Сообщество «Салон» 00:00 24 сентября 2015

Апостроф

После некоторого перерыва старые работы Александра Эткинда, автора, работающего на стыке психологии, философии и литературоведения, снова появились в книжных магазинах столицы. Ранее был переиздан его "Хлыст", а сейчас — сборник статей девяностых годов под общим названием "Содом и Психея", вышедший в первом издании в 1996 году, а теперь расширенный за счет других ранних статей. Хотя в более поздних книгах и статьях Эткинд ушёл дальше и переработал этот материал, всё равно читать и раннего Эткинда — большое удовольствие. Его мощная мысль и глубокая эрудиция увлекают читателя. Его книги — как беседы с мудрецом

Александр ЭТКИНД. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. — М.: Arsis Books, 2015.

После некоторого перерыва старые работы Александра Эткинда, автора, работающего на стыке психологии, философии и литературоведения, снова появились в книжных магазинах столицы. Ранее был переиздан его "Хлыст", а сейчас — сборник статей девяностых годов под общим названием "Содом и Психея", вышедший в первом издании в 1996 году, а теперь расширенный за счет других ранних статей.

Хотя в более поздних книгах и статьях Эткинд ушёл дальше и переработал этот материал, всё равно читать и раннего Эткинда — большое удовольствие. Его мощная мысль и глубокая эрудиция увлекают читателя. Его книги — как беседы с мудрецом. Таких людей мало. Напрашивается его сравнение с Вадимом Петровичем Рудневым, анализировавшим "Курочку-Рябу" и создавшим миры истериков и шизофреников. Так Эткинд анализирует "Сказку о золотом петушке", где главным героем оказывается сектант-скопец.

Название книги не вполне удачное. Заявленная тема Содома обойдена. Гомосексуализм появляется в книге лишь краем, в анализе текста Кузмина и, с насилием над текстом, применительно к одному стихотворению Набокова. Его герои думали больше о том, как вообще избежать секса и женского соблазна.

Эткинд — единственный современник наш, писавший много и хорошо о народной русской религии — хлыстовстве (и её скопческом изводе), которая будоражила умы в предреволюционные годы и бесследно сгинула, наложив отпечаток на раннюю большевистскую эпоху. Он создаёт галерею портретов, сочетающих страх секса и любовь к революции.

Вот Александр Блок — этот красавец-поэт, появляющийся на страницах "Сестёр" Алексея Толстого как роковой соблазнитель, жил, как брат с сестрой, со своей красавицей-женой и мечтал об оскоплении, видя его связь с революцией. Могучая фигура Григория Распутина, "хлыстовского пророка", нашла в Эткинде достойного биографа, способного понять, что привлекало к нему современников, и, в частности, царскую семью. Из крови Распутина выросла Октябрьская революция, цитирует Эткинд Юсупова. А если бы его оскопили (была такая попытка), он возглавил бы революцию.

Самыми заядлыми читателями-почитателями Эткинда в России стали люди из кружка Дугина и Головина. И я первый раз услышал об Эткинде от них. Говорят, что осторожному Эткинду такой круг читателей не понравился, мол, он предпочел бы либеральные круги, но что поделаешь! Чисто либеральная мысль в России неглубока, поверхностна, зациклена на западной рецепции, либералам хлысты неинтересны, а уж, тем более, Распутин. Им подавай тоталитаризм и его осуждение.

И автор подаёт, особенно в ранних статьях, пока он не понял, что либеральное понятие "тоталитаризм" плохо сочетается с его дискурсом. Ведь тоталитаризм — это согласие, увиденное глазами чужого. Термин этот активно использовался в перестроечной литературе и в антисоветской пропаганде, но не устарел ли он? Существовал ли тоталитаризм до изобретения "Гугла" и "Википедии"?

Ведь тоталитарные тенденции на Западе гораздо дальше зашли, чем в Стране Советов. Что такое пресловутая политическая корректность, если не брежневское "двоемыслие", о котором пишет автор? Но в брежневской Москве на каждой кухне вели крамольные разговоры, приберегая официальную точку зрения на собрания, а на современном Западе… Попробовал бы Эткинд повести крамольные разговоры на своей оксфордской кухне — вылетел бы с кафедры в два счёта.

Возможно, в девяностые годы Эткинд еще не видел западного тоталитаризма, не ощущал, что и на Западе идёт активная работа по перестройке человека, более энергичная и успешная, чем в Советской России. Сегодня мы видим, что на Западе удалось воспитать массу людей, которых можно поднять и повести по зелёному свистку — хоть под лозунгом Je Suis Charley, хоть за гей-браки, хоть за киевский Майдан. А западный курс на поощрение гомосексуализма подавляет непокорное мужское начало эффективнее, чем советский пуританизм. Андрогинная мужедева возникла вдали от России Блока. Жаль, что Эткинд этого не учёл.

21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x