Авторский блог Александр Титов 03:00 4 марта 2008

Ночной Париж

картинки с выставки Анри Тулуз-Лотрека

Первая в России выставка Анри де Тулуз-Лотрека открылась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Интерес к творчеству знаменитого француза среди москвичей оказался весьма высок. В выходные дни хвост очереди можно было видеть аж на Ордынке, отчего руководство галереи отменило "понедельники", и теперь выставка работает без выходных.

Ярчайший представитель живописной школы так называемого постимпрессионизма Лотрек знаменит и как график: он автор афиш, иллюстраций, нотных обложек, карикатур и набросков. В Третьяковке можно увидеть более 80 его работ из коллекции, некогда собранной Жаком Дусе, плюс автопортрет художника из частного швейцарского собрания. Экспозиция называется "Парижские удовольствия" и приглашает в исчезнувший мир парижской богемы конца позапрошлого века, в мир воспетый, и навсегда запечатленный, запечатанный, отпечатанный "гениальным коротышкой".

Солисты и танцовщицы кабаре, жокеи, собаки, цирковые лошади, рожденные в сумерках века, в алых и зеленых пятнах, немного гротескные персонажи старого Парижа.
Коротконогий карлик, смешащий прохожих своей пингвиньей походкой, искал вдохновения среди циркачей и бесконечных проституток.

Афиши, плакаты, этикетки — их блистательно, с видимой легкостью и точностью формулировал на листе Лотрек — хоть и считались "низким жанром", принесли художнику мировую славу. Приближалась эпоха дизайна, масскульта, тиражного искусства, индустрии развлечений. Именно плакаты и постеры в литографической техники давали необходимую фактуру, создавали пространство для открытия. И открытие состоялось! Анри Тулуз-Лотрек из буйства импрессионизма открыл дверь в модерн, в изумрудный мир абсента, в мир искаженных линий и глубоких темных фонов.

Отпрыск древнего аристократического рода Лотрек спрыгнул с корабля современности, канул на дно, воспел падший ночной мирок кабаре "Мулен Руж", вывел в вечность полуфантастических существ, чей век недолог. По сути, заплатив за свое искусство жизнью.

Увлеченность рисованием, фанатичная преданность своему выбору совмещались с бесконечными кутежами, беспробудным пьянством и богемным развратом. Путь экзальтации и саморазрушения, который выбрала его душа, привел к белой горячке и сумасшедшему дому. А потом и к преждевременному концу. Сифилис и алкоголизм привели к инсульту.

После этого события целых десять лет десятки художников по всему миру беззастенчиво "лотречили", подпав под художественное обаяние этого падшего ангела французской живописи. Графика, выставленная в Третьяковке, лишь малая часть художественного наследия Лотрека, которое собрано в музее дворца Берби в Альби. Там хранятся свыше 200 картин и более 400 рисунков.

Но именно графика в своей композиции и технике явила чистоту стиля, а также позволяет насладиться именно мастерством рисования. Ведь рисунок Лотрека отрывает его искусство от пресыщенности и неутоленности импрессионистов и создает густой замес магизма и эротизма, сформировавших тип культуры на стыке веков.

1.0x