К 100-летию со дня смерти русского гения
......................................................................
А.К. ВОРОНСКИЙ О ФЕНОМЕНЕ И ТРАГЕДИИ ПЛЕХАНОВА
(актуальное в ч е р а – злободневное з а в т р а)
Воронский: Плеханов умер в трагической обстановке. Георгий Валентинович умер духовно одиноким, несмотря на свои огромные неувядаемые заслуги перед русским и западно-европейским рабочим движением…
Оппонент (читатель «Красной нови»): Нет пророков в своём отечестве…
Воронский: Наше время – жестокое время, беспощадное и неблагодарное… В вихре событий человеческая личность исчезает как пылинка, грандиозное кажется мелким и обыденным… Когда-нибудь в трагической дали для будущих поколений из-под пыли десятилетий встанут во всей титанической мощи и отдельные события мимо которых мы проходили равнодушно, и отдельные личности, забытые, затертые современным ураганом, - и будущее воздаст прошлому должное и восстановит историческую перспективу… И думается, что звезда Плеханова засияет со всем присущим ей блеском…
Оппонент: Не только звезда Плеханова, а целое созвездие Плеханова…
Но какая трагическая судьба!..
Воронский: Нам, коммунистам-большевикам, трудно говорить о Георгии Валентиновиче ровным и бесстрастным тоном исследователя, хотя Плеханова уже нет, хотя Плеханов – прошлое: слишком ещё свежи события, слишком ещё памятна неравная борьба не на живот, а на смерть…
Оппонент: Не на живот, а на смерть… И это – в былом соратники… В чём же «грех» Плеханова? За что ополчились на него «радикалы»?
Воронский: Ленин и Бельтов… Всё очень сложно… Георгий Валентинович разошёлся с Лениным ещё в начале века, в оценке стратегии и тактики… … когда грянула буря 1905 года…«Грех» Плеханова… …не заступившегося за Ленина, обвиненного в «пособничестве» Германии… Во время войны от Плеханова отошли даже меньшевики. Плеханов винил исключительно Германию…
Оппонент: Десница и шуйца…
Воронский: Но мы, большевики, знаем также и другого Плеханова… Плеханов – отец русского революционного марксизма. Он – первый пророк и провозвестник рабочего движения в России и русской пролетарской революции. Он первый открыл русского рабочего как опору, как основу, как фундамент для борьбы за социализм в России. Теперь это для нас – труизм, шаблонная известная истина, но сорок лет тому назад нужно было иметь огромный ум и чутьё, чтобы сказать то, что сказал тогда Плеханов: революционное движение в России восторжествует только как революционное движение рабочих…
Оппонент: Тогда это было совсем не очевидно…
Воронский: Да, совсем-совсем не очевидно… Лучшая часть революционной интеллигенции видела тогда в рабочем только отрицательное, только язву капитализма… Русская община, стихийные пугачёвские бунты были основой, альфой и омегой революционной тактики. Плеханов открыл русского рабочего, и впервые в России раздалась проповедь классовой борьбы, - проповедь, что всякая классовая борьба есть борьба политическая…
Оппонент: Его полемика с Михайловским…
Воронский: Плеханов не переставал твердить, что все надежды перескочить этот этап исторического развития есть пустые иллюзии, безжалостно разбиваемые действительностью. И в этом вопросе Плеханов оставил нам богатейшее литературное наследие, отнюдь не потерявшее всю ценность и в настоящее время…
Оппонент: Пожалуй, Плеханов здесь не уступает по значимости Ленину…
Воронский: Плеханов – отец не только русского марксизма, а марксизма вообще… Я хочу, чтобы этот тезис в нашей беседе был акцентирован, выделен: именно – Георгий Валентинович – отец не только русского марксизма, а марксизма вообще. Плеханов – ученик Маркса, ученик Энгельса. Плеханов – правоверный, ортодоксальный последователь их, но он принадлежит к разряду тех учеников, которые идут дальше своих учителей, одевая теорию в плоть и кровь новых явлений, событий, фактов, разрабатывая, совершенствуя и углубляя построения своих учителей.
Оппонент: Да, здесь Плеханов – основательный «соперник» Ленина…
Воронский: Плеханов в совершенстве владел духом, методом учения Маркса. Под плехановским пером революционная доктрина оживала во всей своей гибкости, глубине и беспощадной строгости. Это удаётся не всем ученикам…
Оппонент: Наступает момент, когда ученик становится самостоятельным Мастером, самодостаточным Творцом…
Воронский: Мы знаем примеры, когда ученики превращали доктрину своего учителя в догму, в нечто закостеневшее, застывшее. Этого не случилось с Плехановым именно потому, что он прежде всего прекрасно овладел самим методом. Плеханов не был схоластиком, не был сухим и безжизненным догматиком… У Плеханова всем нам нужно учиться тому, как подходить к различным сложным теоретическим вопросам с точки зрения революционного марксизма… Плеханов не останавливался на пройденном пути. Он умел свежо сказать о старом…
Оппонент: Старое и новое… Преемственность традиций…
Воронский: Никто из современников так превосходно не знал французского материализма 18 века, немецкой философии Гегеля, Фихте, Фейербаха, как Плеханов. В этой области Плеханов не знал равного. У нас, марксистов, вообще мало людей с большим философским образованием. Философские вопросы у нас вообще в загоне, на задворках. Маркс и Энгельс высказали много гениальных блестящих положений, но в систему это привёл Плеханов. Тому, кто хочет основательно изучить философские основы марксизма, нет другого пути, нет для того других книг, как книги Плеханова… Западно-европейская социалистическая литература ещё беднее в этом отношении…