Авторский блог Андрей Аганин 19:14 24 января 2019

А теперь поговорим о новых религиозных движениях

За практически всеми НРД стоят чьи-то крупные глобальные, геополитические или геоэкономические интересы, которые вынужденно камуфлируются под различные якобы духовные, религиозные, политические, коммерческие, медицинские, психологические, педагогические и прочие культы, а, на самом деле, преследующие исключительно цели передела мирового пространства между мировыми центрами силы и сдвигов границ между цивилизациями. Эту особенность всех НРД необходимо учитывать как российскому обществу в целом, так и органам государственной власти и органам местного самоуправления, чтобы не подвергать эрозии духовные скрепы единства российского общества, предотвращать подрыв духовной безопасности Российской Федерации, угрозы цивилизационного единства и распад социума.

двойной клик - редактировать изображение

1. Новое религиозное движение (сокращённо НРД, англ. New Religious Movement (NRM)) – это религиозная или подобная религиозной группа/организация, появившаяся относительно недавно (старейшие не ранее середины XIX века) и имеющая существенные отличия в вероучении от «традиционных» («мейнстримных») религиозных направлений (очень часто в форме религиозного синкретизма). В настоящее время нет общепринятых критериев отличия НРД от других религиозных направлений.

История возникновения некоторых новых религиозных движений связана с другими, ранее существовавшими религиозными организациями или деноминациями, другие возникли независимо от существующих ранее. Новые религиозные движения очень разнообразны в идеологии и деятельности.

Академические исследования новых религиозных движений получили развитие в 1970-х годах. Сейчас существует несколько исследовательских организаций и несколько реферируемых научных журналов, специализирующихся на этой теме. Причины появления и роста НРД в современную эпоху исследователи усматривают в общественных процессах секуляризации, глобализации, детрадиционализации, социальной фрагментации, индивидуализации, рефлексивности.

По подсчётам исследователей, сейчас во всём мире насчитывается порядка десятков или сотен тысяч новых религиозных движений; точное количество неизвестно. Большинство таких групп малочисленны: от нескольких до нескольких десятков последователей. В более крупных НРД количество участников доходит до нескольких тысяч, и в очень немногих – превышает миллион человек и может достигать десятков миллионов. Общее количество последователей всех НРД во всём мире по состоянию на 2012 год составляло не менее 100 миллионов человек; большинство их живут в Азии и Африке, но ни в одном государстве они не составляют большинства населения. В этом существует определённая закономерность, через НРД «коллективный Запад» осуществляет «культурное» проникновение на современном этапе в Азию, Африку, Латинскую Америку, государства постсоветского пространства и бывшего социалистического лагеря.

Новые религии часто вызывают враждебную реакцию со стороны традиционных (или «старых») религиозных организаций и некоторых светских институтов. Во многих государствах «коллективного Запада» существует светское антикультовое движение и христианское контркультовое движение, возникшие в 1970-х и 1980-х годах в качестве противодействия появившимся тогда в большом количестве новым религиозным группам. В России антикультовое движение и его сторонники (родственники людей, пострадавших от асоциальной деятельности некоторых НРД, а также тех лиц, а к которым они обратились за помощью – духовенство исторических религий, психиатры, юристы и подлинные патриоты), заручившись поддержкой большинства традиционных в России религий и ряда государственных органов власти и общественных организаций, выступило в качестве оппозиции НРД, рассматривая их как «тоталитарные секты» и «деструктивные культы», что привело к принятию в 1997 году нового Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», позволившего несколько ограничить в обществе и стране деятельность НРД, что совсем недостаточно, так как деятельность подобных движений необходимо прекращать неотвратимо.

2. На сегодняшний день нет единого общепринятого определения понятия «новое религиозное движение», исследователи продолжают искать более точные определения и отличительные признаки, но научный консенсус ещё не достигнут. Тем не менее, как скептически замечает британский социолог религии, специалистка по новым религиозным движениям, профессор-эмерит Лондонской школы экономики, эксперт Центра исследования прав человека при Лондонской школе экономики, кавалер Превосходнейшего ордена Британской империи (англ. The Most Excellent Order of the British Empire, OBE), член Британской академии (англ. The British Academy) Айлин (Эйлин) Вартан Баркер (англ. Eileen Vartan Barker, родилась 21 апреля 1938 года, Эдинбург, Великобритания), «хотя попытки точно определить, что является новым религиозным движением, а что нет, безусловно обречены на неудачу, в рамках здравого смысла этот термин вполне употребим».

Также не существует общепризнанных критериев отличия новых религиозных движений от других организаций, групп и общественных движений. Кроме того, нет общепринятого определения понятия «религия» и существуют очень разные мнения по вопросу о том, что считать религиозным. Однако в большинстве случаев термином «новое религиозное движение» обозначается сравнительно недавно возникшая группа людей, чьи взгляды отличаются от ранее появившихся религий.

Вопрос о том, до какого возраста религиозное движение следует считать «новым», остаётся дискуссионным. С одной из точек зрения, новыми можно назвать любые религиозные движения, которые возникли позднее давно установившихся организованных религий, – то есть, все, появившиеся где-либо в мире за последние несколько столетий – и они останутся новыми, сколько бы времени ни прошло. Более распространены точки зрения, сторонники которых считают, что термин НРД можно применять только к религиозным движениям, возникшим значительно позднее, например: с середины XIX века (включая мормонизм (или Движение святых последних дней (англ. Latter Day Saint movement), возникший в 1830 году, и монотеистическую религию бахаи (также бахаизм или бехаизм, араб. بهاء‎, «Баха» – «слава», «свет», «блеск», «великолепие»), появившуюся в 1844 году), после конца XIX века, либо, как считает А.В. Баркер, возникшим после Второй мировой войны и новым для той или иной конкретной культуры.

Столь же спорным является вопрос о том, от какого момента начинать отсчёт возраста религии: от появления вероучения или идеи, от создания первой организованной группы последователей этого учения, со дня официальной регистрации религиозной организации или от фактического начала религиозной деятельности в данной стране или регионе. Так, Международное общество сознания Кришны (также МОСК, ИСККОН (англ. International Society for Krishna Consciousness (ISKCON)), также известное как Движение Харе Кришна, или Движение сознания Кришны – вайшнавская религиозная организация, основанная бенгальским монахом Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1966 году в Нью-Йорке) в государствах «коллективного Запада» и в России одними религиоведами рассматривается как неоориенталистское или неоиндуистское новое религиозное движение, поскольку оно относительно ново для западной культуры и возникло в США только в 1966 году, в то же время, как другие считают, что «новым» оно является условно, в контексте иной культуры, хотя в Индии же исповедуемый МОСК гаудия-вайшнавизм является вполне традиционным религиозным течением внутри индуизма и известен там с начала XVI века. Таким образом, через деятельность НРД иногда камуфлируется проникновение восточных религиозных учений в государства «коллективного Запада», постсоветского пространства и бывшего социалистического лагеря.

Понятие НРД охватывает собой широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности, поощряют индивидуализм и предоставляют своим последователям свободное членство, и, заканчивая общинными организациями, которые требуют от своих последователей строгой дисциплины, значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества. Многим НРД присущ религиозный синкретизм или религиозный радикализм, иногда встречается стремление к изменению общественно-политического или даже государственного строя; в то же время неоязычники обычно желают (скорее всего, только заявляют о) возрождения изначальных архаичных традиций своего народа, не имеющих ничего общего с существующей реальностью.

Не все группы, относимые сторонними исследователями к НРД, согласны с таким определением. Так, некоторые российские исследователи считают разновидностями НРД или так называемые политические, коммерческие, медицинские, психологические и педагогические культы, за которыми стоят (как минимум неформальные) организации, официально заявившие не религиозные, а формально другие цели своей деятельности.

Следует сказать, что за практически всеми НРД стоят чьи-то крупные глобальные, геополитические или геоэкономические интересы, которые вынужденно камуфлируются под различные якобы духовные, религиозные, политические, коммерческие, медицинские, психологические, педагогические и прочие культы, а, на самом деле, преследующие исключительно цели передела мирового пространства между мировыми центрами силы и сдвигов границ между цивилизациями. Эту особенность всех НРД необходимо учитывать как российскому обществу в целом, так и органам государственной власти и органам местного самоуправления, чтобы не подвергать эрозии духовные скрепы единства российского общества, предотвращать подрыв духовной безопасности Российской Федерации, угрозы цивилизационного единства и распад социума.

3. В 1998 году в словаре-справочнике «Новые религиозные культы, движения и организации в России» отмечалось, что «ряд исследователей (А. Ниулмен, У. Мартин, Д. Стюарт, Д. Макдауэлл) полагают, что такие термины, как „культ“, неадекватно отражают процессы модернизации религии, и предлагают использовать термины „новые религиозные движения“, „неорелигии“».

По мнению социолога религии Массимо Интровинье (итал. Massimo Introvigne, родился 14 июня 1955 года, Рим, Лацио, Италия), высказанному в 2001 году, абсолютное большинство современных учёных воздерживается от употребления по отношению к религиозным движениям имеющих негативную коннотацию терминов «ересь», «секта» и «деструктивный культ». По его мнению, научное сообщество с одобрением восприняло появление понятия «новое религиозное движение», популярность которому обеспечили труды британского социолога религии А.В. Баркер, позволившего избегать использования терминов «культ» и «секта», которые воспринимаются как уничижительные. Также М. Интровинье отмечает, что разные авторы в одном случае используют временной признак, а в другом случае доктринальный. К последним он относит и себя, замечая, что понятия «новая религия» или «новое религиозное движение» следует использовать лишь в том случае, «когда в богословии обнаруживается существенное расхождение с традиционным христианством или (с не столь легко поддающимся определению) традиционным иудаизмом, исламом, индуизмом или буддизмом…». Некоторые религиозные группы возражали против применения к ним понятий «новое религиозное движение» или «новая религия», потому что считали, что это «всего лишь вежливый синоним слов „культ“ и „секта“, обозначающий нечто во всех отношениях отличающееся от „уважаемых“ религий». И напоследок М. Интровинье замечает, что уже в нынешнем, XXI веке, споры продолжаются, так некоторые участники спора до сих пор выступают «против всё более криминологического использования терминов „секта“ и „культ“ в ходе акций по борьбе с культами, предпринятых правительствами Франции, России и Китая» и поэтому «предложили попросту отказаться от понятий „новое религиозное движение“ и „новая религия“ и говорить о „семействах“ религиозных и духовных групп». Разные исследователи вкладывают разный смысл в слово «новое» при изучении «новых» религиозных движений. Смысл, вкладываемый в слово «новое», меняется в зависимости от конкретного исследователя и его страны. От других терминов понятие НРД отличается тем, что определяющую роль в нём играет не фактический, а хронологический аспект. В общем смысле «новым религиозным движением» называется любая религиозная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе. Соответственно, список НРД меняется как в зависимости от временного критерия, принятого тем или иным исследователем, так и в зависимости от конкретного социума, о котором идёт речь.

Советский и российский религиовед, один из крупнейших современных специалистов по католицизму и деятельности Ватикана, исследователь нетрадиционных религий и культов, доктор философских наук, профессор, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Игорь Яковлевич Кантеров (родился 4 сентября 1938 года, Кострома, Ярославская область, РСФСР, СССР), в 2002 году подводя итог, констатирует: «Конечно, термин „новые религиозные движения“ не безупречен. Уже сегодня заметны его недостатки. Например, до какого времени возникшее религиозное образование может именоваться новым? Или: действительно ли в вероучении и обрядах данного образования содержится нечто новое? Однако при этих и иных недостатках термин новые религиозные движения сегодня „работает“ и даёт плодотворные результаты».

По отношению к таким группам употребляются также термины новая религия (неорелигия), нетрадиционная религия, нетрадиционное (новое) религиозное сообщество, религия Нового века, альтернативные религии (религиозные движения), альтернативные (нетрадиционные) культы, альтернативная духовность (англ. alternative spirituality), внеконфессиональные, неканонические верования, возникающие религии, молодёжные религии, маргинальные религиозные культы (религии). Существуют также дискуссионные термины «деструктивный культ» и «тоталитарная секта», обычно употребляемые представителями традиционных конфессий или критиками НРД. Разные источники могут давать различные определения этим понятиям либо использовать их, не давая определений в явном виде. Потому сейчас нельзя определённо сказать, равнозначны ли эти понятия, как они соотносятся между собой и с понятием НРД.

Принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» (в хронологическом варианте) хотя отчасти присутствует в современном законодательстве Российской Федерации, например, в преамбуле к Федеральному закону от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», но сам термин «новое религиозное движение», к сожалению, в нормативных правовых актах отсутствует, что создаёт почву для неоднозначной трактовки деятельности тех или иных организаций различными правоприменителями, что, в свою очередь, создаёт условия для злоупотреблений и избирательной правоприменительной практики.

двойной клик - редактировать изображение

4. Такие религиоведы как советский и российский историк религии и публицист, специалист в области новых религиозных движений, кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Зиновьевич Фаликов (родился 24 сентября 1947 года, Холмск, Сахалинская область, РСФСР, СССР) и российский религиовед, специалист по философско-методологическим основам религиоведения, религиозным доктринам и идеологии, доктор философских наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений (2012 – 2017 годы), член Европейской ассоциации по изучению религии, член совета Ассоциации российских религиоведческих центров, Ответственный секретарь редакционной коллегии научно-теоретического журнала «Религиоведение», член редакционных коллегий ряда научных публикаций по богословским вопросам Екатерина Сергеевна Элбакян (родилась 21 февраля 1962 года, Москва, РСФСР, СССР) считают, что для НРД свойственны:

радикализм обновления религиозной традиции (за исключением язычников, настаивающих на своей изначальной традиционности);

вероучительный синкретизм (соединение новых и традиционных верований);

доминирующая роль их основателей и лидеров (часто провозглашающих себя божествами или их посланниками);

неустойчивость мировоззрения последователей (поскольку обычно те являются верующими первого поколения и им присущ переход из одного НРД в другое, зачастую противоположное);

социальная «альтернативность», стремление изменить общественно-политический строй (хотя в последние годы происходит постепенная адаптация ряда НРД, например, кришнаитов, к социальной реальности).

Доктор философских наук, профессор кафедры социологии, политологии и обществоведческого образования Южного федерального университета Анастасия Витальевна Матецкая выделяла следующие черты у большинства НРД:

малый период существования;

значительная роль лидеров;

аморфность структуры движения, частое использование горизонтальных организационных структур вместо иерархических;

синкретизм, включающий элементы учения других религий;

значительная личная вовлечённость последователей;

миссионерская направленность, часто превращающая региональное движение в международное;

нестабильность состава движения и ротация части последователей;

непривязанность к «родной» религии для части НРД, её переосмысление в некоторых случаях;

малая численность последователей.

По мнению советского и российского этнолога и антрополога, ведущего научного сотрудника (2000 год) и руководителя (2005 год) группы медицинской антропологии, члена Диссертационного (докторского) совета (2008 год) Института этнологии и антпропологии РАН, доктора исторических наук (2000 год), кандидата филологических наук (1983 год), члена (2001 год) полевой комиссии Фонда шаманских исследований (США, Калифорния), специалиста в области антропологии сознания, этномедицины, психологической антропологии, антропологии религии, социальной антропологии, культурной антропологии, этнографии, фольклористики, изменённых состояний сознания Валентины Ивановны Харитоновой (родилась 6 мая 1956 года, пгт Новая Ляда, Тамбовская область, РСФСР, СССР), важной стороной деятельности современных НРД является культивирование разнообразных психофизических упражнений. Для обозначения упражнений используются термины «практики», «духовные практики», «методы духовной работы», «методики самосовершенствования». Один из видов классификации данных техник состоит в их разделении на три основные группы, которые нацелены на работу:

с телом (и «энергиями») – телесноориентированные и мануально-энергетические;

с эмоциями – вербальные и эмоционально-вербальные;

с сознанием – ментальные.

Тип духовной практики НРД даёт возможность определить состав потенциальных приверженцев данной практики и данного НРД.

двойной клик - редактировать изображение

5. В российском религиоведении принята следующая классификация НРД: неохристианские (например, мормонизм, харизматическое движение/неопятидесятники, Церковь объединения), неоориенталистские (необуддизм, неоиндуизм, рериховское движение), неоязыческие (неошаманизм, родноверие), «Нью Эйдж» (англ. New Age, буквально «новая эра»), или религии «нового века» (исключительно синкретические), а также российского, западного или восточного происхождения. Многие новые религиозные движения считаются принадлежащими к «зонтичному» направлению «Нью Эйдж», в рамках которого они обмениваются идеями и концепциями и оказывают друг другу определённую поддержку; в то же время ряд новых религиозных движений относятся к «Нью Эйдж» негативно.

двойной клик - редактировать изображение

Укажем классификации некоторых авторитетных учёных в сфере исследований НРД.

Американский клинический психолог, адъюнкт-профессор Калифорнийского университета в Беркли, лауреат премий Хофхеймера и Дина от Американского психиатрического колледжа, научно-исследовательской премии от Национального института психического здоровья, известная работами в области семейных взаимоотношений, семейной терапии, контролирования сознания, психосоматической медицины (возглавляла Американское психосоматическое общество), шизофрении и новых религиозных движений, в течение многих лет была одним из руководителей антикультовой организации Американский фонд семьи Маргарет Тейлер Сингер (англ. Margaret Thaler Singer, 29 июля 1921 года, Денвер, Колорадо, США – 23 ноября 2003 года, Беркли, Калифорния, США) сделала следующую классификацию НРД:

неохристианские религиозные группы;

индуистские и восточные религиозные группы;

оккультные, колдовские и сатанистские группы;

спиритические группы;

дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией;

расовые группы;

группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов;

психологические или психотерапевтические группы;

политические группы;

системы самоусовершенствования, самореализации или саморазвития.

Профессор социологии в Вестмонтском колледже в Санта-Барбаре (Калифорния, США) видный евангельский христианский автор книг, касающихся того, что он определяет как «культы» и «новые религиозные движения», важная фигура в христианском контркультурном движении Рональд М. Энрот (англ. Ronald M. Enroth, родился 28 октября 1938 года) установил следующую классификацию НРД:

восточные мистические группы;

псевдохристианские группы;

духовно-психологические группы и группы самоусовершенствования;

эклектичные и синкретические группы;

парапсихологические, оккультные и астральные группы.

Американский психолог, эксперт по изучению деструктивных культов и манипулирования сознанием, директор Международной ассоциации исследования культов, редактор междисциплинарного рецензируемого научного журнала «Международный журнал исследований культов» (англ. International Journal of Cultic Studies), издаваемого Международной ассоциацией исследования культов Майкл Д. Лангоун (англ. Michael D. Langone, родился в декабре 1947 года) придумал собственную классификацию НРД:

восточная медитация;

движения, основанные на Библии и христианстве;

оккультизм, сатанизм, колдовство, чёрная магия;

политический терроризм;

психотерапия/самореализация;

группы по избавлению от наркотической зависимости;

коммерческие.

двойной клик - редактировать изображение

6. Движения иностранного происхождения, представленные в России: Новое мышление (англ. New Thought), Теософское общество (самоназвание – Теософическое общество, англ. Theosophical Society от англ. theosophy –теософия), Антропософия (от греч. ἄνθρωπος – человек и σοφία – мудрость), Школа Арканов (англ. Arcane School), Всемирное белое братство (Болгарское Белое братство), Новый Акрополь, Телема (от греч. θέλημα, воля), Викка (англ. Wicca), «Тенсегрити» Карлоса Сесара Сальвадора Араньи Кастанеды (исп. Carlos César Salvador Arana Castañeda, 25 декабря 1925 (либо 1931, либо 1935) года, Кахамарка, Перу (либо Майрипоран, Бразилия) – 27 апреля 1998 года, Лос-Анджелес, США) (также «Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики» (англ. Magical Passes: The Practical Wisdom of the Shamans of Ancient Mexico)), Церковь саентологии (часто также Церковь сайентологии, Сайентологическая церковь, Саентологическая церковь (англ. Church of Scientology)), Раэлиты, Церковь Сатаны (англ. The Church of Satan), Рэйки (также Рейки (япон. 霊気)), Ошо-движение (Чандра Мохан Джеин (хинди चन्द्र मोहन जैन, 11 декабря 1931 года – 19 января 1990 года) с начала 1970-х годов более известен как Бхагван Шри Раджниш (хинди भगवान श्री रजनीश – русск. «тот благословенный, который бог») и Ачарья, а позднее как Ошо (хинди ओशो – русск. «океанический», «растворённый в океане»)), Фалуньгун (кит. трад. 法輪功, упр. 轮功, пиньинь: Fǎlún Gōng – «духовная энергия колеса закона», «усердная работа с колесом учения», также Фалунь да фа (кит. трад. 法輪大法, упр. 轮大法, пиньинь: Fǎlún dàfǎ – «великий закон колеса учения», «практика колеса дхармы», «великий метод колеса дхармы») и другие.

двойной клик - редактировать изображение

Религиозные движения, основанные в России (Российской империи, СССР): Чётвертый путь, Рериховское движение («Агни-йога», или «Живая Этика»), Движение «Роза Мира», Ивановцы, «Великое Белое Братство ЮСМАЛОС» (более известное как «Белое братство»), Инглиизм (полное название: «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов»), международная общественная организация «Радастея» (ИрлЕМ, институт ритмологии), «Звенящие кедры России» (ЗКР, движение «Анастасия», культ Анастасии) и другие.

Религиоведы Б.З. Фаликов и Е.С. Элбакян в 2004 году в «Большой российской энциклопедии» оценили совокупную численность последователей различных НРД как до 600 тыс. человек. В 2009 году, выступая с докладом в Московском центре Карнеги, российский религиовед, социолог религии, публицист и журналист, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, сотрудник «русской группы» Кестонского института, один из авторов информационно-аналитического издания «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания», заместитель главного редактора научного журнала РАН «Современная Европа», бывший Ответственный редактор журнала «Религия и право», Ответственный редактор портала «Религиозная Жизнь» Роман Николаевич Лункин (родился 13 июня 1976 года, Москва, РСФСР, СССР) сообщил, что в России насчитывается около 300 тыс. последователей всех НРД; к этой же цифре в 2001 году в «Новой философской энциклопедии» склонялся советский и российский религиовед, философ, логик, специалист по истории философии, философии религии, протестантизму (особенно баптизму) и новым религиозным движениям, по оценкам своих коллег, «один из крупнейших учёных-религиоведов» Лев Николаевич Митрохин (1 марта 1930 года, деревня Детчино, Московская область, РСФСР, СССР – 7 января 2005 года, Москва, Российская Федерация).

двойной клик - редактировать изображение

7. После начала перестройки на Украине сложился благоприятный климат для распространения новых религиозных движений. Среди главных причин этого процесса исследователи называют: социально-экономическую и политическую нестабильность; значительную оторванность людей от церковных традиций; ослабленность влияния на умы исторических церквей и их миссионерских структур; финансовое давление заграничных религиозных миссий, а, проще сказать, – установленный правовой режим благоприятствования проникновению иностранных религиозных миссий. Кроме того, НРД возникают на волне протеста против традиционных ценностей и связаны с молодёжной субкультурой. Часто к новейшим религиозным движениям приобщается юношество, которое разочаровалось в других формах бунта (употребление наркотиков, сексуальная революция, контркультура и тому подобное), особенно сильно также сказывается наличие фактора практически полного отсутствия социальных лифтов для всех категорий граждан в условиях безответственной власти в государстве. Привлекательной чертой НРД для некоторых богоискателей является их экзотичность и «прикольность».

В частности, на рубеже 1990-х годов на Украине появилось харизматическое движение. Оно тесно связано с другими протестантскими направлениями, преимущественно с пятидесятничеством, о котором подробно шла речь в предыдущей моей статье от 23 января 2019 года «Поговорим_о_харизме,_харизматических_движениях,_харизматических_культах и_харизматических_лидерах». К 2003 году на Украине насчитывалось свыше одной тысячи общин различных харизматических течений. Подавляющее большинство харизматов составляет молодёжь в возрасте до 30 лет, которые не могут найти себе применение в условиях, созданных и сознательно сохраняемых во всех государствах постсоветского пространства согласно рецептам Клуба «Проект К-17». В этом вопросе не следует особо делать какой-либо акцент специально на Украине, в этом аспекте Россия не очень отличается как от Украины, так и от Латвии или Грузии.

С конца 1980-х годов начали активнее проникать и ориенталистские движения. На население страны они не оказали значительного влияния и составляют незначительную часть общего количества религиозных общин. Среди всех восточных течений на Украине наиболее заметным является Международное общество сознания Кришны, известное также под названием Движение Харе Кришна. Неоязычники Украины представлены несколькими религиозными организациями, в частности общинами Родной украинской национальной веры (РУН-вера), славянско-ведического движения «Хара-Хорс» и другими. На Украине по состоянию на январь 2003 года было представлено свыше одной тысячи нетрадиционных и новых религиозных движений. Хотя количество НРД постоянно возрастает, численность их приверженцев остаётся относительно незначительной.

Общее количество религиозных организаций на Украине, которые можно отнести к НРД, на 1 января 2006 года, по данным Государственного департамента по делам религий составляла 2141 единицу, что составляло 7 % общего количества зарегистрированных религиозных общин. Существует региональная специфика в распространении НРД на востоке и западе Украины. В частности на Закарпатье в цыганской среде распространилась харизматическая «Церковь Живого Бога» (исп. Iglesia del Dios Vivo, англ. Church of the Living God), которая также называется «Столп и основание истины» (исп. Columna y Apoyo de la Verdad, англ. Pillar and Ground of the Truth) или «Свет мира» (исп. La Luz del Mundo, англ. The Light of the World). Очень активно распространяются НРД на востоке Украины (особенно в Донецкой области), а также в Киеве, что может объясняться определённой оторванностью местного населения от традиций своих предков, постоянным стрессом, неуверенностью в завтрашнем дне, разочарованием в традиционных религиозных ценностях, недостаточной поддержкой со стороны тех сил, на которые делается ставка.

двойной клик - редактировать изображение

8. Следует привести оценки явления НРД различными силами.

8.1. Оценки явления НРД религиоведами.

Известный российский религиовед, философ религии, социолог религии, общественный деятель, автор трудов и специалист по нетрадиционным религиям и культам, доктор философских наук, профессор Людмила Ильинична Григорьева (урождённая Воеводина, родилась 12 июня 1962 года, Красноярск, РСФСР, СССР), затрагивая вопрос существования в мире и в России настороженного и, временами, открыто отрицательного отношения к НРД, указывает, что критики этого явления, как правило, приводят следующие доводы:

1) наличие в неорелигиозных объединениях экстремизма и криминогенности, что выражается в закреплении за ними определения «деструктивный культ»;

2) вовлечение в организацию посредством обмана и подавление свободной воли неофита посредством различных манипулятивных приёмов (применение гипноза, «зомбирования», «кодирования» и методик «промывания мозгов»), что выражается в закреплении за неорелигиозными объединениями ещё одного популярного определения – «тоталитарная секта»;

3) значительный и реальный вред психическому и физическому здоровью членов религиозной общины из-за использования во внутренней жизни принудительной изнуряющей работы на безвозмездной основе, «агрессивной диеты» и отказа от медицинской помощи;

4) оставление адептов («оболваненных» жертв) без средств к существованию через вымогательство обманным путём имущества и денег в пользу лидера организации;

5) отказ человека от общественно-полезной деятельности, работы и учёбы, прекращение каких-либо связей с семьёй.

Религиовед Константин Владимирович Кислюк (родился в 1966 году) считает, что в деятельности многих новых религиозных движений, а особенно сатанистских организаций, имеет место деструктивное (разрушительное) влияние на общество в целом, и на человеческую личность в частности.

Религиовед Л.Н. Митрохин говорит о неправомерности приписывания «всем новым религиям одних и тех же характеристик, отождествление, например, последователей Ананды Марги и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, с последователями респектабельного бахаизма и безобидными поклонниками летающих тарелок». Он высказывает мнение, что так поступают «церковно-догматические критики нетрадиционных религий», которые, осуждая НРД «как злостное „уклонение“ от истинной веры», таким образом, пытаются защитить своё собственное «молитвенное пространство», в то время как для «серьёзного религиоведа НРД представляют новый тип религиозности, имеющий глубокие социально-онтологические корни, а поэтому исторически закономерный». Но данная позиция лишь является выражением либеральной мысли в отечественном религиоведении.

8.1. Оценки явления НРД религиозными деятелями.

103-й Архиепископ Кентерберийский Джордж Леонард Кэри, барон Кэри Клифтонский (англ. George Leonard Carey, Baron Carey of Clifton, родился 13 ноября 1935 года, Лондон. Великобритания), в 2001 году выступая на международной конференции «Духовный супермаркет. Религиозный плюрализм и глобализация в XXI столетии», организованной независимой общественной организацией INFORM (Информационная сеть по религиозным движениям) (англ. INFORM (Information Network Focus on Religious Movements), основанной социологом религии А. Баркер в 1988 году с целью сбора и предоставления заинтересованным лицам нейтральной, объективной и современной информации о новых религиозных движениях, и международным объединением учёных, занимающихся исследованием новых религиозных движений, CESNUR (итал. Centro Studi sulle Nuove Religioni, англ. Center for Studies on New Religions, с англ.  – «Центр изучения новых религий»), центром, основанным в 1988 году несколькими учёными из Европы и США – швейцарским историком религии и переводчиком, главным редактором портала Religioscope и директором Института «Религиоскоп» Жаном-Франсуа Майером (фр. Jean-François Mayer, родился 25 апреля 1957 года, Фрибур, Швейцария), американским религиоведом Джоном Гордоном Мелтоном (англ. John Gordon Melton, родился 19 сентября 1942 года, Бирмингем, Алабама, США) и А. Баркер – во главе с итальянским социологом религии и юристом М. Интровинье, отмечал, что следует различать «здоровые» и «нездоровые» новые религиозные движения. По его мнению, все религии когда-то были новыми, что не помешало некоторым из них со временем стать традиционными, а одна апокалиптическая иудейская секта (имеется в виду христианство) на многие века определила судьбу европейской культуры, и церковь может поучиться отдельным сторонам духовности движений «Нью Эйдж». Это также одно из мнений либеральной мысли. В то же время, российский исследователь современного религиозного сектантства, деятель антисектантского движения в России, светский и церковный историк-медиевист, православный богослов, общественный деятель, писатель Александр Леонидович Дворкин (родился 20 августа 1955 года, Москва, РСФСР, СССР) объясняет такой толерантный подход главы Церкви Англии, тем, что в ней давно приняты такие новшества, как «женское священство, однополые браки и инклюзивный библейский язык, а многие её священники и епископы открыто заявляют о неверии в божественность Иисуса Христа и в Его телесное воскресение», и высказывает мнение, что вызвано это тем, что «Англиканская церковь стремительно теряет верующих, готовых броситься в объятия каких угодно сект, лишь бы сбежать из на глазах распадающейся и стремительно растрачивающей остатки своего авторитета деноминации», и что «„здравые“ критерии архиепископа Кентерберийского вряд ли способствуют укреплению нравственной позиции его церкви, неоднократно отказывавшей в помощи многочисленным жертвам тоталитарных сект».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев, родился 20 ноября 1946 года, Ленинград, РСФСР, СССР) в 2009 году на встрече с общественностью города Архангельска и Архангельской области отвечая на вопрос «о противодействии деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества» отметил следующее: «Вот в чём опасность – никто не знает подлинных целей тех людей, которые создают новые религиозные движения, привлекают туда адептов. Чаще всего это направлено против кого-то. В России это всегда направлено против Русской Церкви. Я не встречал ни одного сектанта, безразличного или доброжелательного по отношению к Русской Церкви. Всегда есть пафос борьбы, пафос разрушения. Но ведь не только борьбы с Русской Церковью – есть пафос отрицания своей истории, своей культуры. Эти люди не принимают ни Достоевского, ни Пушкина…».

8.3. Оценки явления НРД оппозицией новым религиозным движениям.

Оппозиция НРД исходит из нескольких источников с разнообразными интересами и точками зрения. В ней участвуют представители традиционных религий (особенно ярко выражено «Христианское контркультовое движение» (англ. The Christian countercult movement, также Христианское антикультовое движение (англ. The Christian anti-cult movement)), светские исследователи, собирающие и публикующие критическую информацию (многие из них принадлежат к антикультовому движению), критически настроенные прежние участники НРД, деятели науки – социологи, психологи, скептики и критики религии. В России деятельность, выражающаяся в активной критике и противодействию НРД, обычно называется «антисектантством».

9. Итак, подведём некоторый итог: хотя далеко не всегда известны имена и названия глобальных, геополитических или геоэкономических бенефициаров проникновения и распространения новых религиозных движений (НРД) в то или иное государство, в тот или иной регион мира, но можно смело утверждать, что за деятельностью НРД обязательно стоят чьи-то крупные глобальные, геополитические или геоэкономические интересы, которые вынужденно камуфлируются под различные якобы духовные, религиозные, политические, коммерческие, медицинские, психологические, педагогические и прочие культы. На самом же деле, НРД всегда и везде преследуют исключительно цели передела, прежде всего, мирового духовного пространства между мировыми центрами силы и сдвигов границ между существующими цивилизациями. Именно эту особенность всех НРД необходимо учитывать как российскому обществу в целом, так и органам государственной власти и органам местного самоуправления, чтобы не подвергать эрозии духовные скрепы единства российского общества, превентивно профилактировать подрыв духовной безопасности Российской Федерации как основы существования суверенного государства, предотвращать угрозы цивилизационного единства и распада социума.

1.0x