Авторский блог Александр Дугин 13:50 21 марта 2018

Адам сознательно пошёл за Евой в ад

Логос Диониса - сознательный спуск мужского начала в бездну для того, чтобы эту бездну трансформировать
21

Одна женщина из Новороссии высказала такую точку зрения: в истории о том, как Ева съела запретный плод с дерева познания и протянула его Адаму, кажется, что Адам  стал жертвой недоразумения. Но нет - он не оказался в изгнании из рая по неосторожности, от голода или автоматически. По ее мнению, Адам все прекрасно понимал: что это акт убийства собственной вечности. Но он увидел, что яблоко уже было надкушенное - и не кем-то, а Евой. И он делает этот шаг осознанно: он не мог оставить ее во времени, а самому остаться в вечности. Он не мог обречь Еву на страдания, а самому остаться в райском саду. Он пошел за Евой в ад, как Орфей за Эвридикой осознанно.

·      Это не связано ни с иудаизмом, ни с христианством - религии осуждают этот ход.

·      На мой взгляд, в этом есть что-то глубоко не теологическое, не религиозное, а нечто философски достоверное. Это было возможно только в случае великой любви. В этом была его жертва. Он сказал: если ты будешь вне рая, и я буду с тобой, если ты будешь рожать в мучениях, и я разделю с тобой трудности.

·      У католиков есть понятие felix culpa - "благословенная вина" (которую, конечно, в православии не признают). Согласно этой идее, если бы Адам не согрешил, Христос бы не пришел спасать мир. Ты совершил грех - да. Но если бы ты его не сделал, и вочеловечивания бы не было. В результате человеческий род был спасение - изначально Адам не был Богом, он был человеком. А в Христе, который вочеловечился и был Богом, это пересекалось. Это фундаментальное изменение структуры человека. Поэтому католики считают, что без откусывания яблока этого бы не произошло.

·      Но Адам не просто по-дружески разделил участь Евы: всё-таки мы имеем дело с архетипами. Он в самом себе видел что-то, что может спасти Еву. Не от змея, а от самой себя. Он спустился с ней а это грехопадение, деградацию и циклы для того, чтобы спасти ее. Он пошел на это не потому, что его втянуло в бездну по какой-то инерции: он туда отправился осмысленно.

·      Если рассматривать этот сюжет не с теологической точки зрения, а как нарратив, это очень интересно, поскольку проливает свет на Логос Диониса.

·      Логос Диониса - это не просто распад порядка в хаосе или некое рассеивание Духа по множеству материальных предметов. Это сознательный спуск мужского, вечного, героического начала в бездну для того, чтобы эту бездну трансформировать, осветить ее своим собственным светом, сердцем. Это добровольная жертва, которая предвосхищает жертву Христа.

·      Может быть, это не лучшая идея, обсуждать такое во время Поста, но в чем-то это созвучно самой идее Поста: спуститься в бездну, в смерть, сознательно  отречься от чего-то, двигаться по пути добровольного страдания и аскетики для того, чтобы воскреснуть, помочь другим, отдать себя в жертву другим.


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
21 марта 2018 в 16:39

Когда Бог спросил Адама почему он съел яблоко, Адам сказал, что яблоко ему дала жена, а жену ему дал Бог. Он совсем не собирался в пропасть. Он сначала все свалил на Еву, показав себя безмозглым подкаблучником, а потом обвинил во всем Бога. Вот как-то так.

21 марта 2018 в 18:50

Там,где была она,был Рай.
(Эпитафия Евы,написанная Адамом.)
Иван,безмозглый подкаблучник не способен на такую любовь .

22 марта 2018 в 15:29

"Где древо познания, там всегда рай" - так вещают и старейшие и
новейшие змеи.

21 марта 2018 в 16:52

* * *
Что ты сделал, Адам!
Ты зачем откусил от плода?
Ну-ка выплюнь немедленно…
Всё. Проглотил, дурачок.
И прошла от желудка по телу волной теплота.
И ужалила правда огромный от страха зрачок.
Вспоминаешь теперь, как ты утром ломал деревца?
Как вчера изобидел супругу, банан отобрав?
Откусил от плода? Посмотри на себя, стервеца!
Ах, не знал, что неправ? Но теперь-то узнал, что неправ!
Думал, сладко Богам?
Совесть – тяжкое бремя, Адам.
А ведь жил без греха, без оглядки, что твой гамадрил.
Я ж тебе говорил, чтоб не смел прикасаться к плодам!
Говорил или нет? Ты не хнычь, отвечай! Говорил?
Ну так что Мне теперь? За тобою ходить по пятам?
И следить, как бы вдруг ничего на тебя не нашло?
А ступай-ка ты, знаешь, в голодные земли, Адам,
—и трудись до упаду, чтоб не было сил ни на что.
Евгений Лукин

21 марта 2018 в 20:34

В Библии много неясностей. Например, если Бог всеведущ, то почему Он не знал о будущем вкушении плода? И если Бог всемогущ, то откуда взялся в Раю (т.е. особой зоне) хитроумный змей?
А может, Бог таким способом избавился от парочки лентяев, чтобы началась эволюция?
Короче. вопросов много – ответов мало.

21 марта 2018 в 21:02

Возникает естественный вопросец – зачем бог создал мужчину и женщину, наделил их половыми признаками, половыми органами? Как-то это всё сильно смахивает на английских провокаторов – похоже, что англичане тоже избранный богом народ, избранный для божественных по происхождению провокаций. Надо бы философам разобраться – откуда у людей и другие грешки, злобность, лживость и т.д. Может быть всё это тоже от нашего создателя, а не от какого-то дьявола, которого создатель создал в качестве козла отпущения. И чьи-же грехи, в таком случае , искупил Христос мучаясь на кресте? Вот вопросец на засыпку для философов.

22 марта 2018 в 12:18

Из архива, к РХ!
——————-

СВЯТАЯ РОЗА – БЕЗ ШИПОВ…

*

* *

Святая Роза, без шипов,
Росла в садах, как символ Рая!
Бутон, созревший, в конце мая,
Преподносился вместо слов.

Не распустившийся бутон
Олицетворяет: Бесконечность,
Святой Марии безупречность
И чистоту Любви основ!

Еще до дня грехопадения
Канон главенствовал всегда!
То ли от томного безделья,
Пост – менструального явления,
Но, Ева – Райская Звезда,
Не понимая ощущения
Сверх – сексуального влечения,
Плыла в саду средь роз одна…

Их безупречность – раздражала.
Бутон – склонился пред лобком,
Мужской раздался тихий стон
И Ева страстью задрожала…

Адам, испытывающий гордость
За качество его ребра,
Излишнюю направил твердость
К защите женского бедра…

Истоптан им прекрасный куст!
Бутон, надломленный, – раскрылся: –
Да, вижу ты – герой, – не трус!
Готов ли еще раз сразиться?
Коль храбрость личная твоя
Границ не знает и абсурда, –
Сорвать и съесть, я, вижу – трудно,
Плод, запрещенный для тебя?

Адам замешкался впервые:
Древо Познания в плодах!
Запрет Божественный! Но, страх
Не просигналил грубой силе…

Здесь Ева, явно не стерпев,
Вплела цветок несчастной розы,
Сменив испуг на смелость позы,
По-женски безобразный гнев…

Сорвала Плод с Познаний Древа,
Вонзились зубы! Сквозь уста
Пролился сок меж грудей спелый
И защипили «губ места»…

Заставила вкусить Адама
Плоть, под ухмылку Сатаны, –
Не проявив усилий грамма
Сплел сатанинские узлы…

Так была Истина распята
В начале грешного витка!
Поляна роз грехом измята
Вся до последнего цветка…

В минуты утренней зари
Взросли прекраснейшие розы,
Уже с шипами, смысл – угроза
Для всех Богов и Сатаны!

Всевышний, голосом бутона,
Проверил женственности суть: –
Я – отлучаю вас! Ваш путь –
Вне Рая, чтоб не слышать стона!

*
P.S.

Безумно соблазняют розы,
Надеясь на свои шипы…
Придется слез испить из прозы,
Так как исколотые грезы –
Не стимулируют стихи…

mv «Flag Supplier»
Port Aqaba, Jordan,
13.07.97. R.V.A.

23 марта 2018 в 12:08

Как натурфилософ, я должен подсказать настоящим философам, что в божьем раю кроме райского сада были ещё и райский огород и райские кущи и райские поля и луга, по которым бродила разнообразная живность обоего пола, половозрелого возраста, меньшие братья Адама и Евы. В банановых кущах бродил брат Примат с сестрой Приматихой, в райском огороде, среди качанов райской капусты бродили козёл Мефодий с козой Машкой, прародители козлиного рода и прочие братцы-кролики. Как происходило грехопадение этих братьев и сестёр, какие гады их искушали, кто из них первым начал процесс грехопадения, философы и поэты не дают нам ответа, хотя вопрос, конечно, интересный.Скорее всего, коза Машка искусила Мефодия капустным листом или ещё какой-то райской зеленью ну а первыми начали процесс грехопадения братцы-кролики – они и в земном аду отличаются этой греховной несдержанностью. Тем не менее, и Мефодий и Примат и остальные особи мужского пола дружно рванули за своими подругами в земной ад. Тут возникает естественный вопрос к автору статьи – сознательно-ли последовали козёл Мефодий и остальное мужское население рая за своими подругами-соблазнительницами или они были движимы какими-то более примитивными, даже низменными мотивами. Конечно, уровень сознания у козла Мефодия и Его подруги Машки значительно уступает сознательности Адама и Евы, иначе они не попали бы к Адаму и Еве на сковородку и на шашлык, но вот чувство любви к своим подругам и любви к занятию процессом грехопадение позвало и человека и козла и всех остальных в земной ад за своими подругами – не зря ведь говорят, что любовь зла, полюбишь и козла. Так что в аду мы все по любви, а не по расчёту, из-за любви мы тут мучаемся, страдаем, грешим – если были бы умными, включили бы мозги, сознание, то жили бы в раю, у бога за пазухой.

24 марта 2018 в 09:42

"Одна женщина из Новороссии высказала такую точку зрения:.. он [Адам] делает этот шаг осознанно: он не мог оставить ее во времени, а самому остаться в вечности. Он не мог обречь Еву на страдания, а самому остаться в райском саду. Он пошел за Евой в ад, как Орфей за Эвридикой осознанно".


Вообще-то, еще за 350 лет до "одной женщины из Новороссии" такую точку зрения высказал Мильтон в поэме "Потерянный рай" (поэма, кстати сказать, в СССР издавалась массовым тиражом - например, в "БВЛ")

Вот слова мильтоновского Адама (пер.О.Н.Чюминой):

"Но, все равно, съ тобою раздѣлю я
Судьбу твою: единый приговоръ
Постигнетъ насъ. Мы — существо одно
И плоть одна; съ утратою тебя
Утратилъ-бы я собственную жизнь".

Честертон так оценил эту версию:

"Другими словами, человеческая греховность восходит к благородству или, на худой конец, к весьма простительному и романтическому жесту. На самом же деле наша низость началась не с великодушия; если мы подлы и ничтожны, причина не в том, что наш прародитель повел себя как хороший муж и настоящий мужчина.

Библейский вариант намного возвышенней и глубже. Там все земное зло возводится к той предельной, не рассуждающей наглости, которая не терпит никаких, даже самых мягких условий; к тому безобразному беззаконию, которое отвергает какие бы то ни было границы. Нигде не сказано, что плод привлекал видом или запахом; он привлекал лишь тем, что был запретен.

Самая большая свобода ограничивалась в раю самым маленьким запретом; без запрета свободой и не насладишься. Лучшее в луге — изгородь, окаймляющая его. Уберите ее, и это уже будет пустырь, каким стал и рай, когда утратил свое единственное ограничение. Библейская мысль — все скорби и грехи породила буйная гордыня, неспособная радоваться, если ей не дано право власти, — гораздо глубже и точнее, чем предположение Мильтона, что благородный человек попал в беду из рыцарственной преданности даме. После грехопадения Адам на удивление быстро и полно утратил всякое рыцарство".

24 марта 2018 в 13:59

Библейское назидание просто и прозрачно, как райское наслаждение – будь покорен и послушен начальству, не нарушай его запретов, это такой страшный грех, что получишь за него сполна, будешь мучиться всю жизнь, если не отмолишь этот страшный грех, не искупишь его послушанием. В древнееврейские, библейские времена начальство было религиозное и мудрецы и писатели были религиозные, состоявшие на службе у религиозного начальства. Отсюда и простая, как кочан райской капусты идея, замотанная в множество скрывающих её капустных листов и являющаяся кочерыжкой о покорности власти бога, то есть религиозной власти или той власти, какую бог пошлёт. С тех пор, как эта еврейская религиозная кочерыжка проникла в Европу, начались тёмные века религиозного мрака с запретами всего, кроме этой еврейской библейской мудрости. В борьбе с этой мудростью об абсолюте власти полегло немало Адамов и Ев, заплативших жизнью за свободу мысли, за свободу научной мысли, за право быть не согласными с абсолютом власти. Власть и нынче везде старается демонстрировать свою религиозность, насаждая религиозность с её идеей покорности и послушания, но уже идея абсолютной власти ушла в виртуал – не хотят Адамы и Евы питаться кочерыжками, полюбили райские яблочки, а мечты о Рае оставили для души, как воспоминание о будущем.

24 марта 2018 в 15:42

Дык и во вполне безбожном СССР не только в суровые сталинские времена, но и вегетарианские брежневские за непокорность и непослушание высокому начальству по головке не гладили.

24 марта 2018 в 18:58

Дык, а кто-же возражает. Ленинскую идею о свободном творчестве сознательных и грамотных масс товарищ Сталин и птенцы его гнезда заменили диктатурой коммунистической бюрократии, творчество заменили догматизмом, сознание заменили всеобщим одобрением, грамотность превратили в полуграмотность, Ленина обожествили превратив коммунизм в религию, генсеков в патриархов, а секретарей парткомов в служителей культа. Не знаю, кто это сотворил – может быть товарищ Сталин на базе своего религиозного опыта или еврейские товарищи на базе своего иудейского фундамента, но не смогли коммунисты отказаться от божественного абсолютизма власти, не поверили в свободное творчество сознательных масс, да и массы оказались не готовы к свободе и творчеству – сказались пережитки многовекового царского абсолютизма и религиозности. Видно, что эти пережитки сказываются и сегодня.

25 марта 2018 в 12:19

Т.е. Сталин украл у народа "свободное творчество" дарованное Лениным?

Ну-ну...

Сразу же после свержения Временного правительства, 26 октября, по постановлению Петроградского и Московского Военно-революционных комитетов десять наиболее крупных буржуазных газет, в том числе «Речь», «День», «Биржевые ведомости», «Русское слово», «Утро России» были закрыты.Всего к январю 1918 г. было закрыто более 120 оппозиционных газет, большей частью представлявших отряд буржуазной прессы, однако значительные потери понесла и печать левых партий.

18 марта 1918 года (как раз 100 лет назад) принято постановление Совнаркома о закрытии буржуазных газет.

После левоэсеровского мятежа в начале июля 1918 года началась тотальная ликвидация оппозиционной прессы. Летом 1918 г. пресса небольшевистских политических партий практически прекратила свое существование:

Ну и, наконец, высылка за рубеж инакомыслящих ученых и философов ("философский пароход") была произведена в 1922 году по инициативе Ленина.

"питерский журнал «Экономист», изд[ание] ХI отдела Русского технического общества. Это, по-моему, явный центр белогвардейцев... Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно и систематически и выслать за границу".
(Письмо В.И. Ленина Ф.Э. Дзержинскому от 19.05.1922. ПСС, т.54. С. 265–266)

25 марта 2018 в 14:46

Дык, Ленин даровал народу не свободу творчества, а идею о свободе творчества освобождённого от эксплуатации буржуазии народа. Но буржуазия и обслуживающие её массы, царские генералы, преданное богу, царю и своему отечеству казачество, преданные богу попы и их паства, с этой ленинской идеей не согласилась и начала гражданскую войну за свои идеи поддерживаемые буржуазными философами и буржуазными журналами. Ну а в гражданской войне какая уж может быть свобода творчества. Но после окончания гражданской войны, после того как власть перешла в руки освобождённых народных масс ленинскую идею можно было бы и осуществить. Однако, после его смерти его обожествили , а коммунизм сделали религией и превратили власть в абсолютную диктатуру бюрократии, а вовсе не пролетариата. Вряд-ли ленинская идея была об этакой свободе творчества.

25 марта 2018 в 15:06

Вариант воплощения ленинской идеи о свободном творчестве масс можно наблюдать в коммунистическом Китае, отсюда, видимо, и уважение китайцев к товарищу Ленину.

26 марта 2018 в 06:42

Вообще-то, правоверные ленинцы отрицают даже социалистичность Китая, поскольку там долларовых миллиардеров больше, чем в США и множество долларовых миллионеров, притом, что сотни миллионов крестьян живут на грани физического голода.

30 марта 2018 в 17:48

то, что сделал Адам названо грехом - женщина из Новороссии это всё та же Ева, идущая не за Истиной, а за искажением оной и ведущая Адама за собой в яму. Старо как мир. Христос потому и стал Искупителем, что не пошел за Израилем, не пошел за Церковью, а пошел за Богом до Смерти. Именно этим ОН искупил "Еву". Адам не подвиг совершил, а упал вместе с Евой. Это да и Аминь. Романтизировать грех Адама - это грех, простите за тавтологию.

7 апреля 2018 в 21:55

Познание - искажение Истины? Явный обскурантизм...