Авторский блог Марина Алексинская 17:37 4 ноября 2016

«Адмирал Кузнецов» и пепел

«Художники» и «интеллигенция» слишком заигрались

Скандал вокруг «бунта служанок» и его главного фигуранта Константина Райкина – проверка готовности лобовых столкновений «конгресса российской интеллигенции» и «толпы» перейти в бои без правил. На фоне осеннего обострения противостояния США и России и революционной жажды в России «либерального реванша» – проверка особенно актуальна. И пока длилась острая фаза скандала, я пребывала, признаться, слегка в тупике. В памяти вновь и вновь возникала картина: декабрьская промозглость, митинг на Суворовской площади, кстати говоря, не так далеко от театра «Сатирикон», врачи под угрозой увольнения призывают пресечь уничтожение системы здравоохранения. Ни шума, ни пыли! Ноль реакции! Стоит какому-нибудь лицедею заявить с театральных подмостков о себе, как земля встает дыбом. Но вот «конгресс российской интеллигенции» и «толпу» удалось развести по углам. Владимир Мединский извинился перед Константином Райкиным. Константин Райкин извинился перед Александром Залдостановым (Хирургом). Дмитрий Песков отказался комментировать предложение «мотоциклистов» «вернуть детей на родину». Одни ликует, другие – посыпают голову пеплом. Казалось бы, и овцы целы, и волки сыты. Но что осталось в сухом остатке?

Во-первых, извинение министра культуры Владимира Мединского перед артистом Константином Райкиным продемонстрировало акт капитуляции. Признание: министерство культуры так и не сформулировало государственную политику в культуре. «Оказывается, - уже смеются в «сетях», - министр культуры просто хозяйственник, просто перераспределяет бюджетные деньги».

Во-вторых, хотел того или нет, но Константин Райкин с выступлением в Союзе театральных деятелей вынес сор из избы. Слишком очевидным стало, что за всеми этими мантрами про цензуру, про искусство и свободу творчества маячит одно – жажда денег. Непомерная жажда. Непомерных денег. Пришлось даже «Лайф» подключиться к проблеме и вынести на-гора деятельность бизнес-империи театра Константина Райкина «Сатирикон». Здесь и бутик-отель, и офисный центр, и ресторан, и конференц-зал «Райкин – Plaza», и театральная школа, и земельный участок в районе Марьина Роща. Да, есть угроза. Дышат в спину райкиных - серебренниковы-богомоловы-вырыпаевы. Голодные, хваткие, циничные. Но - без фамилии. Чуть было пригрозили одному, радикальному борцу с режЫмом, после его художеств на сцене МХТ имени Чехова, как его как ветром сдуло. Под мостом Праги пишет покаянное письмо Владимиру Владимировичу Путину.

В-третьих, они слишком заигрались. «Художники» и «интеллигенция». В страдальцев, в частности. Как забыть каминг-аут Владимира Познера: Россия – не его родина, не русский он, ни в Бога, ни в дьявола не верит, влачит здесь существование, лавирует, и страдает-страдает потому только, что приходится здесь работать. Теперь в группе поддержки Константина Райкина, он просит последнего не обращать внимания на «окрики и оговоры тех», кто - sic! - «считает себя голосом народа»:

«Народ совсем плохой судья, когда речь идет об искусстве. <…>Нынешние радетели за так называемую чистоту нравов, те, которые с возмущением кричат об оскорблении чувств верующих христиан, мусульман и прочее, ничем не отличаются от фанатичных членов ИГИЛа (организации, запрещенной в РФ), которые, к возмущению всего мира, разрушали и разрушают уникальные памятники старины, потому что они, эти памятники, оскорбляют их религиозную веру. Это варвары, не больше и не меньше. Страшно подумать, что нынешние «борцы» за нравственность сделали бы, если бы пустили их в Лувр, в Античный музей Афин, в Уффици… На самом деле в ваших критиках говорит неграмотность, комплекс неполноценности, жажда разрушения и полное отсутствие толерантности ко всему, что им не по душе».

Можно было бы напомнить Владимиру Познеру, что делали «варвары» и «борцы за нравственность», когда вошли в 1812-м в Лувр, в Берлинскую картинную галерею в 1945-м. Можно было бы ткнуть, как шкодливого кота мордой, в развалины Дрезденской галереи. Или за бокалом кьянти поинтересоваться: на кого это батрачат боевики террористических организаций в древнем городе Афамия? да так, что «ежегодные совокупные доходы международных криминальных группировок от незаконной торговли предметами культуры и искусства» достигают по данным ООН объёма в 6,3 млрд. долларов, и значительная часть этих средств идёт на финансирование терроризма? Но можно этого и не делать, а согласиться с Владимиром Познером, повторив вслед за ним: а судьи кто? Кто определяет, как вариант, мочу- на предметискусства? Артистка «Электротеатра Станиславский» выходит на сцену, задирает юбку и - как бы это сказать помягче – мочится на сцену. Перформанс! Представитель «Офицеров России» мочой мочит работу Джока Стэрджеса. Вандализм!!! Действительно, кто судьи? И верно ли, что Merdad’Artista («Дерьмо художника») Пьеро Мандзони (галерея Тейт приобрела за $44600) –искусство до той поры, пока не оказалось в руках «Офицеров России»?

Да, было время… Зал книжного магазина «Москва», Тверская улица. Владимир Познер представляет свою книгу мемуаров. Он говорит о том, что русский язык для него не первый, что он, как Владимир Набоков, сначала заговорил то ли по-французски, то ли по-английски – точно не вспомню. Он что-то еще говорил об американском издателе, совершенном как Аполлон, как тот просто в восторг пришел от рукописи и издал книгу сначала на английском, а теперь вот она на русском… и очередь за автографом цепенела как перед экраном телевизора с Кашпировским. Возможно, Владимир Познер, словно купаясь в струящихся вокруг него потоках завороженности и ласки, решил: так будет всегда. Но он ошибся.Запад для русского человекаи вправду нечто вроде инфекции. И каждому поколению приходится Западом переболеть.

В-четвертых, в истории с Константином Райкиным прекрасным было всё. Прекрасен сам Константин Райкин и такой «свежий» лейтмотив его выступления: что нравственно, а что нет, будем определять мы.Прекрасны члены Союза Театральных Деятелей, один из видных представителей которого Марк Розовский уже подсчитал в эфире «Эха Москвы» масштабы и темпы финансирования Театра на Никитской, откажись Шойгу хотя бы отС-300. Прекрасны, наконец, члены «конгресса российской интеллигенции»: Андрей Макаревич, Лия Ахеджакова, Ирина Прохорова, Лев Пономарев, etc,etc. Одно настораживало. Молчание Михаила Швыдкого… Идеолога и куратора течения в «искусстве», известного еще как «либеральный фашизм»… Выручил Михаил Пиотровский, тоже фигура из «конгресса российской интеллигенции», тоже не без влияния.

«Цензура - это всегда диктат, - заявил директор Эрмитажа в поддержку Константина Райкина ИА «Национальная служба новостей». - Диктат власти или диктат толпы. У нас сейчас всё идет к диктату толпы, что даже и власть начинает строиться. Толпа начинает говорить: мы хотим так и так. Если с обкомовскими цензорами можно было справиться, что-то прийти, объяснить. Не всегда, но интеллигенция знала, как можно обходить эти вещи. А вот диктат толпы – это ужасно».

Ужасен век, ужасные сердца. В 2000 году Томас Кренс, директор фонда Гуггенхайма, Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, и Михаил Швыдкой, министр культуры РФ подписали соглашение о долговременном сотрудничестве. В том же 2000-м, Савва Ямщиков, музейный работник с полувековым стажем, был буквально ошеломлен результатом проверки Эрмитажа Счетной палатой и поражен реакцией на проверку «тандема Швыдкой-Пиотровский». «Зачем нужен Эрмитажу открытый им филиал в Лас-Вегасе?» - недоумевал Савва Ямщиков в беседе с Юрием Болдыревым для газеты «Завтра». Один из ответов - сообщение РИА «Катюша» от 31.10.2016, «Сдвиг по Пиотровскому».

«Директор Эрмитажа Михаила Пиотровский явно нуждается в медицинской помощи. В канун праздника нечистой силы—Хэллоуина—вышеозначенный господин открыл в Эрмитаже выставку уродцев бесноватого бельгийского энтомолога-сатаниста Яна Фабра. Собачьи скелеты, выпотрошенные чучела птиц, чудовищные рогатые жуки, черепа с червями и прочая чушь размещены прямо в залах основной экспозиции, посреди полотен великих фламандцев. Посетители музея говорят, что ради столь любезных его сердцу монстров, Пиотровский М.Б. даже «подвинул» великого Рубенса. В такой ситуации больше всего жалко детей—которые в дни начавшихся школьных каникул пойдут в Эрмитаж…»

Что ж, «дьявол всегда соблазняет свободой, а под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты» - Александр Залдостанов (Хирург). В Красноярске в ответ на желание обратить внимание публики на «человеческую природу как таковую», как следствие -снимание трусов, публика массово покидала зал, уходила со спектакля «Гаргантюа и Пантагрюэль» от Константина Богомолова. В Москве публика Большого театра уходила с премьеры «Манон Леско», едва на сцену вытащили артиста в розовом боди, на каблуках и в черных чулках с артисткой, вихляющей голым задом… Столкновения «конгресса российской интеллигенции» и «толпы» через провокаторов- «художников» не исчерпали себя. Перешли в скрытую, латентную форму. Но не будем отчаиваться и провокацией отвечать на провокацию. Авианосец «Адмирал Кузнецов» режет воды Средиземного моря. А это значит: свершается на глазах пророчество Пушкина:

«Всё куплю»,— сказало злато;

«Всё возьму»,— сказал булат.

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Алексей Дружинин/Владимир Астапкович

9 апреля 2024
1.0x