90-е: уничтожение речного транспорта
Авторский блог Евгений Фатеев 03:59 4 декабря 2019

90-е: уничтожение речного транспорта

за постсоветский период объём грузоперевозок по внутренним водным путям сократился в 4,6 раз, пассажиропоток – в 7,4 раза
12

В «святые девяностые» каким-то странным образом оказались несовместимыми «свобода», «демократия» и…речной транспорт. В царской России, в СССР речная транспортная инфраструктура была крайне важна. Наша страна буквально была буквально усыпана роскошными дворцами-речными вокзалами. Великие реки были связаны в единую сеть многочисленными каналами. В городках и селах дремали дебаркадеры. Мелкие места и пороги укрывали водохранилищами. Существовало развитое речное судостроение. Создавались новационные даже для нашего времени суда на подводных крыльях и воздушной подушке. Вообще наша страна – это великий мир внутренней воды, это уникальная речная цивилизация.

Но в 1990-е годы все это оказалось ненужным. За постсоветский период объём грузоперевозок по внутренним водным путям сократился в 4,6 раз, пассажиропоток – в 7,4 раза. Как написал «Коммерсант» в 2001 году: «Всю пост-советскую историю российского торгового флота можно сравнить с гибелью эскадры». Это касается и морского, и речного флотов.

Эффект катастрофы 1990-х для речного судоходства напоминает поражение в страшной и разрушительной войне. Войну, которую многие из нас так и не заметили. Или не хотим замечать сегодня?

Речной транспорт сегодня – это транспортный и экологический хай-тэк, к которому был способен советский управленческий класс, умевший планировать, правильно стратегировать, управляться более сложным пониманием эффективности. Именно к этому оказались неспособными одномоментно деградировавшие постсоветские элиты, слившие этот крайне важный, цивилизационно значимый вид транспорта, как «неэффективный».

В итоге: «По внутренним путям России перевозится 1,2 процента перемещаемых по стране внутренних грузов. Несколько лет назад в Евросоюзе стали развивать речной транспорт как "приоритетный вид перевозок". В Западной Европе по воде перевозят 11 процентов всего объема внутренних грузов и собираются поднять эту долю до 17 процентов. В Германии этот показатель составляет 11 процентов, Нидерландах — 34, во Франции — 10. Это неудивительно, так как основное конкурентное преимущество водного транспорта — дешевизна»

Вообще я уже перестаю удивляться тому, как сегодня вдруг обнаруживается, насколько же толково и правильно что-либо было устроено в советское время. И авоськи, а также многоразовое использование пластиковых пакетов нашими родителями сегодня оказывается экологически ответственным поведением. И потрясающе развитая система сбора вторсырья тоже восхищает многих сегодня. То же и с речным транспортом. Сегодня мы уже начинаем его возрождение, что будет непросто после 30-летия уничтожения. И стоило ли нам терять эти тридцать лет? И нужно ли было делать этот адский круг самоуничтожения?

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
4 декабря 2019 в 05:49

И стоило ли нам терять эти тридцать лет? И нужно ли было делать этот адский круг самоуничтожения?
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Красно-пердачная жизнь = прошла ОДНОЗНАЧНО мимо ПОЗДНЕ-СовеЦких коммунариков, а, значит, завывания самих ВСЁ, пардон, просравших (хучь и по тупоумию их неслыханному) = КОМУ адресованы?!

4 декабря 2019 в 06:06

Когда ВСЁ и ВЕЗДЕ развалено было, + казна пуста, то оставалось одно малознакомое слово (красно-кислодрыщенскому сообществу) = ПРИОРИТЕТЫ!
То есть:
строить ГАЗО-НЕФТЕпроводы, дабы поступления валютные (не от калош же и батарей СовеЦких наполнять казну), + ОБОРОНКА (с Ея "калибрами", + жилье офицерам, + Атомное...)
Сейчас начинают доходить руки и до речного флота (ужель не понятна сия "таблица умножения", Вы же = не балац-клитор бандеровский)?!

4 декабря 2019 в 08:53

Вы же = не асташка-спирохета кацапская)?!

Согласен, Евгений. Спасибо за статью. Помню Волгоград начала 80-х. Теплоходы становились в три ряда, и все равно причалов и стенок не хватало. Менялись, становились на рейд.
Новые теплоходы заказывали в Австрии, Чехословакии (на верфях Комарно), своих мощностей для удовлетворения спроса на речной туризм (а это реально - самый лучший отдых, особенно, для пожилых людей) не хватало. Очень много было иностранцев. Ходили еще помнящий Бунина и Горького теплоходы "Память Азина" и "Память Маркина".
После августовского переворота и последующей оккупации все это было варварски разграблено. Что получше - шло под гостиницы, казино, уходило частникам.
Печально знаменитая "Булгария" это двухпалубник,серии "Республики" В Волгоград заходили "Узбекистан", "Туркменистан", "Молдавия"...) бывшая "Украина".
Будет ли возрождение великого советского Речфлота, детища Зосимы Шашкова?
В том виде уже нет. Социалистического государство существовало ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Экскурсии дотировались до 95%. Дети из самой глухой деревушки в огромном бассейне Волги летом могли посетить Ленинград, Москву Сейчас без массового спроса это не приносит ВЫГОДЫ...
Впрочем, старые баржи надо беречь. При массовой утилизации государственных преступников могут пригодиться.

4 декабря 2019 в 07:37

Впереди еще более серьезные проблемы, приближается предельный срок эксплуатации всех видов трубопроводов, от водопровода и санитарной канализации, до систем городского газоснабжения и элекросетей. А это многие сотни миллионов, если не миллиарды, километров труб и кабелей...

5 декабря 2019 в 09:56

Всё делалось для людей... Для людей Советского Союза, как и должно было быть. А вот поляк в 1986 году, случайно повстречавшийся мне в Германии, сетовал, что нет путёвок для иностранцев по Волге - низя. А я её родимую 4 раза всю прошёл сверху донизу и обратно. )))

4 декабря 2019 в 08:16

Принципиально правильная статья, честная и рассудительная. автору большое спасибо. Речной флот действительно уничтожен, как и вся индустриальная инфраструктура России. Все сибирские города стоят на великих реках и потому, сказанное втором имеет большой смысл.

Вот пример из жизни города Б. на великой реке Обь. Когда то в нем мощный грузовой и пассажирский флот, судоверфь, училище речников. От всего осталось две плавучих веранды с гордым названием "Барракуда" и "Мурена", которые летом катают летом подгулявших хозяев новой жизни и городской быдляк - с пивасиком, танцами,, жманцами, обжиманцами. А ведь на верфи делали баржи "тысячники", оптимальные для нашего региона тоннажа. И буксирок, с двигателем от пазика, за пару дней доставлял тысячу тон груза по назначению.

4 декабря 2019 в 10:24

Наши реки оккупированы.

По крайней мере, на Волге идет последовательное замещение внутреннего туризма- не говоря уж о перевозке пассажиров- внешним. Катают только иностранцев, причём меняют названия судов с русского на английский (https://www.volgadream.com/ship/_), так что создаётся впечатление, что река захвачена неприятелем. Особенно, если учесть, что коренные жители, у которых еще лет десять назад была возможность добраться на Метеоре или Ракете по области или в соседние, теперь вынуждены трястись на автобусе с пересадками, наблюдая, как мимо проплывают белоснежные теплоходы с разными прочими шведами.

4 декабря 2019 в 10:37

Кстати, особенно массовой ликвидация волжских маршрутов стала с середины 2000-х, так что ничем путинские "рывки" от ельцинского разгрома не отличаются.

4 декабря 2019 в 11:08

А может за эти "подвиги" и взбодрили ЕБН-центр наши властьимущие???Или они в 90-х годах были в подполье?В оппозиции?Не участвовали в развале-грабеже СССР?

4 декабря 2019 в 14:19

Так иди и пукни, камасутра-карановна, покажи свой "подвиг" "властьимущим"!

4 декабря 2019 в 14:53

Очень бы хотелось официально услышать оценку результатов реформ по всем направлениям (итоги надо же когда-то подбивать, 30 лет прошло?), имена разработчиков и "толкачей" реформ на протяжении этого периода. И не только ради малоприятного удовольствия знать имена "героев"... И еще хорошо, если бы назвали те области, где реформы удались в сопоставлении с заплаченной ценой. А то как-то в "потемках" то ли идем, то ли лежим.