Абрамов
Сообщество «Круг чтения» 15:52 29 февраля 2020

Абрамов

к 100-летию великого русского писателя
11

к 100-летию великого русского писателя

Фёдор Александрович Абрамов, как и полагается «выдающемуся представителю «деревенской прозы», родился в деревне. Помимо него – в деревне (на хуторе, в селе, на лесной заимке) к 1920 году родилось 80% населения России, попросту говоря: весь русский народ. То есть не весь, но 7\8 по дореволюционным расчётам.

Всю свою писательскую судьбу Фёдор Александрович писал об этом народе, всю свою человеческую судьбу – жил с ним, в нём и для него.

Называть его «писателем-деревенщиком» имеют полное право потомки лавочников, бендюжников с Привоза, рабочих с Путиловского и добровольцев барона Врангеля. Правда, последние как раз-то и не будут, для них он – упоительно русский, цельный, самобытный писатель. Ведь разглядел же, к слову, в его коллеге по цеху – Юрии Казакове – что-то утончённейший Борис Зайцев, друг и соработник Ивана Бунина и Георгия Иванова. А в Гройсмане не разглядел. И в Окуджаве не услышал. И в Бродском не прочитал…

В Казакове, Белове, Абрамове одна Россия окликает другую. Давайте называть вещи своими именами: так называемые «писатели-деревенщики» и были, по сути, единственными подлинными русскими писателями в Советской России в ХХ веке. Были ещё блистательные наследники «дворянской прозы» из разночинцев: Булгаков, Пришвин, Паустовский… И были экспериментаторы, хорошие ли, плохие ли – другой вопрос. Но не может фокусник, стоящий вверх ногами и вызывающий радостный стон публики, учить жизни возвращающегося с работы шахтёра. Или плотника. Или тракториста. А вот менеджера по продажам – может. Искусство у них, по большому счёту, одно.

Это я к тому, что говоря об Абрамове – мы в первую очередь начинаем говорить о России, о подлинности, о том, какие мы и где оказались сейчас. И пример с фокусником и менеджером показывает, что не очень-то где оказались, прям скажем – совсем нигде.

Вот об этом, о цельности, о единстве нашего исторического и нравственного пути – весь Абрамов. О братьях и сёстрах. Это не только гениальный роман «Братья и сёстры», за который, кстати, Фёдор Александрович получил Государственную премию. Братья и сёстры – это ещё и «Жила-была сёмужка», сказка на 6 страничек, где маленькая рыбка недоумевает, как же её соплеменницы поедают икринки сёмужьего же помёта:

«Стойте! Остановитесь! Знаете ли вы, что делаете? Вы поедаете своих сестер и братьев».

А ведь коллективизацию и раскулачивание творили не одни сплошь инородцы, свои-то тоже вдосталь поучаствовали, братья и сёстры…

Неслучайно, что именно этими словами в час небывалой беды Сталин встраивается в общую судьбу русского народа. И народ у Абрамова слышит этот призыв, и понимает его. И не только народ, но и секретарь райкома Новожилов (который тоже, конечно, народ):

«Вот, говорят, война инстинкты разные побуждает в человеке. А я смотрю – у нас совсем наоборот. Люди из последнего помогают друг другу. И такая совесть в народе поднялась – душа у каждого насквозь просвечивает. И заметь: ссоры, дрязги там – ведь почти нет. Ну как бы тебе сказать? Понимаешь, братья и сестры».

Не Маркс и Энгельс, заметьте. И даже не всемирная революция.

А ещё он, коммунист по должности, говорит об общей единой силе, затянувшей пояс и перемалывающей смертельного, 250-миллионного врага. И эта сила – не идеи научного коммунизма. К чёрту идеи, когда дошло до главного: жить или не жить целому народу! Когда на фронте погибнуть легче и проще, чем покрываясь кровавым потом тянуть за собою борону в тылу. Чтобы было чем кормить этот самый фронт!

И здесь Абрамов выходит на страшные, толстовские обобщения о народе и его единой силе, его страшной неодолимой судьбе, то есть о чём-то таком, чего я, признаться, у других современников Абрамова не встречал.

В этом тоже его, Абрамова, судьба. Потому что вместо занятий своей любимой (об ту пору) филологией, он добровольцем уходит из Ленинграда на фронт. Ненадолго. Чтобы вскоре израненным вернуться обратно и провести в госпитале первую, страшную блокадную зиму. Чтобы опять уйти на фронт, и опять в госпиталь. Откуда с формулировкой «годен к нестроевой» на родину, но не сидеть в военкомате, бумажки перебирать, а продолжить войну. Теперь уже со шпионами. В СМЕРШе. Да-да, студент-филолог, старший сержант пехоты – направлен для прохождения дальнейшей в Архангельск, один из двух незамерзающих портов страны, куда сквозь арктические льды и немецкие торпеды идут и идут столь необходимые армии грузы северных конвоев: танки, самолёты, машины, сырьё. Лендлиз. И то, что порты эти нашпигованы вражеской агентурой, понятно даже студенту-филологу.

Дела, которые вёл Абрамов, засекречены до сих пор. А это значит, что два года службы, за которые он из старшего сержанта дорос до (!) лейтенанта, прошли очень не зря. И подопечными лейтенанта СМЕРШ были отнюдь не расхитители колосков с колхозных полей.

Какое-то представление о его службе даёт незавершённая повесть писателя «Кто он?». Где автобиографический герой, следователь СМЕРШ, вопреки движению репрессивного маховика – доказывает невиновность своего подопечного. И так у него почти везде – герои крестьянского эпоса Абрамова украденные другими «колоски» не замечают. Но где-то же замечали? И доносили? Так ведь – братья и сёстры…

Своей службы Абрамов никогда не стыдился, и не скрывал. Также как и боевых ранений. Также как и своей принадлежности к великому народу.

Наверное, именно поэтому – не им прокляты и убиты его павшие боевые товарищи, умершие от голода в Ленинграде и надорвавшиеся в тылу братья и сёстры.

Не ему рукоплескал Ельцин, не он ставил свои подписи под расстрельными письмами в 1993-м.

Но как писатель он становится всё более актуален. И это не трюизм. Они, проиграв в 1945 и в 2014 году, пытаются понять: что же это за братья и сёстры?

И отечественный театр и кинематограф (знаменитые постановки МДТ, телесериал «Две зимы и три лета» и другие) с удовольствием берутся показать: смотрите-смотрите! Пока у них получается лишь Abramov lite («Что ви, что ви, нисего страшненько, этот руски народ!»). Но не сомневаюсь, недалеко уже то время, когда мы дождёмся и Abramov hard.

Маятник истории как-то уже в эту сторону пошёл…

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Cообщество
«Круг чтения»
Cообщество
«Круг чтения»
8
Комментарии Написать свой комментарий
29 февраля 2020 в 06:49

Фёдор Абрамов получил Гос.премию только за первую часть романа ,за "Братья и сёстры",но есть ещё три других части: "Две зимы и три лета", "Пути-перепутья" и "Дом".
Наверное, получив такую премию,можно и остановиться,начать почивать т.с.на лаврах,не развивать дальше то,что завершится разрушением Дома и гибелью Лизы Пряслиной - наверное святой русской женщины в этом романе.

Я помню эпизод,где уже пожилой Михаил Пряслин с горечью смотрит,как трактор пашет землю,переворачивает толстые пласты,которые не смогут пробить ростки,потому что северное лето короткое,они не успеют прорасти,но зато есть разнорядка как пахать и молодой тракторист говорит Пряслину,папаша,за тебя уже всё решили,иди домой,отдыхай.

Не для того ли Абрамову дали Гос премию за первую часть,чтобы не появилось три другие части?

29 февраля 2020 в 10:47

"эта сила – не идеи научного коммунизма"
- Сомнительный комплимент для коммуниста. Похоже, автор статьи - провокатор! А говорить про великих русских писателей ХХ века, не упоминая Максима Горького, но рядом с Пришвиным и Буниным - тому подтверждение.

29 февраля 2020 в 12:12

Алексей!
На родном для всех нас сайте "Завтра" сейчас дуют холодные ветры духовных метелей! Здесь писать о таких литературных тонкостях часто себе дороже!
В ответ на глубокие размышления -выскочит из толпы с яростной бранью голова:
-Ты провокатор! Ты -такой сякой! А о самом твоём суждении -ни слова! А потому-что не знают,что сказать, или как свои мысли по этому поводу в приличную форму облечь!
Обзываться и оскорблять стали многие авторы, для некоторых это стало второй профессией! А надо бы обсуждать тему статьи!
Такое ощущение, что доктор из мультфильма о коте Леопольде всем незаметно плеснул в чай порцию ОЗВЕРИНА!

8 марта 2020 в 23:10

При чём тут "литературные тонкости", когда речь идёт о совершенно неуместном выпаде. Неуместность в том и заключается, что приводятся слова настоящего коммуниста о подлинном коммунизме, который и есть братство, а не то, что воображает автор статьи

9 марта 2020 в 08:26

Юрий, а не могли бы вы попроще выразить своё отношение к статье?

9 марта 2020 в 16:24

Попроще, пожалуй, не получится. Абрамов заслуживает гораздо более обстоятельного и серьёзного обсуждения, чем эта краткая статья. Он - действительно великий русский писатель и при этом - настоящий советский человек и коммунист. Боюсь, что именно поэтому о нём ещё долго будут помалкивать

29 февраля 2020 в 16:49

И СНОВА О ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЕ

Читал Федора Абрамова много, с упоение. Так же как и Василия Белова.

Восхищению — не было предела. Хотя они у него, его романы, мне показались несколько несобранными и раздерганными…

Может быть и ошибаюсь.

Хотя и такая манера письма есть, даже у каждого через одного классика.

Время, однако, внесло более чем яркие и существенные коррективы в оценку всей деревенской прозы. И сегодня уже вопрос задаешь не так как вчера: Белов или Астафьев?
А чем один другого лучше?

Ибо они, по сути своей один от другого так ли уж отличаются?

Хотя никто не умаляет их вклада в литературу и их таланта.

Но оба — по всем своим составным частям, архаике и мировоззрению — это писатели вчерашнего дня. Астафьев дал жару своим последним романом о войне, где полностью и без прикрас всего себя раскрыл, а уж какой замечательный роман о золотаре жахнул певец северной деревни, тонкий знаток русского слова Белов, дух захватывает…

И по силе прозрения и рядом из них никто не стоит вровень с «До третьих петухов» Шукшина, где пророчески очерчена во всех деталях грядущая национальная катастрофа. Хотя нескладухи и у этого писателя хватает более чем…

Что у них с этим можно поставить рядом? Мыканья Ивана Африканыча? А где провидение и пророчество у Абрамова? Про Астафьева, умиленно заглядывавшего в рот Борису Николаевичу и тем более столько же разговору… А уж после того как он, широкой души человек поглумился над Николаем Островским, и тем более слов нет для обилия восхищения…

С Александром Ермошиным у меня раз произошел на ленте небольшой разлад: при всем моем бесспорном уважении Алексея Максимовича Горького, я еще и безмерно уважаю Павла Васильева, уважение к которому у меня пришло не сразу и не сразу. И которого я считаю крупнейшим национальным поэтом. Прежде всего — поэтом. (Возможно, в вопросах идеологии он и действительно где-то в чем-то не дорабатывал) Но вот со здешней оценкой согласен, хотя я все же сторонник литературного языка.
Беда нынешнего времени при всем его раздрае еще и вот в чем.

Сегодня каждый второй писатель — великий.

Каждый второй витий народный, вкупе с толпой комментирующих обожателей— левый.

Боже правый, хочется спросить — да откуда левый?

Каждый третий — коммунист и марксист.

И Александр Ермошин, при резкости тут порой его слов, правильно тут по большому счету предельно дотошен.

Ибо это еще надо посмотреть, кто тут есть кто?

И поцарапаешь ногтем неглубоко даже — а там враки.

Время настало: как в Чеховском бессмертном рассказе «В овраге».

Емко, на долгое время работающее название. И смыслом своим — очень рассказ глубокий.

Где главный герой его каждый грязный и замусоленный пятак брал в рот и пробовал его на зуб — не фальшивый ли?

29 февраля 2020 в 17:25

Согласен с Бровкиным...

1 марта 2020 в 12:26

"пророчески очерчена во всех деталях грядущая национальная катастрофа"
- Думается, что всё же предназначение писателя не только в этом. Об "этом" вам и любой алкоголик в минуту просветления расскажет - разве что не по-писательски. Этим "славились" и писатели-предвестники революции - уж как талантливо. Вот тут бы и вспомнить "Мать" Горького (которую, кстати, он и не слишком ценил). Власов в мраке рабочей жизни увидел - с помощью писателя, конечно - тропиночку к выходу из этого мрака. Увидела это и его мать.
Писатели-деревенщики ВИДЕЛИ, ОПИСЫВАЛИ, но считали, что придёт добрый дядя-начальник, и всё будет гораздо лучше.

1 марта 2020 в 11:53

Спасибо за статью, Федор Абрамов замечательный русский писатель... Друзья, приглашаю всех на сайт современной деревенской прозы http://www.borovikov-vp.ru/staruha Буду рад отзывам, комментариям...

1 марта 2020 в 12:18

Не скажу, что очень внимательно, но рассказ прочитал. Вспомнилось стихотворение примерно на ту же тему,НО. Хотелось,чтобы увидели разницу.
Ирина Снегова

ЦВЕТЫ

И тот, кто не видел её годами,
И те, что с ней рядом бок о бок жили,
Все к ней сегодня пришли с цветами
И молча к ногам её их сложили.

Стояли торжественные корзины
От старшего сына, от младшего сына…
Плача, склонялась над ней невестка
(Та, что не раз отвечала дерзко)

И шапки махровой сирени белой
Бралась перекладывать то и дело.
И внук, что ленился очки подать ей,
Свежие листья ей клал на платье.

И подобревшей рукой соседка
Вдруг положила хвойную ветку.
Люди кольцом стояли в печали.
Плакали, думали и молчали.

Стыли от стужи цветы живые —
Так много их у неё впервые…

А если б она их увидеть могла бы,
Взять, разобрать и поставить в вазы,
Может, из сморщенной, старой, слабой
Стала б красивой и сильной сразу.

И мне захотелось уйти из круга,
Сказать, что все эти букеты лживы,
И крикнуть: «Дарите цветы друг другу
Сейчас, сегодня — пока мы живы!»