День группы «А» не празднуют в России,
Людей так мало, знающих о ней.
Ребята в группе, как один лихие,
Рискуют жизнью в ходе мирных дней.
3 июля 1974 года четверо вооруженных преступников захватили самолет Як-40, следовавший по маршруту Москва-Минск, и потребовали вылета за рубеж. Экипажу удалось убедить террористов посадить лайнер в Москве. Повод — необходимость дозаправки топливом. По иронии судьбы самолет приземлился во «Внуково-2» в тот самый момент, когда там находились министр внутренних дел Николай Анисимович Щёлоков и заместитель председателя КГБ СССР Семён Кузьмич Цвигун. Оба они остались в правительственном зале на чашку кофе после завершения важного визита на высшем уровне.
Угонщики требовали дозаправить баки самолета горючим, передать им 1,5 миллиона долларов и обеспечить вылет в Швецию. В случае невыполнения этих требований воздушные пираты пообещали взорвать самолет вместе с пассажирами. Андропов дал указание провести операцию по захвату банды и освобождению пассажиров.
Операцию «сверстали» на ходу. Группа захвата вышла на исходную позицию. Сотрудник с чемоданом двинулся в сторону самолета. Бандиты увидели его издалека и открыли дверь… Операция завершилась в течение десяти минут. У самолета стоял сизый пороховой дым. Трупы двух террористов лежали возле двери, двоих других, захваченных в салоне, выводили в наручниках. Ни один из пассажиров в ходе штурма не пострадал.
двойной клик - редактировать изображение
Прошло некоторое время, и в июле 1974 года генерал-майор Михаил Михайлович Милютин, начальник 7-го Управления (наружное наблюдение) КГБ СССР, был вызван к заместителю Председателя КГБ СССР генерал-полковнику Семёну Кузьмичу Цвигуну, и тот без особых предисловий сказал: «Юрий Владимирович приказал создать боевую группу для противодействия угонщикам самолётов».
Особо было оговорено, что подчиняться это новое формирование будет непосредственно Ю.В. Андропову. К концу июля Положение было готово и вынесено на рассмотрение комиссии в составе трёх заместителей Ю.В. Андропова – С.К. Цвигуна, В.М. Чебрикова и Г.К. Цинёва.
29 июля 1974 года Председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов подписал приказ 0089/ОВ об изменении в штатах 7-го Управления и утвердил Положение о Группе «А» 5-го отдела этого Управления. Этот день считается Днём рождения группы «Альфа».
В Положении говорилось: «Группа “А” выполняет специальные задания Председателя КГБ СССР по пресечению террористических, диверсионных и иных особо опасных преступных акций, совершаемых с целью захвата иностранных представительств, их сотрудников, особо важных объектов, а также членов экипажей и пассажиров транспортных средств на аэродромах, вокзалах, в морских и речных портах на территории СССР».
При этом Юрий Владимирович предупредил Милютина: «Командира я вам подберу сам». Ещё свежи были в памяти кровопролитные бои за остров Даманский. Тогда пограничники КГБ СССР приняли на себя удар китайцев и стояли насмерть до подхода основных сил. 5 сентября 1974 года по предложению Юрия Владимировича командиром Группы «А» был назначен бывший начальник пограничной заставы, получивший Героя Советского Союза за события на острове Даманском, — майор Виталий Дмитриевич Бубенин.
Первоначально Группа «А» насчитывала 30 человек: Бубенин В.Д., Ивон Р.П., Алуценко А.И., Афанасьев А.С., Багров В.В., Баев А.И., Берлев Н.В., Ванькин В.Н., Виноградов В.С., Голов С.А., Головатов М.В., Емышев В.П., Зудин Г.Е., Изотов Ю.А., Кисленков В.С., Коломеец С.Г., Климов П.Ю., Коптев С.И., Кузнецов Г.А., Леденёв Д.А., Лопанов А.М., Молоков А.М., Мочалкин В.С., Панкин В.М., Савельев А.Н., Симонов А.И., Филимонов В.И., Федосеев В.М., Цимбалюк А.А., Чудеснов Е.Н.
Костяк составили офицеры среднего звена – от старшего лейтенанта до майора. Главные критерии отбора: абсолютная выносливость, умение хладнокровно мыслить и действовать — даже под пулями. В числе трёх первых сотрудников был принят Сергей Александрович Голов. Как сообщили о нём из отдела кадров: «Врач, мастер спорта по самбо, физически развит, окончил медицинский институт, Институт физкультуры и Высшую школу КГБ СССР». Это два точных выстрела майора Голова, произведенных 28 марта 1979 года из бесшумного пистолета 6П9, завершили историю с захватом американского посольства в Москве. В тот день террорист Ю. Власенко, увешанный взрывчаткой, требовал незамедлительного выезда за рубеж…
Особое внимание в подразделении обращали на физическую и специальную подготовку. До автоматизма отрабатывали способы нейтрализации террористов в захваченном самолете. Все без исключения прыгали с парашютом, осваивали программу боевых пловцов. Могли управлять автомобилями любых типов, вести огонь из танков, БМП, БТР, учились поражать цели с первого выстрела, первой же очередью, — днем и ночью, на ходу, на звук, по вспышкам, на предельной дальности.
двойной клик - редактировать изображение
8 января 1977 года в 17:33 в вагоне московского метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» взорвалась бомба. В 18:05 произошёл взрыв в торговом зале продуктового магазина № 15 на улице Дзержинского (ныне Большая Лубянка), неподалеку от здания КГБ СССР. Третий взрыв в 18:10 произошёл около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября (ныне Никольская). На поиски преступников были брошены лучшие следователи прокуратуры и КГБ СССР. Руководил оперативно-розыскной группой заместитель начальника Второго Главка (контрразведка) КГБ СССР генерал-майор Вадим Николаевич Удилов. Главным организатором и руководителем терактов оказался националист Степан Затикян, а Степанян и Багдасарян — их непосредственными исполнителями. На допросах они заявили, что хотели наказать русских за угнетение армянского народа.
Как рассказывал помощник Юрия Владимировича Андропова, генерал-майор Николай Владимирович Губернаторов, вскоре он получил указание от заместителя Председателя КГБ СССР генерал-лейтенанта Ардалиона Николаевича Малыгина, который тогда курировал работу 7-го Управления, о реорганизации группы «А». 7-е Управление к тому времени возглавлял генерал-лейтенант Алексей Дмитриевич Бесчастнов. Возможно, Юрий Владимирович вспомнил, как в ноябре 1956 года в Венгрии Алексей Дмитриевич пришел к нему на доклад и сел напротив – и тут же раздался звон разбитого стекла и два удара в стенку. Оказалось, стрелял снайпер. Позицию он выбрал на чердаке дома напротив, но – оба раза промахнулся: пули ушли выше от цели на 5 сантиметров…
«Малыгин сообщил мне об этом решении, — продолжает Губернаторов, — и для начала поручил совместно с Бесчастновым подобрать нового начальника группы, и уже вместе с ним подумать о ее численности, а также о программе подготовки спецназовцев. Я потратил почти месяц на поиск подходящей кандидатуры и выбрал начальника отделения наружной разведки. Это был умный кряжистый богатырь по имени Геннадий Николаевич Зайцев. Его я представил Малыгину, а тот – Андропову. По всем показателям (кроме фамилии!) Зайцев удовлетворил высокое начальство. И я радовался, когда позднее за успешно проведенные операции по освобождению заложников из захваченного террористами самолета, а потом автобуса, и проявленное при этом мужество, ему присвоили высокое звание Героя Советского Союза».
двойной клик - редактировать изображение
Сам Геннадий Николаевич рассказывает: «В связи с изменением статуса подразделения меня вызвал к себе начальник 7-го Управления генерал Бесчастнов и сообщил, что речь идет о моем назначении командиром Группы “А”. Я, признаюсь как на духу, отказался. На что Алексей Дмитриевич сказал: “Ты военный человек. Издали бы приказ – и вопрос решен, иди выполняй. Я тебя спрашиваю о другом: берешься ли ты за это дело или нет? Больше мне ничего от тебя не требуется”... Так состоялось мое назначение командиром Группы “Альфа”… Подразделение быстро росло — семьдесят человек, сто человек. В него вливались новые силы. Особенно после потерь, которые мы понесли в Афганистане во время штурма дворца Амина. Активно использовался полевой учебный центр пограничников в Ярославской области. На его территории успешно отрабатывались тактико-специальные задачи по вождению всех видов бронетехники по пересеченной местности, обкатка личного состава танками. Все это нам очень пригодилось в последующем».
…Почти девять часов Геннадий Николаевич вел переговоры с Павлом Якшиянцем, главарем банды террористов, захватившей целый класс — учеников средней школы города Орджоникидзе. Благодаря титаническим усилиям многих людей они в итоге были освобождены без единого выстрела. В период командования Г.Н. Зайцева сотрудники Группы «Альфа» осуществили силовой захват двенадцати агентов ЦРУ, причинивших безопасности страны немалый ущерб.
Геннадий Николаевич Зайцев возглавлял Группу «Альфа» КГБ СССР на протяжении более тринадцати лет. В 7-е Управление КГБ СССР он пришел в 1959 году и прослужил в нем до июля 1992, когда был вторично назначен командиром «Альфы». Можно сказать, в его стенах прошла целая жизнь — и человеческая, и оперативная, насыщенная событиями, о которых Геннадий Николаевич до сих пор не считает нужным рассказывать: «Вообще, 7-е Управление, или, как его для краткости называют, “семерка”, являлось, пожалуй, одним из наиболее закрытых подразделений Комитета, — подчеркивает он, — поскольку занималось наружным наблюдением. Его сотрудников по праву можно называть рабочими лошадьми контрразведки, выполняющими очень важную и ответственную работу, без которой не обходится ни одна авторитетная спецслужба мира. В отличие от других структурных подразделений КГБ, например, разведки или, скажем, пятой линии, “семерка” всегда оставалась вещью в себе»...
19 августа 1991 года. Группа «А», отказавшись от участия в штурме Белого дома, предотвратила гибель тысяч людей и возможное начало гражданской войны.
В октябре 1992 года создана Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» - первая в России корпоративная организация ветеранов спецназа, объединяющая бывших и действующих сотрудников Группы «А».
4 октября 1993 года. В условиях острейшего политического кризиса Группа «А» по собственной инициативе начала переговоры и осуществила вывод из Белого дома депутатов Верховного Совета и защитников российского парламента, предотвратив дальнейшее развитие конфликта.
Группа «Альфа» провела десятки боевых операций по освобождению заложников. Прошла все «горячие» точки на территории бывшего Советского Союза и России. За это время в подразделении сменилось несколько поколений, продолжающих боевые традиции «Альфы». Со второй половины 90-х гг. подразделение «Альфа» активно участвует в проведении контртеррористических операций на Северном Кавказе.
После распада СССР и реорганизации КГБ «Альфа» на несколько лет была передана в подчинение Федеральной службы охраны и получила дополнительные функции по охране высших лиц в государстве. В 1995 году группа антитеррора возвратилась в структуру антитеррористического подразделения ФСБ.
двойной клик - редактировать изображение
9 декабря 2014 года в День Героев Отечества в перерыве между выступлениями артистов Геннадий Николаевич обратился к Владимиру Владимировичу Путину:
— Владимир Владимирович, я хочу произнести тост.
— Здесь? — он обвел рукой стол.
— Нет, там, — я показал на сцену.
Путин подозвал помощника и что-то ему сказал.
— Как вас лучше представить?
— Просто «генерал Зайцев».
Меня объявили, и я подошел к микрофону.
— Уважаемый Президент и Верховный Главнокомандующий, — так я начал свое краткое выступление. Сказал, что наша встреча проходит в очень сложной международной обстановке, когда Западу очень хочется нанести максимальный урон России. А закончил выступление так:
— Провести российский корабль через экономические и военные рифы может только наш Президент – Владимир Владимирович Путин!
И предложил тост в его честь.
Ответом зала было громкое «Ура!»