А что же такое «коммунизм»? Реально?
Маркс писал в «Критике Готской программы»:
«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям»»
1. Главный тезис коммунизма: «От каждого по способностям, каждому — по потребностям».
Всё здесь просто и ясно. Каждый человек отдает обществу результаты своего труда, а взамен получает всё необходимое.
2. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы реализовать этот тезис на практике? Маркс перечисляет их: а) исчезнет порабощающее человека разделение труда; б) исчезнет одновременно противоположность между умственным и физическим трудом; в) труд станет первой потребностью жизни.
Вот здесь и возникает серия вопросов к теоретикам марксизма.
Во-первых, как понимать исчезновение разделения труда? Означает ли это, что каждый сам себе «и чтец, и жнец и на дуде игрец», т.е. «человек-универсал»? Сам себя кормлю, лечу, воспитываю…? Да возможно ли такое в развитом обществе? Ведь общество это старики, взрослые граждане и дети. Можно ли от всех требовать «универсальности«? Здесь Маркс, видимо, желая подчеркнуть равноправие граждан при коммунизме, допустил «вольность», если хотите: «размечтался», пофантазировал немного. Мне интересно знать мнение оппонентов по этому вопросу, поскольку отсюда вытекают важные следствия при интерпретации тезисов Маркса.
Во-вторых, как понимать исчезновение противоположности между умственным и физическим трудом при коммунизме? Как реально, на практике? Был Чумак, который по ТВ «заряжал воду», была, например, Кулешова, которая взглядом могла перемещать предметы по столу… Я, как инженер, не представляю реализацию этого тезиса. Быть может, оппоненты мне подскажут (только без фантазий и строго без «самодеятельности»)?
В третьих, что означает тезис: труд станет первой потребностью жизни. Труд почти для всех был и будет «потребностью жизни», чтобы кормить семью и не только. Но не всякий труд является желанным! Есть работы, которые доставляют человеку радость не только полезным результатом, но и сам процесс приносит удовлетворение. Но такое возможно не только при коммунизме, но и при любой другой общественной формации. Но есть виды работ, вызывающих у человека отвращение (и при коммунизме тоже!). Какова точка зрения оппонентов?
3. Оставим в покое «теоретический коммунизм», как бесконечно удаленное будущее, как мечту, как мираж, как «благое намерение». Перейдем к социализму, как наиболее достижимой общественной формации. Главный тезис социализма: «От каждого по способностям, каждому — по труду». Обратите внимание, что здесь не существует жестких условий, соответствующих коммунизму: не отрицается разделение труда, фиксируется различие между умственным и физическим трудом.
Социализм более отвечает объективной реальности. Во-первых, потому, что общество (внутри государства) должно иметь «разделение труда» по профессионально-трудовому признаку. В социалистическом обществе будут профессии воспитателей детсадов, учителей, врачей, инженеров и техников, рабочих, с/х работников, ученых и т.д. Во-вторых, неизбежна вертикальная структура системы контроля и управления. Для развития необходим научный прогноз развития и возможных проблем, чтобы выработать правильную линию стратегического развития. Необходимы структуры контроля, распределения финансовых и сырьевых потоков, а также готовой продукции. Нужны органы для поддержания внутреннего порядка и защиты от внешних угроз. Вы видите, сколь существенно отличается социализм от коммунизма.
И еще один вопрос, на котором Маркс не акцентировал свое внимание. Это проблема ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ и идеологического воспитания. Опираясь на тезис о том, что общественное бытие определяет сознание, он практически отвергал любую идеологию. Это его ошибка. Гениальная интуиция Ленина позволила правильно решить эту проблему. Идеологический лозунг: «Заводы рабочим, земля крестьянам, мир народам!» выполнил свою миссию, вооружив красногвардейцев ясной целью. Сталин блестяще использовал идеологию начиная с первых лет строительства социализма. А дальше после Войны процесс идеологического воспитания постепенно формализовался. В руководстве партии появились функционеры и кабинетные партбюрократы (= руководство КПСС – «авангард рабочего класса). Вопросы воспитания приняли формы «догматической обязаловки», создав почву для реставрации капитализма. А где оказался «передовой рабочий класс» ? Он был в стороне и пассивно наблюдал.
О «диктатуре пролетариата» разговор особый.
Итак при коммунизме:
1. Исчезнет ли разделение труда и какую форму примет труд «после исчезновения различия?»
2. Как правильно (без мистики и заклинаний) понимать исчезновение различий между физическим и умственным трудом?
3. В каком смысле труд станет потребностью, если нет речи о воспитании в человеке этой потребности с детства? Автоматически?
P.S. Для оппонента Bor Nikolaev: Я не теоретик марксизма. Я инженер-физик (ст. преподаватель с 50 летним стажем).
В.А. Кулигин ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/00011788.htm