Авторский блог Константин Луговой-Давыдов 20:05 7 июля 2018

3 июля 964 года – День победы русских войск над Хазарским каганатом

К написанию этой статьи меня побудила маленькая заметка на «Фэйсбуке». Про хазар, как историческое явление, я читал выборочно и у Льва Николаевича Гумилёва, и у Татьяны Васильевны Грачёвой. Что касается Великого князя Святослава, то я тоже много почерпнул интересного про этого человека, обучаясь на курсах при Международном Фонде славянской письменности и культуры, а также вращаясь в церковно-богословской среде. Князь Святослав – очень противоречивая личность. Но то, что было совершено русскими войсками под его предводительством 3 июля 964 г., до сего дня сияет светом над Русской Землёй.
18

Итак, 3 июля 964 года дружина князя русов — Святослава Игоревича - одержала сокрушительную победу над войском Хазарского каганата. Столица хазар — Итиль была взята войском Святослава и разрушена, затем были взяты и разрушены ключевые крепости иудейской Хазарии, составлявшие основу её власти. Хазары в течение многих лет истребляли население славянских племён, разоряло набегами все южные области Руси и распространяло своё влияние всё дальше на север.

Следует вспомнить, что к моменту призвания князя Рюрика и его братьев северо-русскими племенами на княжение (8(21) сентября 862 года) хазары контролировали гигантскую территорию. Южная граница Хазарского каганата проходила приблизительно по нынешней государственной границе России с Грузией и Азербайджаном. Северная граница – на территории современных Архангельской области, Республики Коми и Пермского края. Западная граница приближалась к государственной границе (в нынешнем виде) Украины и Белоруссии с Польшей. Ну а восточная находилась в окрестностях Аральского моря и в степях современного Северного Казахстана и приближалась к западным окраинам Сибири. Если смотреть по карте, то получается процентов 40 от территории Советского Союза…И вот с этим чудовищным образованием северо-русские племена, не желающие платить дань хазарам, начали борьбу под предводительством Рюрика и его потомков, освобождая постепенно кусок за куском русской земли от завоевателей. Упреждающий удар нанесла дружина князя Святослава.

Следует отметить, что Киев был хазарской крепостью «Самбатас» (у западных границ каганата), о чём упоминается в летописи византийского императора Константина Багрянородного, а также в хрониках арабских путешественников. Окончательно он был отбит у хазар и их данников только в 930-940 г.г. Считающийся основателем города князь Кий (он же Куйа) был военачальником хорезмийской гвардии кагана, который держал здесь гарнизон. Матерью городов русских Киев стал позже, когда был проложен путь «из варяг в греки», а в городе стали править князья славянского происхождения, начиная с Олега. Но это уже отдельная история…

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте крепости Саркела появляется русское поселение Белая Вежа, Тмутаракань переходит под власть Киева, есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле и Семендере до 990-х г.г..

Хазарский каганат был первым государством, с которым пришлось столкнуться Древней Руси. От исхода борьбы этих двух государств зависела судьба не только восточно-европейских племен, но и многих племен и народов Европы и Азии.

Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м г.г. 6 в., когда они как подчинённые племена участвовали в походах тюркютов в Закавказье. По-видимому, в начале 90-х г.г. 6 в.  хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, признавая верховную власть Тюркского каганата. С крушением в 50-х г.г. 7 в. Западно-тюркского каганата, хазары обретают независимость. С этого времени и можно говорить о начале Хазарского каганата. Глава хазар объявил себя главой всех тюркских и кочевых племен Евразии, то есть каганом. Одержав победу над булгарами, хазары значительно усилились. Под их власть подпало все Северное Причерноморье, большая часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Ко второй половине 7 в. относится и покорение хазарами лесостепной полосы русского государства, которое историки 18-19 в.в. назовут Киевской Русью. Воспоминание об этом времени сохранилось в “Повести временных лет”, в рассказе о требовании хазарами дани с полян. В подчинении у хазар оказалось большинство тюркских и угро-финских племён, кочевавших в Причерноморских и Прикаспийских степях.

О происхождении хазар, как народа, можно прочитать у православного историка, немало проведшего времени в архивах, кандидата педагогических наук, доцента Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил России Татьяны Васильевны Грачёвой. Хорошо известны её книги, вышедшие по благословению Владыки Вениамина, митрополита Владивостокского и Приморского: «Невидимая Хазария», «Память русской души», «Последнее искушение России», «Святая Русь против Хазарии», «Когда власть не от Бога» и др.

Из 12 колен (племён) Израилевых, известных из Ветхого Завета, до времени Нового Завета (которое продолжается и по сей день) дошло только 2: Иудино и Вениаминово. Остальные либо погибли, либо рассеялись по всей земле и смешались с другими народами. Особый интерес представляет колено Даново, ибо из него должен явиться в последние времени истории человечества антихрист (будущий президент Земли и глава всемирной церкви, но власть его будет продолжаться 3, 5 года, после чего вновь придёт Христос Господь и будет судить все народы земли, всех живых и мертвых). Даново племя разделилось на две части.

Южная, имея навыки мореплавания, доплыла на своих судёнышках, имея навыки мореплавания, до островов Великобритании и Ирландии, а оттуда, впоследствии, их потомки, смешавшиеся с местными народами, добрались до Северной Америки.

Северная часть была пленена ассирийцами, вавилонянами, и переселена на север. Так они добрались до Кавказа и переселились, смешиваясь с окрестными народами, на Северный Кавказ и в степи, находящиеся выше…И именно потомки Северного Дана и образовали впоследствии хазарские кочевые племена.

Примерно в 730/731 г. один из знатных людей Хазарии Булан обращается в иудейскую веру.  К 10 в. Хазария, подчинившая часть восточно-славянских племён, была мощным очагом распространения иудаизма и его воззрений.

Но следует отметить, что в каганате было две государственные религии: политическая знать исповедовала иудаизм, а военная знать со временем приняла ислам, который был близок ей, как кочевым воинам. Получилась горючая иудейско-мусульманская «смесь».

Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего, князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге, где разгромила зависимые от каганата племена волжских булгар и буртасов. Так Святослав обеспечил безопасность своего северного фланга. Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону. Достигнув хазарской столицы — Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар — крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество. После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост — крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для славянского влияния на Северном Кавказе — Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже 10—11 в.в. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе.

Хазарский каганат был сокрушён Святославом Игоревичем. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Но хазары, как народ, никуда не делись. Экономика – торговые связи в Евразии – осталась. Её носителями стали хазарские купцы. Часть из них ушла в Среднюю Азию, но большая часть, через русские земли, в Восточную, Центральную и Южную Европу. Так образовалась национальность ашкенази, т.е. восточно-европейские евреи…Именно потомки хазарских купцов создавали торговое объединение «Ганза» на Балтийском море, именно через хазар иудеи заполонили Европейский континент и получили определённый экономический и политический вес. По независимым оценкам, до 90 % современных евреев – это хазарские евреи, т.е. потомки хазар. Но эта тема выходит за рамки данной статьи…

Несколько лет назад князю Святославу был поставлен памятник – скульптура работы Вячеслава Михайловича Клыкова (бывшего много лет президентом Международного Фонда славянской письменности и культуры). Сначала в Запорожье (Украина), а затем и на Белгородчине…

Были в биографии Великого князя Святослава и, мягко говоря, не очень красивые эпизоды (в частности, разграбление Болгарии, уже после хазарского похода), но эта тема выходит за пределы настоящей статьи.


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
7 июля 2018 в 21:12

Уважаемый Константин, добрый вечер!Походы подобные тем, которые совершил Святослав( сюда можно отнести и завоевания монголов и Александра Македонского) относятся больше к области мифов, пусть и красивых мифов. Армию в походе необходимо снабжать продовольствием, оружием, лечить раненных бойцов и так далее. Это и в более поздние, более технически оснащённые , времена требовало больших усилий. Можно вспомнить, в связи с этим, нашествие Наполеона. При всей своей гениальности Великий полководец и его интендантские службы не смогли решить этой проблемы. Да и Вторая мировая война дала массу примеров этому. Известны рейды англичан, длительностью до двух месяцев, в джунгли. Так вот, к обеспечению этих рейдов, в большом количестве, привлекалась авиация и другая техника и всё равно это требовало сверх усилия и умение английского искушённого командования. Есть и более поздние примеры. Боевые действия одного единственного батальона морской пехоты на Северном Кавказе обеспечивал весь Северный флот.
С уважением и признательностью,А.Штибин

8 июля 2018 в 18:22

Уважаемый Александр, спасибо большое за комментарий. Поясню, по какой причине я с Вами не согласен. Нельзя современными методами оценивать прошлые поколения. Всегда будет ошибка. Научные достижения древних цивилизаций удивляют. Многие открытия, сделанные за последние 2-3 века, были известны в древности.
Но всё равно спасибо за проявленное уважение.

7 июля 2018 в 22:13

"Надо сказать, что в СССР концепция кочевых государств, будто бы отличающихся большой культурой, всегда пользовалась негласной поддержкой властей. В 20-30-е годы на эту тему много писали так называемые «евразийцы» - группа интеллигентов-коллаборационистов, сошедшихся с большевиками на почве общей ненависти к России и русской истории. В 60-70-е годы их педерастическая «теория» получила развитие в писаниях Льва Гумилёва, хотя его советские поддерживали из побуждений, так сказать, позитивных. Гумилёв был интересен азиатской части коммунистической номенклатуры не как русофоб, а как тюркофил. Его опусы до сих пор служат фундаментом националистической мифологии в азиатских республиках СНГ и РФ. В этом смысле Гумилёв имеет право на существование, правда не как историк, а как политический агитатор-шовинист. Но зачем его вульгарная отсебятина нужна русским людям – совершенно не понятно. Как учёный он не существует, как автор «полезных легенд» бесполезен и даже вреден.
Что касается собственно хазар, то нельзя даже сказать, что их историческая роль была незначительна. Таковой не было вообще. Если кочевников тюрков или кочевников монголов можно легко обнаружить в современной действительности и тем более в историческом прошлом, то никаких данных о существовании хазар нет. Их нет сейчас, их не было и раньше. Археологические находки на территории «великой Хазарии» (два-три плохо атрибутированных черепка за сто лет поисков) это постыдный фарс. Ничего там не нашли и найти не могли.
В 19 веке аппарат Российской империи решил в утилитарных целях («разделяй и властвуй») выделить в быстро консолидирующемся еврействе группу крымских евреев-караимов. Тут же инициативные ренегаты из числа польско-литовских евреев записались в выдуманное сословие и стали писать фантастические документы о будто бы трёхтысячелетней истории мирового караимства. Главой прытких фальсификаторов был Абрам Фиркович, сначала в прозе и стихах отмежевавшийся от «раввинистов», а затем написавший целый свод якобы им найденных «древних» рукописей. Из этих документов следовало, что караимы были древнейшими обитателями Крыма, который они получили от персидских царей за хорошее поведение. Там же говорилось что караимы это дожившие до современности потомки хазар. Евреи подвергли писания Фирковича насмешкам, но русское правительство с удовольствием сделало вид, что верит этому бреду. На основании того, что «караимы во время распятия Христа жили не в Палестине, а в Причерноморье», им были даны большие сословные льготы.
Нетрудно заметить, что Фиркович рецептировал к местным условиям государственную легенду о монголо-татарах (потомками которых считали кочевников Крымского ханства). Изображая караимов наследниками ассимилированных кочевников, Фиркович резко повышал статус этой группы евреев в сословной российской монархии.
После революции миф о хазарах был обернут черносотенцами в другую сторону. В этом была своя логика, так как действительно роль любых кочевников в становлении централизованного государства двойственна. С одной стороны, татары совершали набеги на земледельческое население юга России, с другой - составили значительную часть российской военной аристократии. Если Фиркович напирал на второе обстоятельство, то в условиях национального кризиса легенда о «неразумных хазарах-евреях» стала отождествляться с «монголо-татарским игом». В свою очередь большевистское правительство в пику белогвардейской пропаганде и в видах поощрения антирусского евразийства стало поддерживать версию «уникальной хазарской цивилизации». Однако советская номенклатура состояла из нескольких частей, уже в силу своей численности русские входили в её состав, хотя и в смещённой пропорции. Для облегчения тиранического правления Сталину нужно было периодически натравливать одну часть номенклатуры на другую. Динамика стравливания обуславливалась и внешнеполитическими причинами. На волне лицемерного русского национализма хазары опять превратились в синоним поработителей русского народа. В зависимости от колебаний курса партии, а также в соответствии с зовом своего сердца по степям Прикаспия и Предкавказья ползали группы русских и еврейских археологов, в книгохранилищах корпели русские и еврейские архивисты. В этих условиях найти что-то конкретное было трудно и опасно. Ничего и не нашли. По националистическому зову крови, конечно, хотелось, но как говорится, «стрёмно». Представьте, что Новгород копают то русские, то эстонцы, а политика руководства меняется раз в пять лет и вообще чёрт ногу сломит. Вот и остались хазары недоделками исторического диснейленда. Готы, кельты, гоблины, эльфы, викинги, хоббиты, халдеи, орки и прочая сказочная живность процветает. Есть про них и фильмы и мультики, и компьютерные игры, и диссертации государственных «историков». А бедные некрасивые «хазары» сидит зарёванными чебурашками на верхней полке «Детского мира». Никому-то они, недоделанные, не нужны. «Забыли!»
Хазар можно было бы использовать за пределами России, прежде всего еврейским пропагандистам. Заиметь могущественное древнее царство иудаистов им соблазнительно, но опять только с одной стороны. Караимы для Израиля презираемые ренегаты, к тому же кочевники-иудаисты не вписываются в официальную доктрину городской цивилизации, противостоящей кочевникам-мусульманам".
Это - Галковский.

8 июля 2018 в 02:13

Мне казалось что основная масса населения Хазарии была тюркского происхождения, а верхушка иудеи Оказывается все хазары это евреи Тогда они ,возможно, уже тысячу лет затаили на нас обиду за разгром их каганата Их первоначальная граница я думаю проходила не по архангельской области а южнее где-то в районе Воронежа, может чуть повыше В школе по истории про каганат мало говорилось, да и сейчас о нем не слышно Не совсем верно в статье говорится, что в седьмом веке хазары наступали на русское государство Тогда его еще не было,а были племена вятичей, полян, радимичей, кривичей и других

8 июля 2018 в 18:15

Николя, граница Хазарского каганата менялась. В описанных мной пределах это иудео-мусульманское государство находилось на момент призвания Рюрика и его братьев на княжение, т.е. в 862 г.

8 июля 2018 в 07:58

Автор, подскажите нам местоположение столицы Итиль а то я никак на карте её найти не могу.

8 июля 2018 в 18:17

В районе дельты Волги, т.е. недалеко от современной Астрахани.

8 июля 2018 в 08:00

Столица всё таки.

8 июля 2018 в 08:56

Сам Гумилев признается, что ничего не нашли: "...удалось найти черепок IX-XI веков, он торчал из подмытого берега, точно датируя слой, в котором лежал. Над ним находилось 2,3 м речных наносов, образовавшихся за последнюю тысячу лет, потому что просесть через плотную аллювиальную глину маленький черепок не мог. Гумилев обследовал рельеф этого участка, его конфигурация вполне соответствовала средневековым описаниям местности, где лежала столица Хазарии. Но если город был тут, то он уничтожен без остатка".
Как?! Почему Рим, Египет, раннее европейское средневековье оставили свои памятники - весомо, грубо, зримо, а Хазария - ни хрена? Да потому, что ее и не было. То есть она была, но именно, как сегодняшняя Еврейская автономия на Дальнем Востоке. Евреев нет, а автномия есть. Даже плохопереваренная Алла Гербер сбежала с исторической Родины. И попытки русских губернаторов упразднить ее натыкаются на дикий гвалт хамов-соловьевых, который заявил, что "вы (славяне) у нас в гостях".
Поэтому эту чушь следует игнорировать. И посмотрите, как в две руки играют на этой теме еврейские и "русские нацисты.

8 июля 2018 в 09:04

Николя Селиванову.
Проследить территорию влияния Хазарского Каганата не трудно - по менталитету, это прежде всего народы Северного Кавказа - бывшие абреки, традиционно грабившие сопредельные северные районы и, прежде всего, славянские, ибо здесь только они занимались земледелием и оседлым скотоводством. Получилась гремучая смесь - бандит-кавказец скрестился с торгашом евреем. Получился торгаш с кинжалом. Я жил в детстве в селе, где было много ссыльных чеченцев и ингушей и знаю этих хазар не по наслышке - упаси вас чёрт взять в подарок от *хазарина* хотя бы пуговицу - расчитываться будете шубой.
А за своё поражение хазары отомстили чисто по хазарски - они через Владимира ввели на Руси иудейскую веру, иудейских богов и богоматерей. А психологически - чью веру ты принял, того и власть ты принял. Так что тут или крестик сними и стань антисемитом, или заткнись и молись еврею, чтобы он тебя избавил от евреев.

10 июля 2018 в 12:33

Традиция "попросил сбрую - отдавай лошадь" есть (была) у якутов, к примеру.
Насчёт веры... Какую бы веру (идею) не пытались привить к Русской земле, результат был -русификация этой веры. Доказательство - наше с вами наличие и наши взгляды, никак не похожие на хазаро-иудейские.
Напротив, если человек по духу "хазар" (впитавший чёртов дух) - ему никакая "русская кровь" не поможет очиститься.

8 июля 2018 в 11:46

Надо запомнить этого Луго-Выдого, тему с Хазарией проталкивал и Талтберг а это значит что они заодно.

8 июля 2018 в 18:18

Уважаемый Алексей, давайте Вы не будете коверкать фамилии (или псевдонимы) и проявлять уважение.

8 июля 2018 в 19:16

Такие тексты возможно и стоит давать в порядке саморазвития, но с обязательными пре или посткомментариями редакции.
Как у Булгакова:
"Желательно, гражданин артист, что бы вы немедленно разоблачили технику ваших фокусов".
Ибо в отсутствие такой озвученной официальной позиции, заходящие на сайт посетители могут легко перепутать "ЗАВТРА", с заполонившими Рунет либерально помойными ресурсами.