Сообщество «Учебный космос России» 12:38 17 апреля 2018

6.М.В.Ковальчуку:Академия и международный туризм

"Академические записки". Туризм международный. "Физики" и "лирики". Человекознание. Краеведение. Регионоведение. Страноведение.

6. М.В. КОВАЛЬЧУКУ: АКАДЕМИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

Новые архивные и библиографические изыскания, фантастические возможности Интернета, заманчивость приключений в виртуальном пространстве – всѐ это позволяет объединить «очное» и «заочное», совершать волшебно-притягательные путешествия во времени и пространстве, вочеловечивать, метафорировать, одухотворять, анализировать и синтезировать, открывать, сопереживать, вспоминать о грядущем.

ВАЛУЕВО… РАЗГУЛЯЙ… ОСТАФЬЕВО… МОСКОВСКОЕ ПОДОЛЬЕ… Во глубине России… Движение времени… Воспоминание о будущем… Великие лики. Великие образы. Великие строфы. Удивительной весомости, мудрости, несказанной красоты древняя «мова»… - «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творiти, то растекашется мыслiю по древу, сърым вълком по земли, сизым орлом подъ облакы…». –

«…Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орѐл под облаком парил, Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед, Знал немало подвигов и схваток, И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов… - в переложении Николая Заболоцкого звучит слово Бояна Вещего.- Наш Боян… вспомнив дни былые, Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые, Вздрагивали струны, трепетали…».

Владельцу Валуева и Разгуляя АЛЕКСЕЮ ИВАНОВИЧУ МУСИНУ-ПУШКИНУ обязана Россия, обязана Европа, обязано человечество нахождением и публикацией величайшего духовно-художественного текста…

…Хотелось бы побеседовать с Михаилом Валентиновичем Ковальчуком об одном из важных (как нам представляется) в о п р о с о в: роль в «сближении» физико-математических, технико-биологических наук с дисциплинами гуманитарными, цивилизационно-«человедческими»… В частности, о краеведении, регионоведении, страноведении… О Т У Р И З М Е… О МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ…

Энциклопедизм, академическая эрудированность, профессиональная компетентность… «Все флаги в гости будут к нам»… Экскурсант и турист Большой Москвы, Великороссии откроет для себя немало поучительного, познавательного, расширяющего кругозор…

ЗВЁЗДНЫЕ ЧАСЫ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

(О чѐм повествуют туристические маршруты?)

…Где посох твой дорожный?

Возьми его, пускайся в даль;

Пойдѐшь ли ты через пустыню

Иль город пышный и большой,

Не обожай ничью святыню,

Нигде приют себе не строй…

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ

«Наших предков сильно беспокоила тайна мироздания.

Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней,

и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек,

которые мы бережно храним в музеях нашей словесной

памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологической эпики,

мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть

ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей…»

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

НИКОЛАЙ РУБЦОВ

Что увлекает человека в туристические странствования? Что сулит та или иная экскурсия? Почему и как возникает «охота к перемене мест», «овладевает беспокойство», влечение, даже жажда странствий, передвижений, обретений, новых далей и горизонтов? Очарует или, наоборот, разочарует тот или иной выбранный нами маршрут?..

Лермонтовский лирический герой-повествователь, размышляющий о бытийно-судьбоносных перспективах и горизонтах: «Когда, надежде недоступный, Не смея плакать и любить, Пороки юности преступной Я мнил страданьем искупить; Когда былое ежечасно Очам являлося моим И всѐ, что свято и прекрасно, Отозвалося мне чужим, - Тогда молитвой безрассудной Я долго Богу докучал И вдруг услышал город чудный»). Просьбы и мольбы были услышаны наконец Всевышним («Чего ты просишь? – он вещал. – Ты жить устал? О я ль виновен; Смири страстей своих порыв, Будь, как другие хладнокровен, Будь, как другие, терпелив. Твоѐ блаженство было ложно. Ужель мечты тебе не жаль?»). Смятенный вопрошатель слышит философско-провидческое наставление Всевышнего («Глупец! Где посох твой дорожный? Возьми его, пускайся в даль; Пойдѐшь ли ты через пустыню Иль город пышный и большой, Не обожай ничью святыню, Нигде приют себе не строй»).

Повременить мгновения просим, мысленно умоляем мы в пушкинском Михайловском и есенинском Константинове, толстовской Ясной Поляне и тургеневском Спасском-Лутовинове, чеховском Мелихове и бунинских Озѐрках… «Старца великого тень чуем смущенной душой» на маленьком степном полустанке Астапово… Тропинки, по которым хаживали Чайковский и Рахманинов; черѐмухо-сиреневые буйства, восхищавшие Жемчужное ожерелье Новой Москвы ВАЛУЕВО 7

некогда Левитана и Шишкина, Айвазовского и Куинджи; листопады, звездопады, солнцепады, вдохновлявшие Державина и Тютчева, Лермонтова и Фета, Лескова и Шолохова, Горького, Твардовского и Леонова…

«Есть в жизни человеческой вечные минуты…». Есть в людских судьбах «звѐздные часы» и прекрасные мгновения… Во имя «встреч» с ними и устремляются в путь-дорогу паломники и путешественники, туристы и экскурсанты…

Такие «встречи» ожидают нас на туристических маршрутах, связанных с достопамятностями и достопримечательностями Большой Москвы… Расскажем о некоторых из них…

Валуево - Вороново… Дворцовые усадьбы Ростопчиных и Мусиных-Пушкиных… Внимательному и любознательному туристу бросается в глаза некая художественно-архитектурная, некая ландшафтно-живописная общность этих «дворянских гнѐзд». Стоит только сравнить стремительных ланей над въездом в вороновскую и валуевскую «парковую зону»… Стоит только сравнить каскады прудов… Стоит только сравнить гостеприимную планировку аллей, клумб, цветочных композиций… Дальнейшее же «погружение» в этнографические, географические, историко-культурологические «глубины» как бы высвечивает эту самую «общность», но, конечно же, яркую индивидуальность важных объектов и субъектов истории государства Российского.

Отнюдь не случайно кинематографисты весьма охотно снимают здесь свои исторические и художественно-психологические сюжеты… Ту же «Гусарскую балладу»… Ту же «Войну и мир»…

Валуево - Остафьево… Философско-психологическое, просветительско-культурологическое «погружение» в таинственные, притягательные сферы истории отечественного искусства, государственности, творчества, «умничества»… Родственные связи, бытийно-бытовые контакты представителей известнейших дворянских фамилий: Воронцовых, Волконских, Оболенских, Вяземских, Карамзиных, Пушкиных, Мусиных, Шереметьевых, Арсеньевых, Салтыковых…

Из рук в руки переходили усадьбы, владения, земли; соседствовали, крестили детей, становились кумовьями, зятьями, сватами, золовками, невестками, свекровями и свѐкрами, сокурсниками и сослуживцами… Мемуары, архивные фонды, народно-поэтическая «мова»… Движение времени… Движение истории… Нравственно-духовные уроки и традиции…

Валуево - Троицкое… То ли Троицкое, что на Десне? То ли Троицкое, что на Красной Пахре? Или – тѐплостановское Троицкое? Или – Троицкое-Знаменское?..Во имя Святой Троицы на Руси возводилось много-много церквей… В Московии, Подмосковье, Примосковье, Русском Подстепье, Лесостепи – десятки «троицких» омонимов, топонимов. Одно из Троицких (совсем недалеко от вяземско-карамзинско-пушкинского Остафьева) принадлежало княгине Екатерине Романовне Дашковой… Екатерина Романовна собственноручно посадила десятки деревьев, лично планировала и контролировала работы по разбивке парка, окружавшего еѐ усадьбу… В Воронове «соревновался» с ней граф Фѐдор Ростопчин; в Валуеве – граф Алексей Мусин-Пушкин; они тоже были большими любителями и ценителями паркового искусства (кстати, в курсе их садово-парковых импровизаций была матушка-императрица Екатерина Великая)…

Валуево - Филимонки. Валуево – Тарутино. Валуево – Тѐплый Стан. Валуево – Красное. Валуево – Троицк. Валуево – Подольск. Валуево – Таруса… Москва-река и Ока, Нара и Пахра, Дон и Воронеж… Шаги Истории самой…

1.0x