Апостроф
Сообщество «Салон» 00:00 19 мая 2016

Апостроф

Известны слова Бисмарка о том, что войны выигрывает не фельд­фебель, а учитель. Это так. Но войны выигрывает также художник, человек культуры. Войны выигрывает тот, кто сумел создать образ родины, за который человек готов отдать жизнь. Особенно велика роль деятелей культуры в наше время развития коммуникаций, развития техники, когда у человека освобождается время от добывания хлеба для зрелищ. И от того, какие зрелища предлагаются обществу, зависит, каким оно будет.
0

Елена Ямпольская "О культуре и не только", Москва, Издательский дом "Городец", 2016, 592 с.

Известны слова Бисмарка о том, что войны выигрывает не фельд­фебель, а учитель. Это так. Но войны выигрывает также художник, человек культуры. Войны выигрывает тот, кто сумел создать образ родины, за который человек готов отдать жизнь. Особенно велика роль деятелей культуры в наше время развития коммуникаций, развития техники, когда у человека освобождается время от добывания хлеба для зрелищ. И от того, какие зрелища предлагаются обществу, зависит, каким оно будет. "Духовная пища" — это не красивое выражение. Действительно, чем питается наша душа? Чем питаются души детей? Важнейший вопрос, значимость которого давно понята и осмыслена противниками нашей страны, занятыми перекодированием сознания нашего общества именно через культуру и её услужливых деятелей. И холодная война, которая ведётся против нашей страны, — это война, штыками которой в большей степени выступают деятели культуры и средств массовой информации.

Елена Ямпольская — яркий пример и подтверждение того, что и один в поле воин. Воин умный, бесстрашный. Прочитав книгу Ямпольской "О культуре и не только", ты узнаёшь много нового. О событиях культурной жизни, которые, к сожалению, прошли мимо тебя. Но и сейчас, узнав о них, ты обогатился и их значимостью, и скромным величием людей, эти события создавших. Такова, например, организация музеев в селе Вятское местным подвижником. Узнаёшь о поистине исполинах духа, живущих среди нас, на своём месте стоически работающих ради того, чтобы поддерживать в обществе, в человеке духовность. Это работники музеев, библиотек, организаторы региональных фестивалей, конкурсов, которые очень значимы для людей, которые наполняют жизнь людей творчеством.

Бесчисленные ток-шоу, интервьюирование, как правило, одних и тех же известных людей, о которых мы знаем уже всё и даже больше, чем они сами о себе или мы же о своих самых близких людях… Так неужели может представлять интерес ещё и солидная по объёму книга, состоящая в большой степени из размышлений одного человека? Из его размышлений? Может. Потому что ты вместе с автором размышляешь, соглашаешься, оппонируешь, мысленно приводишь свои аргументы. Автор твёрд в своей позиции. Но он не давит, не навязывает своё мнение, а именно убеждает. Как убеждает президента и членов Совета по культуре: "Когда я слышу о том, что наша главная задача — повысить доступность культуры, привести её в каждый дом, в каждое село и построить в малых городах кинотеатры, я думаю: а какие фильмы будут крутить в этих кинотеатрах? "Обитель зла"? Что будет выставляться во вновь построенной галерее — "Духовная брань", вдохновлённая небезызвестным "панк-молебном"? Чем украсится провинциальный город за большие бюджетные деньги — безголовыми человечками?"

И вместе с автором мы восклицаем: "Да упаси Боже от такой культуры. Не можем помочь, так не будем хотя бы развращать… Никогда для русского человека выгода, барыш не были основополагающими. Если заставить его жить исключительно по экономическим законам, он перестанет быть русским, а зачастую — и вообще перестанет быть человеком. Не только экономика определяет атмосферу в стране. Атмосфера тоже способна благотворно влиять — в том числе и на экономику. Когда человек знает, кто он, на какой земле живёт, к чему стремится его страна и от каких нравственных устоев она ни под чьим давлением не откажется, к какому общему делу он призван, — вот где-то здесь и возникает желание запеть".

Книга очень разнопланова. Вот лишь несколько глав: "Культурная политика". "Спрашиваю" — Ямпольская интервьюирует политиков, деятелей культуры, "Лидер" — размышления о Владимире Путине как в беседе с Никитой Михалковым, так и в собственных наблюдениях. "Общество" — это уже мы под внимательным взглядом автора. "Выбранные места. Страна" — очерки о России, встречи с людьми. "Выбранные места. Мир" — а это другие берега и люди на тех берегах. "Отвечаю" — это уже беседы с Еленой Александровной.

И во всём — размышляет ли член президентского Совета по культуре Елена Ямпольская о состоянии культуры, о том или ином отдельном произведении, встречается ли с президентом страны, с известным деятелем или заводит разговор со случайным человеком — во всём чувствуется заинтересованность, недосужий интерес, неподдельное внимание.

Книга великолепно издана, элегантно, изящно оформлена, интересен иллюстративный ряд.

"Журналист не живёт в вечности. Он лишь пытается уловить приметы вечного в сиюминутном".

Но книга журналиста Елены Ямпольской всё-таки останется в вечности, потому что вопросы, заданные на её страницах, проблемы, поднятые автором, вопросы вечные. И их поиском всегда будет заниматься русский человек.

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой