Авторский блог Елена Антонова 03:00 20 мая 2008

БАСОВЫЙ КЛЮЧ К УСПЕХУ

НОМЕР 21 (757) ОТ 21 МАЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Елена Антонова
БАСОВЫЙ КЛЮЧ К УСПЕХУ
Неувядаемый Евгений Нестеренко
К своему 70-летнему юбилею всемирно известный русский бас — профессор Московской, Венской и Будапештской консерваторий, народный артист СССР Евгений Евгеньевич Нестеренко подошел в превосходной певческой форме. Как ему удалось сохранить её — тайна сия велика есть. Ведь только московским любителям музыки (а работает он сейчас в Вене, одной из музыкальных столиц мира, где и по сей день востребован на все 100%) Нестеренко подарил в дни юбилейных торжеств три незабываемых вечера, дав возможность испытать наслаждение от "искусства дивного" во всех жанрах басовой классики.
В день Рождества Христова Нестеренко исполнил в Большом зале консерватории сольную партию в "Рождественской оратории" для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра архиепископа Венского и Австрийского Иларионона (Алфеева). Два речитатива, окаймляющие рассказ Евангелиста, вместе с центральной арией "Ныне отпущаеши", спетые его мягким с неповторимыми обертонами басом, создали тот эмоциональный настрой, который во многом предопределил большой успех этого современного симфо-хорового сочинения.
В начале февраля состоялось второе юбилейное выступление Евгения Евгеньевича, на этот раз — в Колонном зале Дома союзов, где все первое отделение было отдано юбиляру. Он не только с блеском спел романсы и песни Даргомыжского, Мусоргского, Гурилева, Свиридова, Хренникова — широко известную камерную классику басов, но и сыграл их так, что миниатюрные сценки, рождавшиеся прямо на глазах, заставляли зал взрываться шквалом аплодисментов. Исполнил Нестеренко и две арии: Сусанина из оперы Глинки "Жизнь за царя" и Кончака из оперы Бородина "Князь Игорь". Последняя потрясла особенно. Только что перед нами стоял и с улыбкой кланялся зрелый русский человек в концертном одеянии — и вдруг с первыми аккордами он превращается во властного, знающего себе цену сатрапа, который, отдавая должное храбрости и благородству пленника, любыми способами пытается добиться его приязни. Удивляет огромный профессионализм и артистизм певца, подвижность голоса и тонкость нюансировки, артикуляция и дикция, но, главное, его экспрессия и умное сердце. Закончилось отделение совместным пением юбиляра и Камерного хора под управлением Владимира Минина "Легенды о 12-ти разбойниках" и "Верую" Гречанинова. А потом хор спел здравицу Нестеренко — художнику, учителю, мастеру.
Во втором отделении юбиляр принимал поздравления от театров, консерваторий, иных учреждений культуры. Их было много. Веселых, остроумных, творческих и не очень. Вечер завершился залихватским пением басов "с улицы", где главным закоперщиком оказался сам мэтр. Вместе с басовитыми детьми (учениками) и внуками (учениками учеников) он с озорным блеском в глазах возглашал: "Улица, улица, ты, брат, пьяна!"
Сразу после майских праздников настал день последнего юбилейного выступления Нестеренко, в котором он должен был исполнять одну из сложнейших партий мирового басового репертуара — первосвященника Захарии в опере Верди "Набукко". Эта опера заявила о рождении редкостного мелодиста и музыкального драматурга, после чего вся Италия, а затем остальной музыкальный мир признали Верди. В последней постановке оперы в Большом театре (2001), несмотря на модное нынче переосмысление сюжета, связавшее его с историей третьего рейха, режиссер-постановщик Михаил Кисляров сохранил основные драматургические ходы Верди. Музыкальная ткань не претерпела каких-либо серьезных изменений, что и позволило Нестеренко, строго относящегося к таким переделкам, принять ее. Хотя, по-моему, даже "мягкое" осовременивание сюжета говорит о примитивизме мышления нынешних режиссеров. Но здесь речь — не об этом.
Образ Захарии в трактовке Нестеренко развивается по восходящей в точном соответствии с музыкой Верди, выразительность и красота мелоса которой становится всё полнее и насыщеннее по мере приближения к финалу. Проникновен- ный чудный голос артиста, игра, пластика движений, монументальность поз, наконец его грим и прекрасный костюм сотворили почти библейского персонажа, сродни ветхозаветным пророкам. И образ этот подкреплен незабываемо мелодичными и экспрессивными хорами, которые с чувством исполнил хор Большого, чьи традиции восходят ко времени выдающегося хормейстера Станислава Лыкова. "Не испортили борозды" и исполняющие роли Набукко — заслуженный артист России Владимир Редькин, считающийся сейчас одним из лучших вердиевских баритонов мира, и Измаила — наш знаменитый тенор народный артист СССР Зураб Соткилава. В таком составе опера звучала прекрасно, хотя "браво" по праву принадлежало прежде всего Верди и Нестеренко.
Юбилейные концерты Евгения Нестеренко в Москве завершены. Его заключительное выступление в Большом театре дало ответ и на щекотливый вопрос, который однажды начинает "доставать" каждого крупного артиста. Для вокалиста он звучит примерно так. Можно ли того, кто в течение многих лет формировал лицо музыкального мира, и сегодня считать выдающимся певцом современности? Нестеренко убедил, что для него сейчас ответ один. Да!
1.0x