Авторский блог Редакция Завтра 03:00 2 октября 2007

ТАК!

№40 (724) от 3 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Тит
ТАК!

Всю ночь чистил шкаф и стол. Уничтожал накопившиеся архивы.
Отрывочные записи, неопрятно торчащие из конвертов пожухшие газетные вырезки. Прежде чем отправиться в топку, каждый листок пел свою лебединую песню, заставляя обратить на себя внимание. Так я погружался, возвращался в близкую и, слава Богу, ушедшую эпоху, на которую пришлось крушение страны и обрывки моей неполноценно-безответственной молодости. "Мы — дети страшных лет России…" Из перестроечной круговерти — после плясок на гробах и пенного депутатского гвалта — родилась сущность, которая питалась душами в 1991-м и парным человеческим мясом в 1993-м.
Когда-то в юные годы я зашел в мастерскую скульптора, располагавшуюся в Старых торговых рядах у Красной площади. Оставшись один в помещении, я услышал странный звук. Он был тонок, интенсивен и повсеместен. Как я вскоре понял — это невидимые жуки-короеды уничтожали вырезанные из дерева гениальные творения Дмитрия Цаплина: "Весна", вариант "Поднимающегося человека"… Эту мастерскую опечатали, а потом дверь в нее забетонировали. Скульптуры превратились в труху.
А потом, в холодном октябрьском тумане 1993-го, назойливый короедный звук снова зазвучал у меня в ушах. Какие-то люди в комбинезонах грузили трупы защитников, сложенные штабелями в парке имени Павлика Морозова, в серой мгле гордо возвышался закопченный стакан Дворца Советов. Короеды пожирали страну. Сжиралась не только собственность — заводы и скважины. Сжирались — сказки, мифы, историческая память.
Находясь в эпицентре этого хруста, переходящего в раскаты и треск, порой возникало ощущение, что шансов нет. А если всё кончено, то гори оно синим пламенем! Элементы патриотического декаданса, как трупные пятна, стали расползаться по русской интеллектуальной, духовной среде. Кто-то ушел, как в оборону, — в глухое пьянство. Не только по слабости, но и от страстного желания ничего не видеть и не слышать. Кто-то стал "нигилистом справа" заявив: "Народ-Берендей — тряпка, быдло. "Аншлаг" смотрят, придурки, пока их имеют". Один немолодой ученый-филолог так и сказал мне: "Не хочу быть больше русским. Стыдно быть русским". И даже передал мне бумагу, где вполне официально с датой и подписью он написал отречение. И обосновал всё, к моему ужасу.
Умер вскоре, через полгода. Как я и подозревал — не смог переквалифицироваться. А бумажка-то вот она, в руках у меня… В топку, в топку!
Еще характерное дело — говорили: "Всё равно, в итоге, ничего не получилось. Вся история насмарку… Путь в яму!". Получалось как в той песенке: "Если кукла выйдет плохо, назову её дуреха…".
На закате ХХ века вышло очень даже плохо. И державники, националисты в сердцах стали повторять зады либеральной болтовни: "России нет, а это значит, что ее и не было…"
Ух, как только не издевались над российским обывателем, который и Эволу не читал, и "голосует сердцем", и Таню Буланову под водочку слушает…
А сегодня, когда вроде проскочили — бутылочное горлышко миновали — те же люди не хотят понимать, что этот самый обыватель русский, советский — страну-то и спас. "Обыватель" — потому, что многие заранее решили, что народа у нас не существует. Что есть "совок" и прочий "электорат". Ан, нет! Поколение сменилось. Выросло новое — под прессом ужасным, в условиях ломки и катастрофы, в атмосфере распада общества. Выросло и оказалось, что все ценности, все архетипы — сохранены. А значит, будет и история, и территория. Будет Россия!
И для того, чтобы любить народ, вовсе не надо его обожествлять. Достаточно сегодня изучить себя самих. Узнать себя как российского обывателя. Изучить в себе не какие-то выдающиеся способности, но как раз те заурядности, которые для нации — постоянны и определяющи. Если хотите, нужна усредненная модель жителя России начала XXI века!
Если мы создадим эту модель, то сможем понять, что же ему — точнее, нам всем, — надо. Какая нужна власть, какие дома строить, какие продукты есть, какие книжки читать! Понятное дело, до этой модели надо еще докопаться. Но стремиться к такому знанию надо. Оно позволит строить нашу жизнь правильно, с наименьшими потерями. Без привычных срывов и родного бреда. В ближайшие годы — это единственный выход.
1.0x