Сообщество «Салон» 00:00 2 января 2016

Апостроф

Интересно, что в представленном сборнике статей, выступлений, интервью Владимира Мединского больше всего внимания уделено проблемам… образования. Казалось бы, совсем другая "парафия", в специализированном Министерстве образования и науки сейчас совсем другой руководитель — намного более прозападный Дмитрий Ливанов, который прославился "укрупнением" школ и вузов, "реформой" среднего образования и фактическим разгромом Академии наук, ему бы и карты в руки… Но, видимо, без образования нет и не может быть никакой культуры. Потому и приходится Владимиру Мединскому буквально бить в набат: по меркам "властной вертикали", конечно, — отстаивая национальные интересы не только в сфере культуры, но и в сфере образования.

Владимир МЕДИНСКИЙ. Россия никогда не сдавалась. Мифы вой­ны и мира (серия "Война и мир"). — М.: Книжный мир, 2016. — 320 с., 2000 экз.

К нынешнему российскому министру культуры можно предъявить немало претензий — как и ко всякому высокопоставленному чиновнику, да еще и кризисных времён, когда в дефиците не только ресурсы, но и цели. Зато представить его в качестве лоббиста реституции или ведущего телепередачи под названием "Русский фашизм хуже немецкого?" категорически невозможно.

И этот непреложный факт лишний раз подчёркивает разницу двух эпох: ельцинской и путинской. Хотя за восемь с небольшим "ельцинских" лет было наворочено столько дел и наломано столько дров, что разобрать эти завалы не получилось и за вдвое больший срок, и еще неизвестно, получится ли вообще. К тому же, очень многих "наверху" такой "пейзаж после битвы" не только полностью устраивает — более того, является единственно возможной для них средой обитания и существования. И ту же, например, борьбу против коррупции или за патриотическое воспитание они ведут с тем же энтузиазмом и с теми же результатами, что в знаменитом слогане "пчёлы против мёда".

Интересно, что в представленном сборнике статей, выступлений, интервью Владимира Мединского больше всего внимания уделено проблемам… образования. Казалось бы, совсем другая "парафия", в специализированном Министерстве образования и науки сейчас совсем другой руководитель — намного более прозападный Дмитрий Ливанов, который прославился "укрупнением" школ и вузов, "реформой" среднего образования и фактическим разгромом Академии наук, ему бы и карты в руки… Но, видимо, без образования нет и не может быть никакой культуры. Потому и приходится Владимиру Мединскому буквально бить в набат: по меркам "властной вертикали", конечно, — отстаивая национальные интересы не только в сфере культуры, но и в сфере образования.

Безусловно, центральным материалом рецензируемого сборника можно считать выступление автора на "круглом столе", посвященном 100-летию "Великой российской революции", который проходил 20 мая 2015 года в Музее современной истории России (бывший Музей революции). Видимо, под этим новым термином пытаются объединить Февраль и Октябрь 1917 года, как два этапа одного и того же революционного процесса. Наверное, с точки зрения исторической науки это и правильно: ведь не считаем же мы началом Великой французской революции приход к власти якобинцев, а создание Национального собрания и взятие Бастилии — какой-то "отдельной" недореволюцией?

Хорошо известно, да Владимир Мединский никогда этого и не скрывал, что он является "белым", а вовсе не "красным" патриотом нашей Родины, причем "белым" именно в смысле монархизма, а не Временного правительства и Учредительного собрания. Тем интереснее его оценка Великого Октября: "Попытка построения нового справедливого общества решающим образом изменила пути исторического развития России и оказала громадное влияние на развитие народов всей планеты… Прошедшие 100 лет показали, что существует живая преемственность в развитии страны от Российской империи к Советскому Союзу, и далее — к Российской Федерации. Причём советская эпоха, наступившая вслед за революцией 1917 года, ознаменована гигантскими достижениями. Сегодняшние поколения должны видеть в них силу человеческого духа, героизм своих предков. Именно так возможно добиться преемственности в истории и строить современное общество". И еще: "Изучение Революции 1917 года и Гражданской войны даёт ясное понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных "союзников" во внутриполитической борьбе. В случае с Россией внешнее вмешательство лишь усугубило и ужесточило национальный раскол, увеличило продолжительность и число жертв противостояния". С подобными оценками нельзя не согласиться. Тем более — сегодня, когда, например, гражданская война на Украине еще раз показывает справедливость слов В.О. Ключевского: "История ничему не учит — она только наказывает за незнание уроков". Впрочем, это опять — не из сферы культуры, а из сферы образования… Но "пять тезисов национального примирения", сформулированные Владимиром Мединским, вполне могут стать "дорожной картой" для перехода нашей страны в принципиально новое качество внутреннего единства, без которого уже нельзя рассчитывать на продолжение её тысячелетней истории.

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x