Сообщество «Посольский приказ» 00:06 8 марта 2024

Африканский компот

своевременное политическое убийство Яя Дилло в Нджамене останется чисто внутренним делом

В Чаде 28 февраля была пресечена попытка государственного переворота. Действующая хунта в лице переходного президента Махамата Деби удержала власть после предполагаемой атаки повстанцев на штаб-квартиру Национального агентства государственной безопасности в столице государства Нджамене. В ходе нападения погибли двое армейских служащих, и тем самым правительство получило карт-бланш на применение любых мер. Уже скоро войска при помощи тяжёлой техники штурмовали головной офис оппозиционной Социалистической партии без границ (или СПГ), члены которой были обвинены в организации нападения на штаб-квартиру силовиков. 29 февраля прокурор Чада Махамат Каделае рапортовал об аресте свыше двух десятков предполагаемых повстанцев и, что самое важное, о гибели при задержании лидера СПГ Яя Дилло — племянника нынешнего президента Махамата Деби и единственного кандидата в президенты, способного потягаться со своим дядей на выборах, назначенных на 6 мая. Продолжая линию совпадений и высоких семейных отношений: головной офис СПГ располагался в доме генерала Сале Деби, который тоже был взят под стражу и который тоже является родственником переходному президенту. Вот так по счастливому стечению обстоятельств у хунты удалось всё и сразу — и подавить в зародыше возможный мятеж, и разрешить семейные конфликты клана Деби, и подготовить поле для перехода Махамата с поста президента-от-хунты на пост президента-от-народа.

Впрочем, усиленные приготовления для легитимизации действующего главы Чада шли уже довольно давно. Начать стоит с того, что своё нынешнее место Махамат Деби в прямом смысле отвоевал в 2021 году, когда его отец Идрисс Деби был убит на 31-м году своего президентства повстанцами Фронта перемен и согласия в Чаде, зашедшими в страну со стороны Ливии. Сын убитого тогда был назначен переходным президентом строго на 18 месяцев, однако срок полномочий увеличивался снова и снова, покуда Махамат Деби не смог выставить свою кандидатуру на президентских выборах. Его основной оппонент, погибший племянник Яя Дилло, — тоже личность с богатой биографией. Дилло успел ещё в конце 1980-х послужить в армии Идрисса Деби, затем разочароваться в нём и организовать вооружённое сопротивление лишь с тем, чтобы принять приглашение на государственную службу в 2007 году. Амбиции же разных членов клана Деби привели к семейным конфликтам: сначала Яя поссорился с женой президента Идрисса Деби настолько сильно, что был лишён своей должности в правительстве и судебного иммунитета, а затем на фоне заявлений об участии в президентской гонке Дилло стали юридически преследовать, пока в 2021 году в ходе ареста не были убиты его мать и сын. В Чаде политические столкновения обязательно должны перетекать в семейные и наоборот.

У атаки на штаб-квартиру Национального агентства государственной безопасности и дальнейшего штурма головного офиса СПГ тоже имелась предыстория: 19 февраля была совершена попытка убийства председателя Верховного суда Чада, которую связали с тем, что для Яя Дилло было отказано в регистрации на президентские выборы. Позже, 27 февраля, хунта, назвав конкретного подозреваемого — секретаря СПГ Абакара Тораби, захотела его арестовать. Попытка задержания привела к ранению Тораби и его дальнейшему содержанию в стенах штаб-квартиры Национального агентства государственной безопасности. По мысли властей Чада, именно это привело к атаке 28 февраля. А уж что всё-таки стало первопричиной эскалации: желание Яя Дилло стать кандидатом или же решение Махамата Деби избавиться от конкурентов, — вопрос открытый.

Потому что, если отвлекаться от исследования причин и фигур неудавшегося переворота, произошедшего в Нджамене 28 февраля, крайне интересна слабая реакция жандарма Центральной и Западной Африки — Франции. Чад — это всё-таки бывшая французская колония, связь с которой у Парижа до сих пор крепка. И Идрисс Деби, и Махамат Деби — это политики, вполне успешно наладившие диалог с Эммануэлем Макроном, что само по себе является абсурдным, ведь Франция не может давать поблажек военным преступникам и закрывать глаза на нарушение прав человека и основ демократического строя. Ведь не может, правда? Однако всё далее отходящая от своей имперской, колониальной формы Франция пытается любыми способами представлять из себя в Африке хоть что-то — особенно после позорного вывода войск из Нигера осенью прошлого года. И очередная смена режима в Чаде продолжила бы печальную для Парижа тенденцию исхода из региона. Получивший же военное образование во Франции Махамат Деби так или иначе будет ставленником Макрона в Африке — Нджамене слишком нужно европейское одобрение, особенно в свете апрельской высылки немецкого посла из страны. А вот лица для французов новые — другое дело, с ними ещё договариваться надо. И тогда уж, по логике Парижа, лучше иметь главой государства предполагаемого военного преступника, зато нашего родного предполагаемого военного преступника!

Заморозка последствий попытки переворота в Чаде связана также и с Москвой. 24 января Махамат Деби официально встречался в Кремле с Владимиром Путиным, и переговоры сулили Нджамене расширение сотрудничества и стабилизацию ситуации в регионе. Учитывая то, что повстанцы Фронта перемен и согласия в Чаде, ответственные за убийство Идрисса Деби, находятся под протекцией ливийца Халифы Хафтара (с которым у Москвы налажен крайне продуктивный диалог), вполне вероятно, что за закрытыми дверями шли соответствующие переговоры. К тому же, в случае побега французского петуха из африканской саванны, правительство Чада сможет положиться на помощь РФ. Результаты действий отечественных военных специалистов до сих пор хорошо видны в Центральноафриканской Республике, Судане, Мозамбике, Мали. Возможно, что и в случае эскалации в Чаде там бы на помощь пришли русские легионеры.

Многие поспешили развести вокруг выстрелов в Нджамене плотную конспирологию. Каждая из массы озвученных версий сулила большие перемены и смещение баланса сил в Сахеле и Центральной Африке — важность огромной страны, стоящей на перекрёстке между несколькими враждующими центрами силы, понимают все. Но всё, похоже, выходит куда прозаичнее. Случайное, но такое своевременное политическое убийство Яя Дилло в Нджамене останется чисто внутренним делом. Чад не вольётся в струю последних переворотов и потому выйдет за пределы привычных моделей развития африканских государств. Вспоминая медленное и болезненное обретение реальной независимости у стран по соседству, безмятежный Чад, пусть и полный противоречий, несправедливостей и клановой грызни, всё-таки видится куда стабильней Чада, полного мятежа.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
28 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x