента и кандидата от холдинга, на продвижение которого были потрачены миллионы долларов и мощнейший административный ресурс. Сейчас экономическая и социальная ситуация в Приднестровье совсем не идеальная; Россия все больше делает ставку на лояльное себе руководство соседней Республики Молдова, что грозит Приднестровью снижением финансовой помощи; а единственным независимым оппозиционером является Олег Хоржан, поэтому холдинг и пошел на беспрецедентные меры, отправив Хоржана за решетку по абсолютно сфабрикованному делу и начав против него кампанию контрпропаганды.

Как будет развиваться ситуация дальше не совсем ясно. Повлиять на судьбу Олега Хоржана может как Российская Федерация, так и Европейский Союз. У холдинга «ШериFF» достаточно сильные позиции в России по линии партии «Единая Россия», но можно вспомнить, как такого рода позиции холдинга никак не помогли Анатолию Каминскому на выборах президента в 2011-ом году, когда, непосредственно, Владимир Путин через своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова заявил, что никакого Каминского в Приднестровье он не поддерживает. Также основной экспорт холдинга «ШериFF» идет в Европейский Союз, для которого политические репрессии – это очень хороший повод для экономических санкций в отношении тех, кто эти репрессии затеял. Если скандал вокруг политических репрессий против Олега Хоржана получит продолжение, а все к этому как раз и идет, то последствия для «ШериFF» могут быть куда печальнее даже проигранных в 2011-ом году президентских выборов. Стоит напомнить, что Евгений Шевчук, став президентом, никаких политических или экономических действий против холдинга не предпринимал, в то время как только придя к власти представители «ШериFF» устроили в Приднестровье новый 1937-ой год.

1.0x