Е. В. МАЛИКОВ "Я, враг балета: опыт практической феноменологии. Книга об игре в культуре и культуре игры". — М.: Канон+ РООИ "Реабилитация", 2017. — 320 с.
«Писать о музыке — всё равно, что танцевать архитектуру», — вновь приходит на ум знаменитая колкость Фрэнка Заппы. Как быть в таком случае с танцем — совсем сложно представить. Возможно, и автор настоящей книги отталкивался именно от концептуальных парадоксов, хотя и к авторитетам игры — от Хейзинги до Юнгера — он полемически, но обращается.
Новая книга критика и культуролога Евгения Маликова одновременно продолжает и спорит с его же "опытом занимательной герменевтики" — исследованием "Миф и танец" о взаимодействии танца и окружающего мира.
Многие тексты проходили в СМИ, в том числе — в "Завтра", однако расставлены согласно авторскому сценарию, получили ценные преамбулы.
"Я, враг балета" - это:
И интригующее название — оставлю объяснение читательскому поиску.
И эффектная мудрёная аннотация: «В книге на основании многолетних наблюдений описана среда, которую принято называть околобалетом, отмечен игровой характер взаимодействия актёра и зрителя, показано функциональное тождество между сценой и залом в рамках принятых в данной игре ролевых моделей. Определяя поведение артистов и зрителей единым термином "миметический перформатив", Маликов показывает, как отдельное зрительское "миметическое событие" становится частью "медиального пространства" и как формируется властный дискурс в эпоху массовых коммуникаций».
И важные идеологические тезисы: «Нам до сих пор неясно, как формулировал своё хореографическое высказывание Григорович, как он вовлекал танец в спектакль. Я убеждён, что морфология его балетов, когда будет понята, станет основой будущих шедевров русской сцены».
И атака на нерядовой нынче тип зрителя-потребителя, для которого спектакль, игра, представление — лишь досуг, времяпрепровождение. Маликову нужен полноценный соучастник действия: «Мнение зала, самой профессиональной части его — назовём её "виражом" по аналогии с фанатскими секторами — имеет определяющий смысл, поскольку зал божественен. Он — Дионис, как и было сказано, без зрителя спектакля нет, а без искусствоведа — пожалуйста!».
И восторг перед красотой и обаянием артисток (Насколько понимаю, опять-таки не самая принятая модель современного отношения к балеринам).
И этнополитические наблюдения вкупе с околобалетной лирикой: «Что же до испанцев, так те просто показали то, что умеют делать лучше всех: исполнять канте хондо и ценить крупных женщин».
И остроумные афористичные заключения: «Единственное, что меня примиряет с классической танцевальной сценой, так это возможность увидеть, как женщины вокруг мужчин на цыпочках ходят. Больше негде».
Возможно, что у книг о балете иной канон, но когда уже в предисловии встречаешь имена Жоржа Батая, Константина Леонтьева и бывшего капитана североирландской футбольной сборной Нила Леннона, то азарт читателя куда сильнее. И без слова "интересно" настоящей игры не будет. Кстати, ещё немного футбольной аналогии. У Маликова нет медийной псевдоиерархии: премьеры — для вип-публики, скандалы — для прессы, конкурсы балетных школ — для узкого круга спецов и родственников. Большая игра идёт везде. Равно как настоящий ценитель футбола завязан не только на битвы национальных сборных или Лигу чемпионов, но и следит за низшими дивизионами и любительскими соревнованиями.
Хорошо известно, что балет есть национальная гордость великороссов, и наш человек за театр реально переживает, даже если на спектакли последний раз ходил в прошлом веке. Зафиксируем пусть отчасти и вынужденное общественное внимание к премьере "Нуреева" или вспомним, что беседа с Николаем Цискаридзе о реконструкции Большого театра (2011 год) стала одной из самых цитируемых публикаций "Завтра". Вот и получается, что перед нами, с одной стороны, как говорится, книга для специалистов в области культурологии и театроведения, путеводитель по современной сцене, но с другой — текст, открытый для всех, готовых играть.
***
«Почетный гражданин кулис…»
Презентация книги 19 декабря, вторник, 18.30
Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате.
Проезд: м. "Смоленская", Арбат, 53
Справки по тел. +7 (499) 241-92-95