Сообщество «Историческая память» 08:54 18 октября 2021

Адские игры

Тайна южнокорейского "Боинга"

Конец 1970-х - начало 1980-х это период, когда и без того натянутые отношения между США и СССР резкого обострились. В то время и случились две провокации, которые были срежиссированы для того, чтобы показать нашу страну «империей зла», «исчадием ада».

Первая произошла 20 апреля 1978 года, когда авиалайнер "Боинг" 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines нарушил границу СССР, был обстрелян советским истребителем-перехватчиком Су-15 и совершил вынужденную посадку на лёд озера Корпиярви в Карельской АССР.

Что произошло? Борт летел из Парижа в Сеул через Анкоридж. Это международная трасса, её утвердили для данного самолёта, было и соответствующее расписание. То есть пассажирский самолёт идёт по определённому коридору, а в войсках противовоздушной обороны есть расписание, где указано, какой борт и на какой высоте следует, с какой скоростью, и какой тип самолёта должен сейчас лететь. Когда самолёт выходит из коридора или начинает совершать нештатные действия, с ним связываются по радио диспетчеры. Его просят вернуться в коридор, и если он не выполняет их просьбы, то поднимаются дежурные истребители, которые покачивают крыльями и подают определённые сигналы, прося его либо вернуться либо совершить посадку на ближайшем аэродроме, следуя за истребителем.

Так вот, этот "Боинг" 707 с пассажирами шёл по утверждённому маршруту. Вдруг он разворачивается почти на 180 градусов и идёт в сторону наших военных объектов. В это же время в космосе пролетает американский разведывательный спутник, который занимается радиоэлектронной разведкой. А неподалёку от этого пассажирского самолёта дежурит американский разведывательный самолёт RC-135. Наши диспетчеры на международной волне связываются с пассажирским самолётом, предупреждают, просят вернуться. То есть соблюдают все необходимые, принятые в мире процедуры, но пилоты не реагируют. Эти факты документированы. Когда возникает критическая ситуация, тут же начинает работать аппаратура объективного контроля. Происходит фотографирование экрана. На планшете наносится трасса, пишется, как следовала цель, снимается с этого планшета калька, есть целый ряд документов и ещё магнитофонные записи. Так делали в то время, а сейчас аналогичные вещи делаются компьютером.

Поскольку пилоты не отвечают, то в соответствии с требованиями международной организации авиаперевозчиков, если самолёт совершает подобного рода действия, в небо поднимается истребитель, который либо сажает самолёт, либо просит его вернуться в коридор и следовать в соответствии с маршрутом. Мы предпринимаем именно такие действия, но вновь лётчики не реагируют. А надо сказать, что в Южной Корее лётчики пассажирских самолётов — это бывшие военные пилоты. Там пилот сначала получает военное образование, летает на военных самолётах, а через какое-то время может перейти в гражданский флот. Эти пилоты прекрасно понимают, что означает появление военного истребителя, ведь они сами этому обучались.

Сложилась тревожная ситуация. Пассажирский самолёт летит над нашими военными объектами, а его пилоты не реагируют на запросы диспетчеров. Заметив истребитель Су-15, они попытались уйти в Финляндию, и тогда наше командование приказывает применить оружие. Одна из ракет взорвалась возле хвоста самолёта, осколками убило одного гражданина Южной Кореи, и очень тяжёлое ранение получил японский гражданин, вскоре скончавшийся. Тем не менее пилоты смогли совершить посадку на замёрзшее озеро, и вскоре там появились наши вертолёты. Была оказана помощь, пассажиров эвакуировали, оказали медицинскую помощь пострадавшим. На следующий день японцев и корейцев, мирных пассажиров, перевезли в Хельсинки, а оттуда они убыли в Южную Корею. Экипаж задержали в СССР на некоторое время и задали вопросы. Лётчики подтвердили, что сигналы видели, но не реагировали, и приносят извинения. Уголовное дело не возбудили, а экипаж просто выдворили. Оказавшись за границей эти же пилоты от своих слов отказались. Они молчали, ничего не признавали, и утверждали, что всё дело в ошибке навигационной системы. Однако, когда их самолёт выписывал пируэты, с американского спутника производилось фотографирование, а также шла запись с опять же американского самолёта-разведчика и работали другие разведывательные средства, которые находились в Норвегии, Швеции, и так далее. Какую же информацию они могли собрать? А вот какую: когда к нашим военным объектам приближается иностранный самолёт, мы включаем дополнительные средства противовоздушной обороны и тем самым раскрываем свои точки дислокации, а они записывают частоты и фиксируют места, где находятся радиолокационные станции и зенитно-ракетные комплексы. Здесь прослеживается параллель с разведкой боем, но только в качестве разведчика используется самолёт с гражданскими людьми. Так делали гитлеровцы, такой же метод применили США. Это напоминает действия террористов, которые прикрываются заложниками, используя их как живой щит. Перед нами не просто провокация и разведка, а нечто, сходное с террористической операцией.

Следующий аналогичный случай произошёл уже после того, как Советский Союз ввёл войска в Афганистан, и отношения с США накалились до предела. Американцы начинают нагнетать истерию в прямом смысле этого слова: подогнали две авианосные ударные группы в воды недалеко от нашего острова Змеиный на Дальнем востоке и стали проводить массированные учения. Причём их самолёты и имитировали бомбовый удар по этому острову. Во время этих учений один из наших лётчиков закричал: "захватил цель, открываю огонь". В любой момент, в любую секунду могла начаться третья мировая война. Кстати, у нас в этом районе находились истребители Миг-21 и Миг-23, а их радиус боевого действия ограничен сравнительно небольшим запасом топлива, поэтому впоследствии туда перебросили самолеты Миг-31.

В ответ на давление американцев мы провели учения "Запад 82". В свою очередь в ответ уже на это блок НАТО провёл свои учения. На КП находились первые лица ряда государств, использовались коды военного времени.

Авторитет Советского Союза растёт, появляется общественное движение против гонки вооружений и размещения ракет в Европе. Общественность Запада требует разрядки, требует от руководства своих государств договориться с Советским Союзом и прекратить нагнетать обстановку. Вот тут США и понадобилась провокация, которую они подготовили, используя опыт 1978 года. Центральное разведывательное управление считало, что мы будем стрелять по пассажирскому самолёту, раз уже такой прецедент был. Вновь для провокации привлекают "Боинг", который летит также в Сеул из Соединённых Штатов Америки и также с посадкой в Анкоридже. Также используется второй самолёт. Сначала взлетает один, и второй — через 4–5 минут. У первого борта кстати позывной 007. «Агент 007»? Первый заправили полностью, хотя обычно так не делали, но в этот раз самолёт заправляли на 30 минут дольше, чем обычно. После взлёта он через некоторое время вдруг меняет курс и уходит в сторону на 500–600 км. У нас есть схема его полёта, я её видел. Уже в наше время стали говорить, что отклонение от курса произошло в результате сбоя в военной системе навигации, но доступ к этой системе имело только Агентство национальной безопасности США, то есть спецслужба. Навигационные системы в этом самолёте действительно могли дать сбой, и так и говорилось в официальной версии Международной организации гражданской авиации ICAO уже в 1983 году. Но тогда экипаж обвинили в халатном отношении к делу, то есть лётчики вложили неправильные координаты и не контролировали в ходе полёта маршрут, по которому самолёт вёл автопилот. Но это странно. Прекрасно подготовленные военные лётчики, и вдруг такие ошибки! Но главное, что в 5 минутах за этим самолётом летел второй южнокорейский борт, и они между собой переговаривались. И тут выясняется ещё более странный факт: второй борт сообщает о погодных условиях, которые резко отличаются от того, что показывают приборы первого борта, и на эту нестыковку пилоты не обращают внимания. Далее, самолёт входит в воздушное пространство нашей страны. Мы поднимаем перехватчики, и в начале им приказали попытаться посадить самолёт-нарушитель. Также была команда подробно разглядеть самолёт, но всё это происходило ночью. Кстати, над этим местом также находился разведывательный спутник Ferret, который проходил над нашей территорией в те моменты, когда "Боинг" пересекал границу и летел над нашими военными объектами. А там у нас базы подводных лодок с баллистическими с ракетами и другие важнейшие для обороны объекты. Сравнительно недалеко от этого района находился американский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения АВАКС, который тоже занимается радиоэлектронной разведкой, и несколько кораблей-шпионов в океанской акватории! И наконец, рядом с самолётом-нарушителем пролетал американский RC-135!

На наших радиолокационных станциях на индикаторах видно, как их трассы умышленно пересеклись, и с этого момента мы ошибочно сопровождаем уже не "Боинг" 747, а RC-135, американский самолёт-шпион.

Пассажирский "Боинг" не реагирует на требование совершить посадку, и генерал Корнуков командует открыть предупредительный огонь, не сбивая пассажирский самолёт. На нашем истребителе имелись два подвесных контейнера с пушками. Когда две пушки одновременно стреляют, возникает огромный факел огня, и его невозможно не заметить. Но "Боинг" всё равно не подчиняется и сбрасывает скорость до 400 километров в час, прекрасно понимая, что наш истребитель на такой скорости лететь не может. Наш самолёт его обгоняет, и только после этого ему дают команду зайти на второй круг и применить оружие по цели. Происходит пуск двух ракет. Одна поражает двигатели и самолёт падает. Лично я полагаю, что скорее всего была повреждена гидравлика, поэтому самолёт потерял управление и вошёл в пике.

Мы считали, что сбили RC-135, но американцы тут же сообщили, что русские уничтожили пассажирский самолёт. И начинается не просто истерия, а травля всего, что касалось СССР. Те достижения, первые шаги нормализации отношений между Советским Союзом и странами Западной Европы тут же оказываются перечёркнуты. Причём уже в наше время ЦРУ рассекретило документ, в котором говорится, что США сообщили правительствам Южной Кореи и Японии о том, что СССР по ошибке сбил самолёт, перепутав с RC-135. Но в рамках пропаганды начала 1980-х годов они об этом умалчивали.

двойной клик - редактировать изображение

Итак, самолёт сбит и начинаются поисковые операции. Мы выбросили в одном из мест радиобуи, которые имитировали сигналы чёрных ящиков, и американцы со своими союзниками ушли в другой квадрат. СССР успел найти обломки самолёта, и вдруг выясняется потрясающая деталь: почти не было крупных фрагментов. Такие ситуации бывают тогда, когда происходит внутренний взрыв, но никак не при ракетном ударе. Нашли фрагменты тел погибших, порядка 30 человек, но куда исчезли тела 260–270 человек, неизвестно. Самое интересное, что была найдена стопка паспортов. Все паспорта были собраны вместе. Это непонятно. Люди носят паспорта с собой, когда летают самолётом, а не собирают их вместе стопкой. И вот тут на Западе появилась очень необычная версия. Она звучит невероятно, но я её всё же здесь приведу: самолёт летел без пассажиров! Многие годы я считал эту версию абсолютной сказкой. Но сравнительно недавно мне попались рассекреченные документы Центрального разведывательного управления. В 1961 году ЦРУ предложило Кеннеди провести спецоперацию "Нортвудс". На пассажирский самолёт поднимаются дети, женщины, артисты, конгрессмены. Всё это снимается на киноплёнку, для того чтобы показать, как летят американцы на отдых. Две трети из них — переодетые военные или агенты ЦРУ. Потом этот самолёт садится на одной из авиабаз. Из него люди выходят. Самолёт загружают, опять же, детскими игрушками, сумочками, всякой всячиной и останками тел. Самолёт минируют, и он на дистанционном управлении и автопилоте взлетает, заходит в воздушное пространство Кубы, где его подрывают. И американцы заявляют о том, что кубинцы сбили пассажирский самолёт, и начинают вторжение американских войск на Кубу. В самый последний момент министр обороны США Макнамара по указанию Кеннеди от этой операции отказался. Но вы спросите меня, а как же быть с участниками этой спецоперации, которых снимали на плёнку, когда они садились в самолёт? Их можно прикрыть программой, аналогичной программе защиты свидетелей. Дают новые документы, делают пластическую операцию и платят им за все неудобства огромные деньги. Когда я ознакомился с этими документами, то по-иному стал смотреть на версию, согласно которой на том южнокорейском самолёте не было ни пассажиров, ни экипажа. Если самолёт летел на автопилоте, то понятно, почему лётчики не реагировали на все наши предупреждения: реагировать было некому. Сказать, что я сторонник этой версии нельзя, но и сбрасывать её со счетов я бы пока не стал.

Так или иначе, эта история стала одним из главных козырей американской пропаганды вплоть до 1988 года, пока американцы сами не сбили иранский пассажирский самолёт. Американцы даже не извинились, а потом командира крейсера Vincennes с системой ПВО-ПРО Aegis на борту, который применил оружие против гражданского иранского лайнера, даже наградили.

Крушение авиалайнера "Боинг" 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшего рейс по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур произошло 17 июля 2014 года. Я рассматриваю эту трагедию через призму сказанного выше о провокациях с южнокорейскими самолётами. Мы говорили, что провокация 1983 года происходила на фоне обострившихся отношений между США и СССР и ширившегося тогда на Западе общественного движения, требовавшего искать компромисс и отказаться от конфронтации. Что предшествовало событиям, связанным с катастрофой 17 июля 2014 года? Кропотливая работа нашей дипломатии привела к тому, что начались положительные подвижки в отношениях между Евросоюзом и Россией. Большинство руководителей стран Западной Европы стали склоняться к тому, чтобы начать нормализацию отношений с Москвой. И вдруг в небе над Донбассом сбивается пассажирский самолёт. Вновь начинается виток шумных обвинений в СМИ, и то позитивное, что удалось сделать дипломатам, оказалось во многом перечёркнуто. Я могу доказать, что идут вбросы искажённых данных. Судите сами: ракета зенитно-ракетного комплекса "Бук" всегда подрывается над самолётом, с таким расчётом, чтобы убить лётчика. Здесь точно такая же история, ракета подорвалась над кабиной, но что делает украинская экспертиза? Они кладут боевую часть на землю, вокруг ставят деревянные щиты и взрывают боевую часть. Тем самым разлёт осколков полностью фальсифицируется. У Финляндии есть "Бук", и финны делают то же самое, что и украинцы. Затем эти фальсификации представляются Амстердаму, где ведётся судебный процесс по делу MH17.

Как же следовало провести экспертизу? Надо взрывать боевую часть над кабиной. Так и сделала российская экспертиза: взяли две кабины самолётов, подвесили над каждой из них по ракете с учётом направления полёта — пуск с территории Донбасса или с украинских позиций, и взорвали. Различие в разлёте осколков принципиальное, и по нему видно, что стреляли с территории, контролируемой Украиной. Тем не менее наши доводы не были приняты.

Далее, я отмечу ещё один очень важный момент. Я служил в зенитно-ракетном полку, оснащённом зенитно-ракетным комплексом "Куб", то есть предшественником "Бука". Я знаю, что при перевозке на пусковые установки боевые ракеты никогда не ставят. Это связано с безопасностью. Если произойдёт дорожная авария, то всё может закончиться мощными взрывами. Если везут пусковую с ракетами, то это не боевые ракеты, а их габаритно-весовые макеты. Боевые ракеты всегда везут отдельно, на транспортно-заряжающих машинах с охраной и так далее. Потом их перегружают и устанавливают непосредственно на пусковую установку. А тут нам показывают кадры, на которых пусковую установку с боевыми ракетами возят якобы по городам России и Донбасса, и меня просто колотит. Я знаю, что это невозможно. Нас пытаются убедить в том, что "Бук" везли по дорогам, где масса автомобилей, через населённые пункты, где живут люди, и при этом ракеты стоят боевые, а значит, есть вероятность, что из-за случайности на дороге может произойти настоящая катастрофа с большим количеством человеческих жертв. Я знаю, что это невозможно. Но нужен был повод для того, чтобы начать травлю России, и его фабрикуют, а потом распространяют искажённую информацию по СМИ, невзирая на очевидные факты, опровергающие эту выдуманную версию.

Есть и ещё один аспект, который зачастую остаётся за рамками обсуждения, хотя российская дипломатия на него указывала. Смотрите, 7 апреля 2014 года, то есть задолго до гибели "Боинг" исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов объявил о создании антикризисного штаба и о том, что «против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия». 14 апреля был опубликован текст указа Турчинова № 405/2014, в котором говорилось следующее: «Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины». То есть с точки зрения Киева, на территории Донбасса действуют некие «террористы», угрожающие территориальной целостности страны, а Киев не контролирует часть Донбасса. Я реконструирую логику властей Украины, и, исходя из этой логики, получается, что малайзийский самолёт направили по воздушному коридору в небо над территорией, которая находится в руках «террористов». Украина ведёт боевые действия с использованием вертолётов и самолётов, несёт потери. Например, 2 мая 2014 года два ударных вертолёта Украины Ми-24 сбиты под Славянском, 5 мая подбит вертолёт Ми-24П. 16 июля 2014 года Украина потеряла Су-25, а 17 июля в Донбасс летит пассажирский лайнер! Каким образом самолёт мог лететь над территорией, которая, по мнению самого украинского руководства, не контролируется Украиной, и там ведутся боевые действия? Почему Украина не закрыла над этим районом своё воздушное пространство, ведь в соответствии с требованиями ICAO она была обязана это сделать? Мы поднимали этот вопрос, но западная и украинская пропаганда стремится делать акцент на иных аспектах произошедшей трагедии.

Я вижу тут определённую, но, разумеется, не абсолютную параллель с инцидентом, случившимся во время Первой мировой войны. Британский пассажирский турбоход "Лузитания", шедший из Нью-Йорка в Ливерпуль, был торпедирован немецкой подводной лодкой, затонул, погибло свыше тысячи мирных людей. Спрашивается, зачем в разгар войны направлять пассажирский корабль именно в те воды, которые к тому моменту уже были объявлены зоной боевых действий? Мало того, за несколько дней до отправления "Лузитании" посольство Германии в США опубликовало обращение к путешественникам, где их предупреждали, что все суда, идущие под флагом Великобритании или её союзника, подлежат уничтожению в этих водах. Этот инцидент сильно смахивает на провокацию. На неё же очень похож и полёт "Боинг" над территорией боевых действий в Донбассе.

Кстати, высказывалась версия, что целью был не малайзийский авиалайнер, а самолёт Владимира Путина, который в это время возвращался из зарубежной поездки. Раскраска обоих самолётов очень сходна, причём планировали сбить самолёт президента так, чтобы он упал на территории России. Вероятность такой версии велика, но доказать её невозможно, разве что лет через 50 рассекретят данные, ныне недоступные для широкого обсуждения.

В любом случае, сейчас мы живём в период новой холодной войны или, точнее сказать, «старая» холодная война и не заканчивалась. Популярный тридцать лет назад тезис о том, что с «крушением коммунизма» исчезли противоречия между интересами США и России, не подтвердился. Варшавского договора нет, но НАТО не только сохранился, но и значительно расширился. Возникли новые локальные конфликты, в том числе у наших границ. В отношении России действуют западные санкции. Таким образом, задача модернизации вооружённых сил нашей страны, в том числе в сфере ПВО, остаётся ключевой.

1.0x