Авторский блог Константин Луговой-Давыдов 20:05 7 июля 2018

3 июля 964 года – День победы русских войск над Хазарским каганатом

К написанию этой статьи меня побудила маленькая заметка на «Фэйсбуке». Про хазар, как историческое явление, я читал выборочно и у Льва Николаевича Гумилёва, и у Татьяны Васильевны Грачёвой. Что касается Великого князя Святослава, то я тоже много почерпнул интересного про этого человека, обучаясь на курсах при Международном Фонде славянской письменности и культуры, а также вращаясь в церковно-богословской среде. Князь Святослав – очень противоречивая личность. Но то, что было совершено русскими войсками под его предводительством 3 июля 964 г., до сего дня сияет светом над Русской Землёй.

Итак, 3 июля 964 года дружина князя русов — Святослава Игоревича - одержала сокрушительную победу над войском Хазарского каганата. Столица хазар — Итиль была взята войском Святослава и разрушена, затем были взяты и разрушены ключевые крепости иудейской Хазарии, составлявшие основу её власти. Хазары в течение многих лет истребляли население славянских племён, разоряло набегами все южные области Руси и распространяло своё влияние всё дальше на север.

Следует вспомнить, что к моменту призвания князя Рюрика и его братьев северо-русскими племенами на княжение (8(21) сентября 862 года) хазары контролировали гигантскую территорию. Южная граница Хазарского каганата проходила приблизительно по нынешней государственной границе России с Грузией и Азербайджаном. Северная граница – на территории современных Архангельской области, Республики Коми и Пермского края. Западная граница приближалась к государственной границе (в нынешнем виде) Украины и Белоруссии с Польшей. Ну а восточная находилась в окрестностях Аральского моря и в степях современного Северного Казахстана и приближалась к западным окраинам Сибири. Если смотреть по карте, то получается процентов 40 от территории Советского Союза…И вот с этим чудовищным образованием северо-русские племена, не желающие платить дань хазарам, начали борьбу под предводительством Рюрика и его потомков, освобождая постепенно кусок за куском русской земли от завоевателей. Упреждающий удар нанесла дружина князя Святослава.

Следует отметить, что Киев был хазарской крепостью «Самбатас» (у западных границ каганата), о чём упоминается в летописи византийского императора Константина Багрянородного, а также в хрониках арабских путешественников. Окончательно он был отбит у хазар и их данников только в 930-940 г.г. Считающийся основателем города князь Кий (он же Куйа) был военачальником хорезмийской гвардии кагана, который держал здесь гарнизон. Матерью городов русских Киев стал позже, когда был проложен путь «из варяг в греки», а в городе стали править князья славянского происхождения, начиная с Олега. Но это уже отдельная история…

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте крепости Саркела появляется русское поселение Белая Вежа, Тмутаракань переходит под власть Киева, есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле и Семендере до 990-х г.г..

Хазарский каганат был первым государством, с которым пришлось столкнуться Древней Руси. От исхода борьбы этих двух государств зависела судьба не только восточно-европейских племен, но и многих племен и народов Европы и Азии.

Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м г.г. 6 в., когда они как подчинённые племена участвовали в походах тюркютов в Закавказье. По-видимому, в начале 90-х г.г. 6 в. хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, признавая верховную власть Тюркского каганата. С крушением в 50-х г.г. 7 в. Западно-тюркского каганата, хазары обретают независимость. С этого времени и можно говорить о начале Хазарского каганата. Глава хазар объявил себя главой всех тюркских и кочевых племен Евразии, то есть каганом. Одержав победу над булгарами, хазары значительно усилились. Под их власть подпало все Северное Причерноморье, большая часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Ко второй половине 7 в. относится и покорение хазарами лесостепной полосы русского государства, которое историки 18-19 в.в. назовут Киевской Русью. Воспоминание об этом времени сохранилось в “Повести временных лет”, в рассказе о требовании хазарами дани с полян. В подчинении у хазар оказалось большинство тюркских и угро-финских племён, кочевавших в Причерноморских и Прикаспийских степях.

О происхождении хазар, как народа, можно прочитать у православного историка, немало проведшего времени в архивах, кандидата педагогических наук, доцента Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил России Татьяны Васильевны Грачёвой. Хорошо известны её книги, вышедшие по благословению Владыки Вениамина, митрополита Владивостокского и Приморского: «Невидимая Хазария», «Память русской души», «Последнее искушение России», «Святая Русь против Хазарии», «Когда власть не от Бога» и др.

Из 12 колен (племён) Израилевых, известных из Ветхого Завета, до времени Нового Завета (которое продолжается и по сей день) дошло только 2: Иудино и Вениаминово. Остальные либо погибли, либо рассеялись по всей земле и смешались с другими народами. Особый интерес представляет колено Даново, ибо из него должен явиться в последние времени истории человечества антихрист (будущий президент Земли и глава всемирной церкви, но власть его будет продолжаться 3, 5 года, после чего вновь придёт Христос Господь и будет судить все народы земли, всех живых и мертвых). Даново племя разделилось на две части.

Южная, имея навыки мореплавания, доплыла на своих судёнышках, имея навыки мореплавания, до островов Великобритании и Ирландии, а оттуда, впоследствии, их потомки, смешавшиеся с местными народами, добрались до Северной Америки.

Северная часть была пленена ассирийцами, вавилонянами, и переселена на север. Так они добрались до Кавказа и переселились, смешиваясь с окрестными народами, на Северный Кавказ и в степи, находящиеся выше…И именно потомки Северного Дана и образовали впоследствии хазарские кочевые племена.

Примерно в 730/731 г. один из знатных людей Хазарии Булан обращается в иудейскую веру. К 10 в. Хазария, подчинившая часть восточно-славянских племён, была мощным очагом распространения иудаизма и его воззрений.

Но следует отметить, что в каганате было две государственные религии: политическая знать исповедовала иудаизм, а военная знать со временем приняла ислам, который был близок ей, как кочевым воинам. Получилась горючая иудейско-мусульманская «смесь».

Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего, князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге, где разгромила зависимые от каганата племена волжских булгар и буртасов. Так Святослав обеспечил безопасность своего северного фланга. Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону. Достигнув хазарской столицы — Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар — крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество. После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост — крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для славянского влияния на Северном Кавказе — Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже 10—11 в.в. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе.

Хазарский каганат был сокрушён Святославом Игоревичем. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Но хазары, как народ, никуда не делись. Экономика – торговые связи в Евразии – осталась. Её носителями стали хазарские купцы. Часть из них ушла в Среднюю Азию, но большая часть, через русские земли, в Восточную, Центральную и Южную Европу. Так образовалась национальность ашкенази, т.е. восточно-европейские евреи…Именно потомки хазарских купцов создавали торговое объединение «Ганза» на Балтийском море, именно через хазар иудеи заполонили Европейский континент и получили определённый экономический и политический вес. По независимым оценкам, до 90 % современных евреев – это хазарские евреи, т.е. потомки хазар. Но эта тема выходит за рамки данной статьи…

Несколько лет назад князю Святославу был поставлен памятник – скульптура работы Вячеслава Михайловича Клыкова (бывшего много лет президентом Международного Фонда славянской письменности и культуры). Сначала в Запорожье (Украина), а затем и на Белгородчине…

Были в биографии Великого князя Святослава и, мягко говоря, не очень красивые эпизоды (в частности, разграбление Болгарии, уже после хазарского похода), но эта тема выходит за пределы настоящей статьи.

1.0x