Авторский блог Сергей Угольников 03:00 19 августа 2009

ИСПОВЕДЬ «БОЯНА»

НОМЕР 34 (822) ОТ 19 АВГУСТА 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Угольников
ИСПОВЕДЬ «БОЯНА»

Технический прогресс изменил не только звучание, но и форму множества музыкальных инструментов. Но наибольшую узнаваемость (при громадном варьировании современных возможностей звукоизвлечения) сохранили, как ни странно, именно меха и клавиши старинного, древнего, но легко узнаваемого баяна. Поэтому былинное название "Боян", который носит Государственный Академический Русский Концертный Оркестр под управлением Анатолия Полетаева, может восприниматься слушателями и как динамичная множественность симфонических изменений, придания классическому звучанию элементов новизны и народности.
Ещё при своём создании в 1968 году Оркестр носил экспериментальный характер: народные инструменты были оснащены радиоаппаратурой. Ныне "Боян" соединяет в себе два начала — традиционные народные инструменты России и инструменты симфонического оркестра: флейты, гобой, фагот, валторны, трубы, тромбон, литавры, скрипки, альты, виолончель и даже синтезатор.
В скоротечной современности на просторах интернета термином "Боян" принято обозначать не только музыкальный инструмент, но и старинную (по меркам сообщества), известную всем новость. Потому выступления оркестра могут произвести неоднозначное впечатление на различные аудитории. Слушатели, которые привыкли к тому, что оркестровые гармонии за последнее время претерпели большие метаморфозы, могут быть недовольны слишком консервативным исполнительским подходом. А у публики, привыкшей к аутентичному воспроизведению забытых за годы "демократических преобразований" мелодий, может возникнуть неприятие сплава элементов современного звучания с влиянием советской вокальной и исполнительской школы. И, как несложно понять, для расширения своей аудитории, не входящей в вышеуказанные типы, оркестру необходимо систематизировать группы слушателей. Посему диск под названием "Исповедь…" можно считать не только фиксацией нынешнего репертуара, но и представлением о возможных путях развития.
Участие в записи приняли Большой Академический Хор Радио "Останкино" под управлением Л. Ермаковой и Государственный академический Московский Областной Хор под управлением А. Кожевникова. В произведении Иеромонаха Романа "Монастырский хорал" солирует Николай Дмитриев, а в пушкинской "Молитве" — Николай Крылов. В лиричной симфонии Анатолия Полетаева "Наша Деревня" вокальную партию исполняет Галина Кулюкина, а в "Заповеди" — Наталья Ермакова. Она же, вместе с Евгением Поликаниным, солирует в державных партиях "Гимна Единству" (творение В.Исайчева), "За Великую Россию" А. Божкова, и "Оде Богородице" С. Коломенского. "Ангел мой" В.Самарина исполнил Евгений Поликанин.
Как уверяют некоторые слушатели и завсегдатаи выступлений "Бояна", многопластовые произведения, временами напоминающие оратории, оказывают не только эстетическое, но и оздоровительное воздействие. А выпущенный диск помогает оценить дальнейшие перспективы коллектива.

1.0x