Лаврентий БЕРИЯ, Акакий ВАСАДЗЕ, Кандид ЧАРКВИАНИ. Человек из стали. Иосиф Джугашвили. / Сост., пер., комм. и прим. Вилли ГОГИЯ. — М.: Книжный мир, 2015. — 416 с.
На фоне вновь обострившихся общественных споров относительно фигуры Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина) еще отчётливее начинаешь понимать истинный масштаб этого человека, не просто "вошедшего в историю", но сумевшего оставить в ней неизгладимый и, судя по всему, эпохальный след.
Мир "до Сталина" и мир "после Сталина" — два совершенно разных мира, причём эта разница заключается вовсе не в каких-то запредельных "репрессиях", как более 60 лет убеждают нас "либералы" и "националисты" всех стапятисот расцветок и оттенков серого, — разница в том, что под руководством Сталина в одной, отдельно взятой стране был построен новый тип (вернее, прототип) человеческого общества, основанный одновременно на трех (а не одном или двух, как это чаще всего бывало в истории) фундаментальных принципах: свободы, справедливости и прогресса.
И если святому Сергию Радонежскому, по молитвам и трудам его, Господь дал разум и силы создать новый тип человеческого общежития — русский православный монастырь, "по образу и подобию" которого создавались иные монастыри, трудовые артели и воинские дружины, за три века дошедшие от Волги до Тихого океана, создавшие русскую цивилизацию, которую мы знаем, то Иосифу Сталину Господь дал разум и силы создать новорусскую, советскую цивилизацию, успевшую, как в сказке, победить (хотя и не уничтожить) многоголового "змея" мирового нацизма, освоить энергию атомного ядра и выйти в космос (получив в свои руки ракетно-ядерный "меч-кладенец"). Иной вопрос, как всеми этими сокровищами русский "Иван-дурак" распорядился, сколько ему еще "спать" без головы, и через что еще нужно пройти, чтобы стать "Иваном-царевичем", но это совсем другая и отдельная тема.
Конечно, при всём том можно и нужно спорить, был ли Сталин "бичом Божьим" для "русского мира", но разве "бич Божий" — не "дар Божий", который православному христианину нужно принимать со смирением и благодарением? Да и "бич" ли то, через который и нашей стране, и всему миру был показан — и не призраком, не миражом, не иллюзией, а "во плоти и крови" — новый тип человеческого общества. Пусть ненадолго, но ведь и Христос от Воскресения до Вознесения Своего пробыл на грешной нашей земле всего-то сорок дней…
Да, версия "православного сталинизма", согласно которой семинарист и поэт Иосиф Джугашвили не сам "пошёл в революцию", а был направлен туда одним из старцев Новоафонского монастыря, выглядит сегодня запредельно "конспирологической" и маргинальной, однако она, во всяком случае, ни в одном пункте не противоречит жизненному пути "отца народов". Заметьте, кстати, что — "народов", а не мифического "мирового пролетариата".
И, если уж добавлять конспирологической мистики, то, наверное, стоит привести один, более чем странный, случай из собственной биографии — да заодно и еще раз, уже публично, покаяться в совершенном грехе.
"Раз в крещенский вечерок девушки гадали…" Было это в крещенский сочельник 1997 года, и гадали, увы, не девушки, а двое самых что ни на есть мужиков, и одним из них был ваш покорный слуга. И вопрос, который интересовал этих гадавших, если и был связан с женихами-невестами, то весьма окольно и аллегорически. Звучал он так: "Кто придёт на смену Ельцину?" Открыли — прости нас Господи! — Евангелие, кажется (или молитвослов, точно уже не помню), на названной "от балды", то есть случайно, странице, посмотрели на так же случайно названную строку (сверху или снизу, тем более, не помню) и увидели строчку "прямыми сделайте пути Господу своему" (вот это помню очень хорошо). Не "стези", а именно "пути". Честно говоря, мы были несколько потрясены, и повторили эксперимент уже "на имя" — вышло "Господь Вседержитель, Владыка мира"…
Сами понимаете, что в итоге получалось. Но в январе 1997 года никто ни о каком Путине Владимире — во всяком случае, за пределами Питера — и слыхом не слыхивал, но так на страницах следующего номера газеты "Завтра" появился новый "автор" Юрий Путрин (его "именем" решили сделать моё отчество, а к фамилии — ради указания на вымышленный характер персонажа — добавилась "лишняя" буква "р", в чём тоже каюсь; знающие латынь поймут, почему), а чуть позже, в начале февраля, к 160-летию со дня гибели великого русского поэта, — мы написали статью "Пушкин—Сталин", посвященную как раз теме будущего лидера нашей страны. Но она из номера "Завтра" по какой-то причине "слетела". Пишу об этом только для того, чтобы еще раз повторить: пути Господни неисповедимы, и не нам их судить.
А собранные в рецензируемом издании свидетельства о Сталине, принадлежащие трем людям, которые знали "отца народов" достаточно близко и долго: Лаврентия Берии, актёра Акакия Васадзе и бывшего первого секретаря ЦК Компартии Грузии (1938-1952) Кандида Чарквиани, впервые переведенные с грузинского языка, — полагаю, будут интересны для всех наших соотечественников: и "вышедших из сталинской шинели", и "вышедших из гулаговских роб". "Помню рассказ одного царского охранника (охранника царских времен. — В.В.) о случае, когда заключённых в тюрьме били прикладами винтовок (прогоняя сквозь строй). Сталин прошёл через эту экзекуцию, прикрывая голову книгой". Имеющий уши да услышит…